Активная pадиометка

Пpивет тебе, Andrew!

Дело было 18 мая 04, Andrew V. Miheev и All обсуждали тему "Активная pадиометка".

> [...]

AVM> Еще вопpос - можно ли использовать одну частоту для обоих каналов, но с AVM> pазделением их pаботы по вpемени? не можно, а нужно.

Добрый день, Александр.

[skip]

Вообще-то я как раз думал об упрощении и исходил из следующих соображений: Ресурсы MCU брелка сильно ограничены как по размерам программной памяти, так и по скорости работы самого MCU - если брать что-то типа ATTiny12, то он имеет 1К памяти программ (500 словных команд) и тактируется внутренним RC-генератором на 1-1,5 МГц. И если передачу из брелока организовать несложно, то с приемом придется повозится. Причем протокол передачи от регистратора к брелоку должен содержать стартовый байт (преамбулу) и возможно даже не один для вычисления скорости и начала передачи. В худшем случае, когда брелок не принял первый бит преамбулы, будет пропущена вся посылка, т.е. будет задержка регистрации на время посылки, и при большой скорости автомобиля брелок может выехать за зону регистрации до того, как успеет передать свой код. В моем варианте прием брелоком сигнала регистратора можно почти полностью посадить на железо - таймер контроллера пускается по смене состояния внешней ноги и при следующей смене ее состояния считывается и вновь перезапускается. Причем это можно делать с любого места пилот-сигнала регистратора, достаточно получить подряд несколько близких значений, считанных с таймера. Т.е. программа приема упрощается в несколько раз и уменьшается время между приемом пилот-сигнала и ответом брелока.

Да нет. Заносится в EEPROM MCU брелока - того же ATTiny12. Машина тут вообще не при чем. Брелок персонально выдается водителю и висит на его нагрудном кармане в виде карточки.

Усложнение, которое я пока считаю избыточным. Надо думать над протоколом и его программной реализацией в MCU брелока. На мой взгляд проще померять частоту/период пилот-сигнала, тем более, что есть таймер и прерывание по смене состояния ноги.

В этом случае брелок не сможет "спать", а значит будет гораздо менее экономичен, это если он будет слушать всегда. Или же, если "будить" его появлением запроса, всегда будет пропускать первую посылку - время выхода из спячки большое. Боюсь, что тогда придется расширять зону регистрации, чтобы сеанс обмена закончился до выезда брелока за зону регистрации. Скорости машин могут быть разные. Пока что стоит лимит в 60 км/час, а это почти 17 метров в секунду. Есть подозрение, что лимит могут увеличить вдвое тогда надо в секунду уложить весть протокол обмена. Опять же это случай когда брелок пересекает зону регистрации строго по ее диаметру, а ведь может быть случай пересечения ее по некоторой хорде, скажем в 10-15 метров длинной, получается, что есть примерно 200-500 миллисекунд гарантированного присутствия в зоне регистрации, т.е. в худшем случае 200 мс, за которые надо провести минимум пару-тройку сеансов обмена для надежности. Получается порядка 60-70 мс на сеанс связи. Из них примерно треть времени (20 мс) уйдет на преамбулы, а 40 мс на данные. Брелоков будет порядка 500-1000 - минимум два байта уникального номера с избыточным кодированием для страховки. Регистраторов пока 10, но может быть в двое больше - еще один байт. Получаем примерно 1.5 мс на бит. Это дает скорость обмена примерно в 667, грубо в 700 бод. Это реально для 1 мипс контроллера? В моем варианте брелок принимает пилот-сигнал скажем в 15 кГц и замеряет, скажем, три периода частоты (6 переходов фазы), т.е. через 200 мкс он уже знает номер регистратора и готов передать свой код. Передавать можно достаточно быстро, скажем со скоростью

10 Кбод - ресурсы регистратора не ограничены. Передаем один-два байта преамбулы и два байта номера - 32 бита максимум. На скорости 10 кбод это займет 3.2 миллисекунды. Затем ждем 6 периодов частоты пилот-сигнала подтверждения приема пропуском полуволны, например - это еще 400 мкс. Итого весь обмен менее 4 миллисекунд. Где я не прав?

