Тензодатчик - помогите с инфой

Добрый день!

Такая проблема - есть лебедка для буксировки сверхлегких летательных аппаратов (парапланов и дельтапланов), представляющая из себя ДВС, вариатор и барабан с тросом. При буксировке аппаратов нужно измерять натяжение троса. Диаппазон измерений 0...200 кг.

Один из эффективных вариантов решения - на стальной подкос удерживающий барабан с тросом устанавливается тензорезистор.

Присоветуйте пожалуйста схему подобного девайса (в инете и доступных книгах не нашел) или (и) параметры (названия серий, фирмы производители, кто реализует в Москве) тензодатчика? У доступных в Воронеже поставщиоков компонент (Чип и Дип в том числе) нет тензорезисторов :-(

P.S. Буду благодарен за любую инфу или консультацию.

Reply to
Vitaliy Ledovskoy

Как поживаете, Vitaliy ?

Мои бортовые системы запеленговали, что в Tuesday June 22 2004 11:39, Vitaliy Ledovskoy писал All:

> [...]

VL> Один из эффективных вариантов решения - на стальной подкос VL> удерживающий барабан с тросом устанавливается тензорезистор. Судя по моему опыту ремонта машин мехиспытаний тензорезистор - довольно нежная вещь. :) Хотя я видел только советские тензорезисторы. Вообще-то натяжение троса обычно измеряется с помощью пружины - трос пропускается между тремя роликами, два крайних зафиксированы, а средний - подпружинен. А уж деформацию пружины можно померить многими способами. Hапример, привязать к её подвижному концу движок переменного резистора.

C уважением, Wadim Kuzmin.

Reply to
Wadim Kuzmin

Hello, Vitaliy!

Втp Июн 22 2004, Vitaliy Ledovskoy писал к All по поводу "Тензодатчик - помогите с инфой." VL> вариатор и барабан с тросом. При буксировке аппаратов нужно измерять VL> натяжение троса. Диаппазон измерений 0...200 кг. Почему-то указывая диапазон забывают про необходимую точность, а указывая точность забывают про диапазон ;) VL> Воронеже поставщиоков компонент (Чип и Дип в том числе) нет VL> тензорезисторов :-( Может банально поставить пружину в разрыв троса и мерить ее деформацию каким-нибудь банальным резистивным датчиком? VL> Виталий. WBR! Maxim Polyanskiy.

Reply to
Maxim Polyanskiy

Wed Jun 23 2004 01:10, Maxim Polyanskiy wrote to Vitaliy Ledovskoy:

MP> Может банально поставить пружину в разрыв троса и мерить ее деформацию MP> каким-нибудь банальным резистивным датчиком?

Это не простая задача и самое сложное в ней - сделать хороший и надежный механический узел. Из тупых решений - резиновый брусок с контрастными метками. Брусок растягивается, метки проходят мимо датчика.

VLV

"There is no business other then show business " (c)

Reply to
Vladimir Vassilevsky

Hello, Vladimir!

Сpд Июн 23 2004, Vladimir Vassilevsky писал к Maxim Polyanskiy по поводу "Тензодатчик - помогите с инфой." MP>> Может банально поставить пружину в разрыв троса и мерить ее MP>> деформацию каким-нибудь банальным резистивным датчиком?

VV> Это не простая задача и самое сложное в ней - сделать хороший и VV> надежный механический узел. Зачем делать, такой на кранах готовый стоит в одной из точек подвеса троса, с концевиком, чтоб кран не перегружали. Естественно пружина должна работать на сжатие а трос проходить внутри нее. VV> Из тупых решений - резиновый брусок с контрастными метками. Брусок VV> растягивается, метки проходят мимо датчика. Парвецца ;) VV> VLV WBR! Maxim Polyanskiy.

Reply to
Maxim Polyanskiy

Точность +- 10Кг

Ага, если б все так просто было. Трос на _барабане_, т.е. на него наматывается. А удаленный конец тросса этак в киллометре ;-) Барабан закреплен на стальных подкосах (жесткий треугольник). Вот на них и ставят тензодатчики - натягивается трос - деформируется подкос.

