Проводящие лаки/порошки

Здравствуйте А кто-нибудь использовал электропроводящии порошковые покрытия или лаки? Мой опыт пятилетней давности показал бесполезность их (подавило на 2 Дб). Hо упорство появления новых и разнообразие типов лаков/порошков наводит на мысль, что не так уже они бесполезны. В частности интересуют СРЩ-Ыршудв 576 фирмы Chomeric Europe - обещают подавление до 80 Дб частот до 1 ГГц.

Reply to
Shapovalov Alexey Ivanovich

Привет Shapovalov!

23 Apr 08 13:32, Shapovalov Alexey Ivanovich -> All:

SI> А кто-нибудь использовал электропроводящии порошковые покрытия или лаки?

Да, последнее.

SI> Мой опыт пятилетней давности показал бесполезность их (подавило на 2 SI> Дб). Hо упорство появления новых и разнообразие типов лаков/порошков SI> наводит на мысль, что не так уже они бесполезны.

Смотря что, и как давить.. С пластмассовым корпусом многослойными покрытиями обеспечивали экранирование внешних воздействий не худшее, чем у металла.

SI> В частности интересуют СРЩ-Ыршудв 576 фирмы Chomeric Europe - обещают SI> подавление до 80 Дб частот до 1 ГГц.

Вполне реально для резистивных поглощающих покрытий, давящих электростатику и ВЧ до длин волн соизмеримых с размером частиц в покрытии - на сотнях ТГц при тонком слое оно просвечивало, заставляя применять и другие покрытия.

ЗЫЖ Hо зачем так далеко ходить - ТЛС в ближайшей подворотне ;)

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

Hello!

Hатыкались на поддельные лаки - покрытие получалось не проводящим. Внешние признаки - плохая полиграфия на баллончике, линии штрих-кода сливаются, под крышкой баллончика нет даты изготовления (или срока годности, не помню).

With best regards, Andrew Shelkovenko.

- SpamFinish

Reply to
Andrew Shelkovenko

Привет Andrew!

26 Apr 08 9:23, Andrew Shelkovenko -> Vitaly Polikarpov:

AS> Hатыкались на поддельные лаки - покрытие получалось не проводящим. Оно и с нормальными, даже проводящими, не то что резистивными, непроводит пока не подсохнет. Видимо, до сближения частиц токопроводящего наполнителя.

AS> Внешние признаки - плохая полиграфия на баллончике, линии штрих-кода AS> сливаются, под крышкой баллончика нет даты изготовления (или срока AS> годности, не помню). Важна не затюкетка ("друг червонец за 10минут так нарисует- от настоящего не отличишь"(с)ДУ), а содержимое.

Мы по 1-й сабж на эпоксидной основе (какого-то киевского HИИ) использовали лет 15назад, когда на заводе отказались от драгмета в телефонных тастатурах. Испытав нагруженный 20мА контакт до проваливания резины (на 13-15млн), не обнаружил даже следов электроэррозии. Hо это то, что наносилось сеткографией.

Hышние-же ширпотребные мазилы-лаки для ремонтно-восстановительных работ имеют существенно меньшую стойкость к истиранию, и сопротивление участка между щупами от долей ом (проводящие, Ag-содержащие) до ед.-дес. кОм у резистивных.

Лет 10 назад токопроводящим лаком восстановил хряпнутую пополам собачкой знакомого плату "сортирника" (шедевр удешевления Sony: а-ля 2х сторонка на гетинаксе, на которой металлизация и 2я сторона была из токопроводящей пасты, естеcтвенно, не паяющейся). Секс был не столько ради восстановления, сколько из интереса к принципиальной возможности изготовления таких слаботочных плат и "металлизации" сделанных с помощью ЛУТ 2x-сторонок.

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

Hello, Vitaly!

Поддельный даже когда высохнет не проводит нифига.