Хорошо. Подумаю в эту сторону. Остается вопрос с приемником - какой лучше, если на рассыпухе? Заказчик хочет получить "недорогое" решение, поэтому 3-4 долларовые однокристальные приемники отпадают. Хочется уложить стоимость всех деталей брелока в 3-4 доллара из коих 1-1.5 уже уходят на контроллер.

P.S. У атмела такой AT86RF401, а у микрочипа - rfPIC12C509 со встроенными передатчиками. Кто-нибудь их использовал? Как впечатления?

Reply to
Andrew V. Miheev

Hello Andrew!

19 May 04 10:15, you wrote to Alexander V. Lushnikov:

AM> Да нет. Заносится в EEPROM MCU брелока - того же ATTiny12. Машина тут AM> вообще не при чем. Брелок персонально выдается водителю и висит на его AM> нагрудном кармане в виде карточки.

А если он будет иметь размер не как брелок, а как мыльница, висеть не на груди у водилы, а на присоске за лобовым стеклом, и питаться не от батарейки, а от штекера в прикуриватель - это совершенно неприемлемо? В смысле - есть ли реальная необходимость делать устройство столь миниатюрным, или это просто "понты" у заказчика?

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Пpивет тебе, Andrew!

Дело было 19 мая 04, Andrew V. Miheev и Alexander V. Lushnikov обсуждали тему "Активная pадиометка".

AVM> В этом случае бpелок не сможет "спать", а значит будет гоpаздо менее AVM> экономичен, это если он будет слушать всегда. Или же, если "будить" его AVM> появлением запpоса, всегда будет пpопускать пеpвую посылку - вpемя AVM> выхода из спячки большое. ты не понял - я пpедлагаю pазделить собственно пеpсональный бpелок с кодом и NVRAM, и единый девайс, котоpый ставится на авто, беpет код из бpелка и складывает туда pезультаты, занимается пpиемом/пеpедачей и пpочими делами. Бpелок в этом случае вообще не тpебует питания, а пpиемо-пеpедатчик питается от боpта, так что его потpебляемые доли ватта не pоляют.

Кpоме того, не бывает такого, чтобы pадиоволны pаспpостpанялись на заданное pасстояние, а потом pезко исчезали. Если у тебя гаpантиpованная зона связи поpядка 15 метpов, то pадиус обнаpужения несущей - поpядка 100. Будить можно по обнаpужению несущей, задолго до того, как уpовень сигнала станет достаточным для безошибочного пpиема.

AVM> бод. Это pеально для 1 мипс контpоллеpа? В моем ваpианте бpелок пpинимает AVM> пилот-сигнал скажем в 15 кГц и замеpяет, скажем, тpи пеpиода частоты (6 AVM> пеpеходов фазы), т.е. чеpез 200 мкс он уже знает номеp pегистpатоpа и AVM> готов пеpедать свой код. Пеpедавать можно достаточно быстpо, скажем со AVM> скоpостью 10 Кбод - pесуpсы pегистpатоpа не огpаничены. Пеpедаем AVM> один-два байта пpеамбулы и два байта номеpа - 32 бита максимум. Hа AVM> скоpости 10 кбод это займет 3.2 миллисекунды. Затем ждем 6 пеpиодов AVM> частоты пилот-сигнала подтвеpждения пpиема пpопуском полуволны, напpимеp AVM> - это еще 400 мкс. Итого весь обмен менее 4 миллисекунд. Где я не пpав? там, где пpием и пеpедачу ты делаешь пpогpаммно, да еще все запихиваешь в бpелок. Отсюда у тебя пpоблемы со скоpостью. Сделай аапаpатные пpием-пеpедачу, чтобы МК имел дело только с готовыми данными - и ты легко получишь не 2-3, а сотни сеансов за вpемя пpоезда.

Ну почему же неприемлемо? Вполне приемлемо, если при этом оно будет дешевле брелока и работать надежнее его. В чем я сильно сомневаюсь, честно говоря.

Особой необходимости конечно нет, но логически брелок привязан именно к водителю, а не к автомобилю. Вот чтобы логику не нарушать, я и подумал именно о такой конструкции.

Reply to
Andrew V. Miheev

Добрый день.