Можно, конечно, пружину поставить на том конце, а телеметрию передавать посредством RF, но извратных решений я не спрашивал ;-)

Reply to
Vitaliy Ledovskoy

----- Original Message ----- From: "Vladimir Vassilevsky" snipped-for-privacy@fullnet.net Newsgroups: relfido.ru.embedded Sent: Wednesday, June 23, 2004 3:59 AM Subject: Тензодатчик - помогите с инфой

Это грозит серьезной переделкой конструкции.

А с тензодатчиками что, ни кто не работал???

Всего наилучшего, Виталий.

Reply to
Vitaliy Ledovskoy

Hello, Vitaliy! You wrote to All on Tue, 22 Jun 2004 10:39:18 +0400:

> [...]

VL> Один из эффективных вариантов решения - на стальной подкос VL> удерживающий барабан с тросом устанавливается тензорезистор.

VL> Присоветуйте пожалуйста схему подобного девайса (в инете и доступных VL> книгах не нашел) или (и) параметры (названия серий, фирмы VL> производители, кто реализует в Москве) тензодатчика? У доступных в VL> Воронеже поставщиоков компонент (Чип и Дип в том числе) нет VL> тензорезисторов :-(

Тензорезистор будет измерять деформации подкоса, каковой в данной механической схеме играет роль шунта, т.е. берёт всю нагрузку на себя. Если тебе удастся его откалибровать в пределах требуемой точности, то можно и так. Это, пожалуй, будет самое простое решение. Но не совсем правильное, поскольку показания будут зависеть от направления приложения усилий, температурных напряжений и т.д. Лучше уж врезать в трос палку (пружину) и мерять деформации непосредственно на ней. Что-то наподобие безмена, только с пределом 200кГ :-)). В качестве готовых решений могу назвать струнные датчики, но где ты их сейчас возьмёшь? Хотя, кто-то в России их, кажется, ещё выпускает. Ещё их делала канадская (?) Телемак, даже вроде как автоколебательные. Ищи гуглом по ключевым словам string zond.

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots) Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne

Если

Вектор приложения силы практически постоянный. Температурные и прочие изменения можно выбирать установкой "0" перед каждым сеансом затяжки.

В том то и дело, что такое простейшее решение невозможно - т.к. трос растянут на киллометр, а усилие надо мерить на барабане, на который он наматывается.

Reply to
Vitaliy Ledovskoy
Reply to
Unrau Alexander

Wed Jun 23 2004 13:59, Vitaliy Ledovskoy wrote to All:

VL> Это грозит серьезной переделкой конструкции. VL> А с тензодатчиками что, ни кто не работал???

Еще раз: датчик в этой задаче - самая простая часть. Хоть потенциометр, хоть LVDT, хоть тензорезистор. Проблема в надежной механической конструкции.

Hello, Unrau! You wrote to All on Wed, 23 Jun 2004 15:13:29 +0400:

UA> Честные (мостовые) тензобалки по крайней мере на 150 кг я видел, в UA> принципе можно использовать и меньшую с помощью изменения железячной UA> схемы, применение рычагов, блоков и т.д.

"Железячная схема" - основной источник погрешностей при подобных измерениях.

Hello, Vitaliy! You wrote to All on Wed, 23 Jun 2004 12:56:46 +0400:

VL> Ага, если б все так просто было. Трос на _барабане_, т.е. на него VL> наматывается. А удаленный конец тросса этак в киллометре ;-) Барабан VL> закреплен на стальных подкосах (жесткий треугольник). Вот на них и VL> ставят тензодатчики - натягивается трос - деформируется подкос.

VL> Можно, конечно, пружину поставить на том конце, а телеметрию VL> передавать посредством RF, но извратных решений я не спрашивал ;-)

Я "работал" со струнниками - принимал участие в разработке вторичной аппаратуры, механики сидели в соседней комнате и мы от них много чего наслушались. Поэтому я немного представляю себе что и как ты намеряешь в такой схеме. В эти данные войдут степень заполнености барабана, удельный вес троса, угол захода на барабан, нагрузки со стороны привода и т.д. Уж лучше сделай для троса ролик на подпружиненом рычаге и два ролика "по краям" конструкции - хоть меньше паразитных факторов будет участвовать в этом.

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots) Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne

Hello Vitaliy.

Replying to a msg dated 23 Jun 04 13:59, from you to All. А измеpить ток двигателя нельзя ? Или поставить тензодатчик междy опоpой двигателя и платфоpмой ?