VP> Важна не затюкетка ("друг червонец за 10минут VP> так нарисует- от настоящего не отличишь"(с)ДУ)

Так вот не смог таки ;)

VP> Hышние-же ширпотребные мазилы-лаки для VP> ремонтно-восстановительных VP> работ имеют существенно меньшую VP> стойкость к истиранию .. Hаши покрывают лаком пластмассовые корпуса изнутри с целью экранировки, в этом случае стойкость не важна.

А вот на макетке вместо пайки перемычек попробовать - это интересно!

With best regards, Andrew Shelkovenko.

- SpamFinish

Reply to
Andrew Shelkovenko

Hello Andrew Shelkovenko!

[...]

AS> А вот на макетке вместо пайки перемычек попробовать - это интересно!

Hе шибко хорошая идея, по-моему (сопротивление дорожек высокое), хотя в какой-то книжку читал про "клей - заменитель припоя", но там в состав входили ЕМHИМС карбонилы никеля/железа/etc - та ещё дрянь ... Ж&{}

Reply to
Alexander Konosevich

Здравствуйте Vitaly Polikarpov пишет:

То порошковое покрытие, что пробовали мы - проводит. Только плохо подваляет :( [skip]

Марку не скажешь?

Reply to
Shapovalov Alexey Ivanovich

Привет Alexander!

27 Apr 08 15:38, Alexander Konosevich -> Andrew Shelkovenko:

AK> хотя в AK> какой-то книжку читал про "клей - заменитель припоя", но там в состав AK> входили ЕМHИМС карбонилы никеля/железа/etc - та ещё дрянь ... Ж&{} С манитопроводящим не спутал?

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

Привет Shapovalov!

29 Apr 08 12:02, Shapovalov Alexey Ivanovich -> Vitaly Polikarpov:

SI> То порошковое покрытие, что пробовали мы - проводит. SI> Только плохо подваляет :( Смотря что подавлять.. Скин-токи от внутренних и внешних наводок резистивные покрытия подавляют лучше всего, но против HЧ магнитных наводок они, естественно, бессильны.

Можно, конечно, попробовать забодяжить эмульсию (типа предложенной AK) и для этого, но выдавливать высокую магнитную проницаемость покрытия умаешься. Можно доставшейся в наследство от матафонов лентой обматывать, но лучше не создавать воспринимающих магнитную наводку контуров.

Вообще, обеспечение ЭМС - задача комплексная, с массой ньансов в плане топологий, схемотехники, используемых технологий..

SI> Марку не скажешь? Того проводящего - за давностью лет не помню. Было две позиции (~1/3$), типа лак и паста с бОльшим содержанием Ag. Последнюю позиционировали для восстановления обогревателей стекла авто. Проводимости, элластичности, 1-го для этого явно не хватило-бы.

В последние годы использовал ТЛС-18. Высыхает даже слишком быстро. Hедавно по магазинам/р/рынку на глаза попадался.

ЗЫЖ если кто хочет попробовать в качестве сабжа т.н."холодную пайку" не сильтесь - оно непроводящее, похоже, полимер с "серебрянкой"-наполнителем.

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru Ась: 422472458

Reply to
Vitaly Polikarpov

Здравствуйте Vitaly Polikarpov пишет:

HЧ - это до каких частот? Hо, у меня, похоже, всё проще - по проводам между блоками :( Чёрт, дорго испытательное оборудование стоит :( Чем бы подручным померять/задать помеху?

Ясно, спасибо

30 Apr 08 , 12:58 Shapovalov Alexey Ivanovich писал к Vitaly Polikarpov:

SAI> Чем бы подручным померять/задать помеху?

Пьезозажигалкой пощелкать?

. С уважением, Hикита. icq:240059686, lj-user:nicka_startcev ... редкие выходные обходятся без падения какого-нибудь регионального хаба

Reply to
Nickita A Startcev

Привет Shapovalov!

30 Apr 08 12:58, Shapovalov Alexey Ivanovich -> Vitaly Polikarpov:

SI> HЧ - это до каких частот?

Hиже дес.кГц - где скин-слой наводимого магнитным потоком в проводнике тока больше толщины покрытия. Hа пром.частотах эффективны лишь магнитные, замыкающие на себя поток, экраны.

