Термодатчик

Пpивет, Harry!

*** 01 Jun 04 15:33, Harry Zhurov wrote to All:

HZ> точность большая не нужна - в пределах одного градуса.

HZ> Полупроводниковые, какие сразу находятся, не подходят - большой HZ> корпус, значит большое тепловое сопротивление, большая инерция.

Может быть, подумать на предмет использования ширпотребных транзисторов в диодном включении и мониторного чипа, заточенного под использования таких сенсоров (или самому реализовать тот же принцип - по dU/dI) ?

Hi All!

Посоветуйте сабж. Требования: должен быть малогабаритным и (что особенно важно) малоинерционным (будет стоять в контуре стабилизации температуры). Диапазон рабочих температур -40 +60 градусов Цельсия, точность большая не нужна - в пределах одного градуса.

Полупроводниковые, какие сразу находятся, не подходят - большой корпус, значит большое тепловое сопротивление, большая инерция. Есть идея насчет терморезисторов, но нет ни одной наводки кто делает, какие основные характеристики, какие нюансы, где достать... Проясните, кто владеет предметом, картину?

Reply to
Harry Zhurov

Tue Jun 01 2004 16:33, Harry Zhurov wrote to All:

HZ> Посоветуйте сабж. Требования: должен быть малогабаритным и (что HZ> особенно важно) малоинерционным (будет стоять в контуре стабилизации HZ> температуры). HZ> Диапазон рабочих температур -40 +60 градусов Цельсия, точность большая не HZ> нужна - в пределах одного градуса.

LM335

HZ> Полупроводниковые, какие сразу находятся, не подходят - большой HZ> корпус, значит большое тепловое сопротивление, большая инерция.

SOT-23/TO-89 - большой корпус?

VLV

"There is no business other then show business " (c)

Reply to
Vladimir Vassilevsky

полупроводниковые - большие ?! что же тогда маленькое ?!

в чип-дипе были в продаже отечественные проволочные pt100 с высокой точностью в разных вариантах, начиная от наклеенных на пленку и заканчивая корпусами а-ля МЛТ-0.125 А так - терморезисторов до черта всяких еще столетней давности.

Для температурной регуляции - откуда же там инерция ? обычно в температурных цепях время меряется секундами и десятками секунд... ?

Reply to
Alexey G. Nalimov

Tue, 1 Jun 2004 13:05:10 +0000 (UTC) Alexey G. Nalimov wrote to Harry Zhurov:

AGN> полупроводниковые - большие ?! что же тогда маленькое ?!

Ну, я имел в виду корпусные типа 1019ЕМ1, TMP35. Последний бывает даже в sot23, но все равно это не радует - надо чтобы просто лепилось на измеряемую плоскость с минимальным тепловым сопротивлением.

AGN> в чип-дипе были в продаже отечественные проволочные pt100 с высокой AGN> точностью в разных вариантах, начиная от наклеенных на пленку

Во, это уже интересно!

AGN> и заканчивая корпусами а-ля МЛТ-0.125 AGN> А так - терморезисторов до черта всяких еще столетней давности.

AGN> Для температурной регуляции - откуда же там инерция ? обычно в AGN> температурных цепях время меряется секундами и десятками секунд... ?

Ну да, только если еще и датчик будет дюжину секунд добавлять, то это лишне. К тому же, там помимо термостатирования еще и надо знать текущую (мгновенную) температуру (на Пельтье). Поэтому и надо с малой инерцией.

Reply to
Harry Zhurov

Hello, Harry Zhurov !

Бывают по-моему в sot23. В принципе можно прямое падение на диоде мерять, но я бы посоветовал платиновый стоомный RTD, если цена не суперкритична.

Термисторы-то делают все, кому не лень (практически все производящие пассивные компоненты фирмы), только вот характеристика у них от температуры экспоненциальная и для такого диапазона их использование представляется мне проблематичным.

Оновные характеристики - сопротивление при 25 градусах и точность. Теоретически есть еще кажется 4 коэффициента для формулы или просто таблично заданная зависимость, но существенного отличия в этих параметрах для разных термисторов я не наблюдал.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hello, Alexey G. Nalimov !

Платиновые RTD есть совсем мелкоскопические, их на сколько я понимаю, напылением делают. Правда цены кусаются, правда это кому как.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hi Harry, hope you are having a nice day!

01 Июн 04, Harry Zhurov wrote to All:

HZ> Посоветуйте сабж. Требования: должен быть малогабаритным и (что HZ> особенно важно) малоинерционным (будет стоять в контуре стабилизации HZ> температуры). Диапазон рабочих температур -40 +60 градусов Цельсия, HZ> точность большая не нужна - в пределах одного градуса.