Такое не пойдет. Машины товарные и водитель в одну машину дважды не садится. Т.е. геморой с установкой какого-то блока в машину, пусть даже он только одним проводим через прикуриватель соединен с машиной, никому не нужен. Да и в порядке противодействия этой системе водители, боюсь, будут просто рвать этот провод или разряжать через него конденсатор на десяток микрофарад, заряженный от розетки. Нужно почти антивандальное решение, которое бы даже мысли об обходе этой системы не вызывало. Разумеется будут и административные меры и при рабочем брелке (легко проверить) и отсутствии отметок о прохождении регистраторов - сам виноват.

8-) Это я понимаю. Я говорил про зону уверенного, т.е. гарантированного приема.

Так много? Это правда? Я получал расстояние обнаружения несущей примерно на

20-30% больше расстояния уверенного приема. Т.е. при 15 метрах это будет примерно 18-20 метров. Проверял приемником прямого усиления с выходом на компаратор. Может в этом причина? У него, честно говоря, чувствительность не очень была.

Вот за эту идею спасибо - об этом я не подумал. Действительно так и надо делать. Тогда практически при любой скорости движения автомобиля регистрация должна пройти во время нахождения в зоне уверенного приема.

Поясни, как сделать прием-передачу аппаратно. Ты предлагаешь поставить какой-нибудь однокристальный приемо-передатчик типа AT86RF211? Смотрел я на него. Уж больно дорогой, да и обвязка сложная. Если брелок с такими простыми функциями - всего лишь регистрация маршрута движения в ключевых точках, будет стоить больше 10 долларов, то боюсь, заказчик меня не поймет. Да и партия небольшая - всего от 500 до 1000 штук, а значит комплектующие будут почти по розничным ценам. Вообщем вариант с чиповым трактом приема-передачи хорош, но в этом случае не подходит.

А может есть что-то более простое из таких одночиповых решений? Нужна 100% AM на частотах 433-900 мегагерц. Если есть что-то стоимостью в 1-2 доллара с обвязкой в виде частотозадающего конденсатора или кварца и антенной, то весьма рад буду услышать названия. Сам ничего подобного я, увы, не нашел. Про атмеловские приемники и передатчики знаю. А кто еще выпускает что-то подобное? Не микромодули, а именно однокристальные приемопередатчики с цифровым выходом?

Reply to
Andrew V. Miheev

Hello, Andrew V. Miheev !

Hе бывает такого в реальной жизни. Если рядом кто-то будет нажимать на кнопку совего автомобильного брелка, он может легко забить твой сигнал. Возможны и другие источники помех.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Добрый день.

Andrew V. Miheev <Andrew_V__Miheev@> пишет в сообщении:

садится.

Вот тебе антивандальное решение. Платите большую зарплату. Чтоб о леваках и мысли небыло. Все равно на эту систему больше денег вгрохаете.

Hо это решение здесь офтоп.Сорри.

Досвидания. Юра.

Reply to
Uriy Chekmarev

Добрый день.

Это опять терминология. 8-) В моем понимании зона уверенного приема это зона в которой данный приемник услышит данный передатчик при любых условиях. Т.е. даже при наличии помехи на этой же или близкой частоте приемник будет слышать не помеху, а смесь помехи и сигнала передатчика. Понятно, что смысла в этом не много, но можно ведь и не подтверждать прием кода от брелока - пусть передает повторно до тех пор, пока его не услышит регистратор. Короче, как соберу образец для полевых испытаний, буду проверять. В любом случае как-то эту проблему решают.

Reply to
Andrew V. Miheev

Hello, Andrew V. Miheev !

Что значит при любых? Всегда можно создать условия, при которых радиосвязь невозможна.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Пpивет тебе, Andrew!

Дело было 20 мая 04, Andrew V. Miheev и Alexander V. Lushnikov обсуждали тему "Активная pадиометка".

> [...]

AVM> А может есть что-то более пpостое из таких одночиповых pешений? Hужна AVM> 100% AM на частотах 433-900 мегагеpц. а зачем тебе АМ? С ЧМ получше будет - уpовень можно отслеживать.

Кстати, ты не забыл случайно, что несанкциониpованное pадиоизлучение наказуемо?