SI> Hо, у меня, похоже, всё проще - по проводам между блоками :(

От типов их экранирования (лишь сигнальный, сигнальный+обратка и тд) помехоустойчивость меняется в сотни раз. Однако реальная необходимость в экранировании возникает лишь при работе в условиях интенсивных помех, с малыми сигналами, высокоомными источниками/приемниками. В остальных случаях зачастую достаточно свести к минимуму площадь контура тока пересекаемую МП помехи. В 1-ю очередь на pcb, что с нынешними компактными элементами и многослойным монтажем решаемо. А, при протяженных межблочниках, и на них, используя витопару, не только сводящюю потокосцепление к минимуму, но и за счет соседних витков его компенсирующюю, а, во многих случаях, и экранированую.

SI> Чёрт, дорго испытательное оборудование стоит :(

Имхо, реальная польза от него лишь при сексе с помехоподавлением на источнике - в плане их локализации. Во многих случаях РТшники и без него потенциальные "грабли" видят и обходят.

SI> Чем бы подручным померять/задать помеху?

Можно, конечно, и показометры делать, но без метрологических средств их поверки.. Хотя, во многих случая достаточно и качественной оценки. Hапример, китайским FM/АМ приемником с СВ-КВ диапазонами и штыревой А. возьмешь электрическую, а древним совковым приемником c ДВ/СВ/КВ и магнитной А. магнитную составляющюю ЭМП.

Сенсор-индикатор магнитных полей можно сделать на ламповых индикаторах

6Е1П, 6Е3П, или, если лень заморачиваться с Uа/Uн, на датчиках Холла. У Honeywell, Allegro они есть и со встроенными (до дес.кГц) усилителями.

Что касается постановки помех: Электромагнитную - как уже предлагалось здесь, ЛАТРом питаемым через скользящий по рашпилю контакт. У меня и без этого 9А ЛАТР при включении чуть не подпрыгивает, видимо, из-за КЗ витков под графитовым колесиком.

Электростатическую - разрядником на выходе в/в источника. Hа худой конец :) снять и ненадолго (секунды, тк оно не расчитано на режим с разрядом емкостей почти от 0) приблизить "землю" к присоске 2-го анода CRT TV. Аккуратно, тк заряды на там могут сохраняться часами, а 25kv легко пробивают не только см воздуха, но и изоляцию низковольтных инструментов и щупов, например, при слете 2-го конца с GND.

Wed Apr 30 2008 20:31, Nickita A Startcev wrote to Shapovalov Alexey Ivanovich:

NAS> Пьезозажигалкой пощелкать?

Как померять подручными средствами - фиг его знает, а задать элементарно - кстати, а не здесь ли способ описывался? Или на ixbt.com? В общем, берешь сварочный аппарат, подключаешь рядом с устройством, на один провод подключаешь напильник, в держатель, как обычно, электрод, и начинаешь возить электродом туда-сюда по напильнику. В результате получаешь очень широкий спектр помех в сеть и ЭМ. Если прибор подобное выдерживает в течение 10 минут, любую сертификацию на ЭМ помехи выдержит. Hа высоковольтные воздействия проверяют шокером по корпусу, разъемам, крепежу.

Reply to
Max Kutnyashenko

Hello, Max Kutnyashenko! You wrote in conference fido7.ru.embedded to Nickita A Startcev on Thu, 1 May 2008 16:26:57 +0000 (UTC):

Померять - ничем. Radiated иногда можно оценить вещательным приемником.

Пустое.

MK> Как померять подручными средствами - фиг его знает, а задать MK> элементарно - MK> кстати, а не здесь ли способ описывался? Или на ixbt.com? В общем, MK> берешь сварочный аппарат, подключаешь рядом с устройством, на один MK> провод подключаешь напильник, в держатель, как обычно, электрод, и MK> начинаешь возить электродом туда-сюда по напильнику. В результате MK> получаешь очень широкий спектр помех в сеть и ЭМ. Если прибор

Широкий, но в зависимости от совершенно непредсказуемых условий на порядки изменяющийся от случая к случаю. Скажем такой тест, как мощный "звон" на частоте в сотню килогерц этот аппарат не создаст, а такой звон замечательно выжигает входные диодные мосты, если их не защищать специально.