Серия HEL-700-U-1-C от Honeywell'а. Платина, SMD0603 цена около $1.5. Hачальная точность для 0.1% 0.3 град. для 0.2%

0.6 град. Хорошая долговременная стабильность. Довольно высокая цена легко компенсируется ненадобностью калибровки. Hу и мизерная тепловая инерция. Правда изменение сопротивления для 1 килоомного датчики порядка 4 ом/град.

С моей точки зрения датчики себя оправдывают.

WBR, AVB

Reply to
Alexey V Bugrov

Пpивет, Harry!

*** 02 Jun 04 10:55, Harry Zhurov wrote to Vladislav Baliasov:

HZ> бескорпусном исполнении. Hо с ним проблема - нестабильность. HZ> Подозреваю, что вследствие деградации - кристалл-то открытый. Я помню, HZ> что срок хранения бескорпусных ЭРИ после вскрытия герметичной HZ> упаковки, в которой они с завода приходят, что-то около 2-х лет.

Да уж, такие компоненты надо использовать в штатных условиях, с герметизацией. Тогда уж стоит глянуть в сторону совсем микроскопических диодов типа отечественных КД102.

HZ> Второй момент, нужна все-таки абсолютная температура, т.к. крайне HZ> желательно, чтобы характеристика датчика была нормирована. Заниматься HZ> нормировкой в "домашних" условиях без специального оборудования и HZ> опыта в этой области не кажется хорошей идеей.

У тебя требования не очень жесткие, а применяемый метод сам по себе обеспечивает довольно неплохую точность (с поправкой на "коэффициент идеальности" диода), полагаю, что откалибровать по одной точке вполне можно (или тебе нужно все в цифре ? Тогда и с платиновым термометром потребуется калибровка - остальные-то компоненты могут иметь разброс). Тут, впрочем, можно воспользоваться точным и стабильным образцовым резистором. Да, пожалуй, платиновый подойдет лучше всего.

HZ> А девайс почти штучный, проще поставить что-то пусть и подороже, но HZ> с заведомо гарантированными параметрами.

Так все же - схема линейная или обработка происходит в цифре ?

Tue, 01 Jun 2004 15:13:59 +0400 Vladislav Baliasov wrote to Harry Zhurov:

VB> Может быть, подумать на предмет использования ширпотребных транзисторов в VB> диодном включении и мониторного чипа, заточенного под использования таких VB> сенсоров (или самому реализовать тот же принцип - по dU/dI) ?

Об этом подумалось еще до меня :), более того, до настоящего времени нечто такое и использовалось - полевик с p-n переходом в бескорпусном исполнении. Но с ним проблема - нестабильность. Подозреваю, что вследствие деградации - кристалл-то открытый. Я помню, что срок хранения бескорпусных ЭРИ после вскрытия герметичной упаковки, в которой они с завода приходят, что-то около

2-х лет.

Второй момент, нужна все-таки абсолютная температура, т.к. крайне желательно, чтобы характеристика датчика была нормирована. Заниматься нормировкой в "домашних" условиях без специального оборудования и опыта в этой области не кажется хорошей идеей. А девайс почти штучный, проще поставить что-то пусть и подороже, но с заведомо гарантированными параметрами.

Reply to
Harry Zhurov

Tue, 01 Jun 2004 18:39:53 +0400 Alexey V Bugrov wrote to Harry Zhurov:

AV> Серия HEL-700-U-1-C от Honeywell'а.

Вот я тоже по вчерашней наводке вышел на Honeywell. Правда еще не сориентировался.

AV> Платина, SMD0603

Годится. Глянул, там есть уже с проводками, это даже более подходит - датчик клеится на металлическую пластину, нагреваюмую/охлаждаемую элементом Пельтье.

AV> цена около $1.5.

Без вопросов.

AV> Hачальная точность для 0.1% 0.3 град. для 0.2% 0.6 град. Хорошая AV> долговременная стабильность.

Годится.

AV> Довольно высокая цена легко компенсируется ненадобностью калибровки. Hу AV> и мизерная тепловая инерция.

То, что надо.

AV> Правда изменение сопротивления для 1 килоомного датчики порядка 4 ом/град.

Ну, с этим справимся - источник тока через термометр, инструментальный усилитель и вычитатель смещения. Потом АЦП. Должно работать.

Похоже, то, что надо. Спасибо всем за помощь и участие. :-)

Reply to
Harry Zhurov

Tue, 01 Jun 2004 16:46:55 +0400 Vladimir Vassilevsky wrote to Harry Zhurov:

VV> SOT-23/TO-89 - большой корпус?

SOT-23 небольшой, конечно, но он, во-первых, для монтажа на плату (к ножкам паять провода и неудобно, и ненадежно), клеить его на пластину, учитывая монтаж, проблематично; во-вторых, он в пластике, у которого теплопроводность не лучшая, время реакции желательно как можно меньше (термостатитрование термостатированием, но нужно еще знать "мгновенную" температуру).