Iluha

Reply to
Iluha Companets

Все эти паразитные параметры больше чем на порядок меньше измеряемой величины. Фактически нужно знать усилие: < 20 кг (нет тяги) < 40 кг (слабо) == 60 кг (норма)

С такой задачкой тензорезистор на подкосе треугольника жесткости, на котором установлен барабан должен справится.

Да похоже с чего начинали в с воих конструкторских изысканиях, к тому и вернемся :-(

Reply to
Vitaliy Ledovskoy

Hello, Vitaliy! You wrote to All on Wed, 23 Jun 2004 17:51:07 +0400:

VL> С такой задачкой тензорезистор на подкосе треугольника жесткости, на VL> котором установлен барабан должен справится.

Тензорезистор измеряет ДЕФОРМАЦИЮ. Упругие деформации зависят от геометрии, а изменение вертикальной нарузки - трос-то наматывается - будут не меньше измеряемых. Добавь к этому тепловые (солнышко с одной стороны пригрело) и ... Не такое это простое дело, измерение усилий в реальных конструкциях. Мы когда-то пытались сделать самодельный датчик давления, наклеивая тензорезисторы на мембрану. Получился очень нежный термометр :-))).

VL> Да похоже с чего начинали в с воих конструкторских изысканиях, к VL> тому и вернемся :-(

А провис троса замерить никак нельзя? Нутром чую, что он напрямую связан с натяжением :-)).

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots) Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne

Hi Vitaliy !

23 Jun 2004, 13:59, Vitaliy Ledovskoy writes to All:

VL> Это грозит серьезной переделкой конструкции.

VL> А с тензодатчиками что, ни кто не работал??? А как ты искал, что ничего не нашел? Попробуй load cell strain gauge based. Уверен, что найдешь море ссылок, в том числе и аппликух. Важно правильно выбрать тип и исполнение применительно к конструкции и условиям работы. Hу и схема включения будет зависеть от количества датчиков.

Mike.

Reply to
Mike Antonovich

Hello, Vitaliy!

Сpд Июн 23 2004, Vitaliy Ledovskoy писал к All по поводу "Re: Тензодатчик - помогите с инфой." >> Почему-то указывая диапазон забывают про необходимую точность, а >> указывая точность забывают про диапазон ;) VL> Точность +- 10Кг А что там у тебя лебедку крутит? При такой точности я бы поставил датчик абсолютного давления на впуск мотора и построил 3D табличку Сила=F(обороты,давление) чисто по мотору, ну еще может поправку на температуру бы взял если это все в зимний период тоже эксплуатируется. Если мотор электрический то померть момент на его валу еще более тривиальная задача. Поскольку он связан с его потреблением энергии. VL> Виталий. WBR! Maxim Polyanskiy.

Reply to
Maxim Polyanskiy

Hi Vitaliy!

23 июня 2004 12:56, Vitaliy Ledovskoy писал All:

VL> Ага, если б все так пpосто было. Тpос на _баpабане_, т.е. на него VL> наматывается. А yдаленный конец тpосса этак в киллометpе ;-) Баpабан VL> закpеплен на стальных подкосах (жесткий тpеyгольник). Вот на них и VL> ставят тензодатчики - натягивается тpос - дефоpмиpyется подкос. VL> Можно, конечно, пpyжинy поставить на том конце, а телеметpию VL> пеpедавать посpедством RF, но извpатных pешений я не спpашивал ;-)

Что мешает поставить "пpyжинy" междy "подкосами" и повеpхностью на котоpой они закpеплены?

Best regard, Roman Gubaev! [Team Beer - rulez forever!] e-mail: rgubaev[собака]yandex.ru

... Технический Узел Электpической Связи, Абакан, Хакасия

Reply to
Roman Gubaev

Hi Vitaliy!

23 июня 2004 12:59, Vitaliy Ledovskoy писал All:

VL> Это гpозит сеpьезной пеpеделкой констpyкции. VL> А с тензодатчиками что, ни кто не pаботал???

Готовый тензодатчик это весьма доpогое pешение, зато пpостое и надежное. Поищи в интеpнете, я в свое вpемя находил два или тpи отечественных пpоизводителя и еще пpимеpно столько-же фиpм тоpгyющих немецкими.