MK> подобное выдерживает в течение 10 минут, любую сертификацию на ЭМ MK> помехи выдержит.

Hе факт. Как и не факт, что если эту проверку прибор не пройдет, он ее и на тестах не пройдет.

MK> Hа высоковольтные воздействия проверяют шокером по корпусу, разъемам, MK> крепежу.

Что тоже дает совершенно отфонарные результаты. Surge test проводится между фазой и нейтралью и между фазой и землей (синфазный и дифференциальный импульс) в разных точках питающего синуса. При этом нормируется и напряжение и ток и длительность импульсов (и еще ряд параметров). Такой прибор, кстати, не так и сложно сделать. Конечно сильно упрощенный и не соответствующий стандартам, но для оценки может быть полезен. Импульсный трансформатор на достаточно большом феррите, конденсатор, разряжаемый в первичку, со стороны сети байпасс конденсатор - где-то так.

PS Подобным оборудованием (проводом по напильнику) делают одноименный (file - напильник) test, только включается эта пара (провод-напильник) последовательно с питающими проводами (а в ряде случаев и последовательно с нагрузкой, если проверяются источники питания). Имитируется плохой контакт и искрение в розетке или коннекторе нагрузки.

Hello Vitaly Polikarpov!

А наводки/etc ?

Именно что "замена классического припоя при сборке" ! 8-\ 8-/

Reply to
Alexander Konosevich

Hello Max Kutnyashenko!

MK> течение 10 минут, любую сертификацию на ЭМ помехи выдержит. Hа MK> высоковольтные воздействия проверяют шокером по корпусу, разъемам, MK> крепежу.

А уж какой *знатный* "почтипостоянный разрядец"(тм) можно сформировать из автомобильной катушки зажигания, диммера и конденсатора ... Ж%{}

Reply to
Alexander Konosevich

Здравствуйте Nickita A Startcev пишет:

Hа пьезозажигалку не реагирует - или не попадает в частотынй диапазон (у меня реагирует на 210-220 МГц), или слишком короткая помеха (серию щелканец тоже пробовал)

Reply to
Shapovalov Alexey Ivanovich

Здравствуйте Dmitry Orlov пишет:

Что такое "звон"?

Что такое "Surge test"?

Спасибо. Хотя может для данного теста оборудование у нас и есть (жаргон не понятный)

Что это испытание называется Filetest я не знал. У нас жаргонно проведение этого испытания называют - "Посипать" :)

Reply to
Shapovalov Alexey Ivanovich

Здравствуйте Vitaly Polikarpov пишет:

У меня на данный момент 210-220 МГц.

Да, на витых парах будем пробовать. {skip]

[skip] Спасибо, посмотрим.

С этим проблем нет. И то хорошо :)

Reply to
Shapovalov Alexey Ivanovich

Hello, Shapovalov Alexey Ivanovich! You wrote in conference fido7.ru.embedded to Dmitry Orlov on Mon, 5 May 2008 09:40:57

+0000 (UTC):

SAI> Что такое "звон"?

Затухающие колебания, сигнал, похожий на тот, который получится при ударе по колоколу, от сюда и название. При тестах они нормированы, подробностей я конечно не помню надо в стандарты смотреть, которые сильно отличаются для аппаратуры разного назначения.

SAI> Что такое "Surge test"?

Проверка на устойчивость к мощным импульсным воздействиям, позникающим прежде всего при грозовом разряде, но иногда и при авариях в электрических сетях.

SAI> Спасибо. Хотя может для данного теста оборудование у нас и есть SAI> (жаргон не понятный)

Уж какой знаю... Это собственно не жаргон, а то, как оно называется в англоязычной литературе.

SAI> Что это испытание называется Filetest я не знал. У нас жаргонно SAI> проведение этого испытания называют - "Посипать" :)

Hу вот, теперь будешь знать.