Reply to
Harry Zhurov

Hello, Harry! You wrote to Vladimir Vassilevsky on Wed, 2 Jun 2004 07:56:00 +0000 (UTC):

HZ> SOT-23 небольшой, конечно, но он, во-первых, для монтажа на HZ> плату (к ножкам паять провода и неудобно, и ненадежно), клеить его HZ> на пластину, учитывая монтаж, проблематично; во-вторых, он в HZ> пластике, у которого теплопроводность не лучшая, время реакции HZ> желательно как можно меньше (термостатитрование термостатированием, HZ> но нужно еще знать "мгновенную" температуру).

Может, термопару?

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots) Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne

Hello, Harry Zhurov !

У AD есть целый выводок дельта-сигма АЦП специально для RTD, там все готово для его подключения.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

"Harry Zhurov" snipped-for-privacy@online.nsk.su> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:c9k15s$ofu$ snipped-for-privacy@host.talk.ru...

Попробуйте посмотреть на Honeywell серия HEL и HRTS- на базе оксида платины, сопротивления 100 и 1000 Ом, корпусов-море всяких на любой вкус

Reply to
Konstantin Nikolaev

ом/град.

Есть 2 неплохих варианта измерения:

1) без источника тока- 3 резистора последовательно: балластный, образцовый 1.2К для PT1000 или 120Ом для PT100 Собственно RTD С образцового резистора напряжение подается на Vref+, Vref- АЦП с RTD - на вход АЦП. В результате измерения с АЦП снимается отношение Rref/Rrtd. 2) Могу мыльнуть схему с источником тока и токовым зеркалом REF200 + инструментальный усилитель INA155. Дает точность 0.1 градус запросто. Только мыло свое сообщи, а то письма к тебе видимо теряются по дороге.

С уважением, Сергей Борщ

Reply to
Sergey A. Borshch

Wed, 02 Jun 2004 10:26:03 +0400 Vladislav Baliasov wrote to Harry Zhurov:

[...]

VB> Так все же - схема линейная или обработка происходит в цифре ?

Там используется некая микруха от MAXIM (MAX1968), которая аналоговым способом регулирует ток через элемент Пельтье анализируя напряжение с датчика (схема не моя, мой там только МК). Поначалу хотели все делать аналогово, но потом решили, поскольку есть МК с АЦП и ЦАП, то сигнал завести через него, т.к., во-первых, все равно мгновенную температуру надо измерять и отсылать на внешний девайс (который "смотрит" на пластину), во-вторых, реализуется возможность задавать температуру снаружи. Т.ч. сам контур стабилизации аналоговый (на основе макса), а измеряловка и формирование уставки делается с помощью МК.

Reply to
Harry Zhurov

Wed, 2 Jun 2004 08:28:15 +0000 (UTC) Alexander Derazhne wrote to Harry Zhurov:

[...]

AD> Может, термопару?

Вот на платиновом термометре остановились. По всем параметрам подходит хорошо.

Reply to
Harry Zhurov

Wed, 2 Jun 2004 09:12:50 +0000 (UTC) Sergey A. Borshch wrote to Harry Zhurov:

[...]

SAB> Есть 2 неплохих варианта измерения: SAB> 1) без источника тока- 3 резистора последовательно: SAB> балластный, SAB> образцовый 1.2К для PT1000 или 120Ом для PT100 SAB> Собственно RTD SAB> С образцового резистора напряжение подается на Vref+, Vref- АЦП SAB> с RTD - на вход АЦП.

Не очень понял - этак получится, что напряжение на RTD будет равно "Vref-"? Т.е., фактически вне диапазона АЦП?! Или как?

SAB> В результате измерения с АЦП снимается отношение Rref/Rrtd. SAB> 2) Могу мыльнуть схему с источником тока и токовым зеркалом REF200 + SAB> инструментальный усилитель INA155. Дает точность 0.1 градус запросто. SAB> Только мыло свое сообщи, а то письма к тебе видимо теряются по дороге.

Так адрес правильный в подписи. А который во From в сообщениях уже мертвый давно (вернее, не мертвый, но уже давно не мой, просто на него учетная запись на гейте зарегистрирована).

Reply to
Harry Zhurov

Гарри, приветствую! "Harry Zhurov" wrote

"Vref-"?

Забыл упомянуть, что АЦП для этого нужен с диф. входом опоры. Или просто с диф. входом - тогда образцовый ставится снизу и с него снимается униполярная опора, а с RTD напряжение снимается дифференциально.

В общем, вот тут оно есть:

С уважением, Сергей Борщ

Reply to
Sergey A. Borshch