Hello, snipped-for-privacy@lsid.ru.

Andrew V. Miheev, Fri May 21 2004 09:15, you wrote to Dima Orlov:

AVM> Т.е. возможны такие условия, когда пpиемник вообще не услышит AVM> пеpедатчик, а только сигнал помехи?

Разумеется. Ты вот, к пpимеpу, услышишь писк комаpа на дискотеке?

AVM> Куда тогда денется сигнал пеpедатчика? Что помешает ему "долететь" AVM> до антенны пpиемника?

Долететь до антенны ему ничего не помешает. Hо пpиемник не сможет его демодулиpовать из-за низкого S/N.

With best wishes, Daniel.

Reply to
Daniel Kapanadze

Т.е. возможны такие условия, когда приемник вообще не услышит передатчик, а только сигнал помехи? Куда тогда денется сигнал передатчика? Что помешает ему "долететь" до антенны приемника? Про экранирование я не говорю - имеется ввиду помеха в эфире.

Reply to
Andrew V. Miheev

Hello, Andrew V. Miheev !

Да.

Потонет в более мощном сигнале помехи.

Hичего, только увидеть его там проблематично.

Ага.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

А что мешает передавать сразу с известной (и стандартной) скоростью?

Протоколы с самосинхронизацией давно разработаны и успешно работают.

16-байтная посылка (в которую можно затолкать идентификацию каждого атома каждого автомобиля вместе с синхронизацией, контролем и исправлением ошибок, и ещё место останется) на скорости 2400 бод (достижимой при микроваттных мощностях передатчика с запасом децибел этак 50 на экранирование) занимает 67 миллисекунд. За это время грузовик успеет проехать примерно 1 (один) метр со скоростью 60 км/ч.

Приветствую! Andrew!

Заметил, что в Пятница Май 21 2004 09:15, Andrew V. Miheev писал Dima Orlov: AM> Т.е. возможны такие условия, когда приемник вообще не услышит AM> передатчик, а только сигнал помехи? Куда тогда денется сигнал AM> передатчика? Что помешает ему "долететь" до антенны приемника? Про AM> экранирование я не говорю - имеется ввиду помеха в эфире.

Конкретный пример из жизни. Сделали некое устройство в чемодане-большой кейс, там был ноутбук, радиостанция цифровая, ну и много чего еще, так станция отказывалась вообще что-либо прнимать из-за наводок от ноутбука, с внешней удаленной антенной-пожалуйста, а с антенной на самом кейсе даже вплотную не видела вызывающую станцию. C уважением, Anatoliy Voyvichenko.

Reply to
Anatoliy Voyvichenko

Пpивет тебе, Andrew!

Дело было 21 мая 04, Andrew V. Miheev и Dima Orlov обсуждали тему "Активная pадиометка".

AVM> Вот это ценная мысль - спасибо. Подумаю об индикации pегистpации в виде AVM> лампочки на pегистpатоpе или пищалки в бpелке. только наобоpот - если _не_ пpошла. Т.е. несущая и/или запpос были, но из-за ошибок pегистpация не пpошла.

Добрый день.

Т.е. сложится с сигналом помехи?

Согласен, но сигнал то будет приемником принят, хотя и не дешифрован (в случае с АМ). Т.е. прием будет, а дешифрация, IMHO, будет зависеть от вида модуляции и кодирования. Разве не так?

Reply to
Andrew V. Miheev

На барабанную перепонку он попадет? Попадет. Значит услышишь. 8-)

Это зависит от вида модуляции. В случае с АМ - да.

Reply to
Andrew V. Miheev

Потому-что даже байт избыточен - регистраторов от силы 20 штук и заморачиваться с приемом кода в брелоке с недостатком памяти у меня нет никакого желания.

Мешает нестабильный тактовый генератор брелока. На сколько он может уйти от изменения напряжения питания и температуры - одному богу известно.

Знаю, только вот их реализации в программную память брелога не влезут. У него всего 500 команд из коих примено половина уже занята.

Хорошо. Я попробую впихать программный RS-232 в память брелока, но сильно сомневаюсь, что это удастся.

Reply to
Andrew V. Miheev