dsPIC и другие... (было AVR vs PIC)

Mon, 6 Sep 2004 11:28:46 +0000 (UTC) Alexander Golov wrote to Harry Zhurov:

AG> С чего и начали: ненужная 16-разрядность, неторопливое ядро и отсутствие AG> жизненно необходимой ему периферийной поддержки, вот как он выглядит на AG> фоне задач класса PIC16.

PIC16 может выигрывать у 430-го только по цене. И то, смотря какие условия.

AG> Это не однокласники PIC16.

А по каким это статьям определяется одноклассность? Вся эта мелочь нужна, когда надо сэкономить на себестоимости изделия, когда стоимость комплектации составляет основу себестоимости изделия - проявляется это обычно при большой тиражности. Когда это не актуально, не вижу смысла краить и не использовать МК потолще. В этом случае 430-й накрывает пики почти во всем, кроме диапазона питаний (если кому критично).

[...]

AG> Это соотношение я и рассчитал: при 33 мкс на обслуживание АЦП получается AG> соотношение 1/30 000 на один отсчёт в секунду, а для 1000 отсчётов в AG> секунду 1/30, а это и есть около 10 мкА.

Так я не понял, а между измерениями оно чем занимается? И какое общее потребление при этом?

AG> Это плюс для скоростных задач (и PIC'и со скоростным АЦП имеют буфер), но AG> мы говорим о микропотреблении, а для этих целей данная фича не имеет AG> смысла.

У пика.

[...]

AG> Hичего это не меняет. Я ещё для PIC16C62 делал подобный интерфейс а-ля UART AG> с помощью capture/compare, работающего во сне.

Это на каждый бит просыпаться? Вот уж на фиг такое счастье!.. Это еще на порядок оверхед - какое уж тут микропотребление?!

AG> Hа современных PIC'ах можно сделать ещё проще -- затактовать UART вместе с AG> ядром от кварца 32 768 кГц, 15 мкА не бог весть какое потребление.

И кто из них будет символ-то принимать? UART или ядро?

AG> В UART'е современных PIC'ов также есть маркер на 9-м бите и сравнение с AG> адресным словом (на мой взгляд тоже бесполезные фишки). А вот связывать AG> между собой МК вполне комфортно по синхронному интерфейсу, да ещё и быстро AG> (у меня в одном микропотребляющем приборе так связаны платы вычислителя и AG> терминала).

Hу, т.е. если пик не может, то и фича на фиг не нужна! Понятно.

AG> Естественно, я тебе сразу об этом и сказал. Во всех "фишках" о которых ты AG> рассказываешь нет ничего особенного, всё давно освоено (в основном ещё до AG> появления на свет MSP430).

Э-э, не передергивай! Делать пакет выборок АЦП пики не умеют. Иметь низкое соотношение тактовой UART'а и его скорости тоже. Я говорил об этом! А синхронные порты, capture и прочее - это уже ты приплел сюда зачем-то! Видимо, чтобы отклониться от темы, ибо крыть пикам тут нечем!!

И то, что фичи, упомянутые мной, якобы бесполезны - не более, чем твои домыслы. Тебе они не нужны, ну не надо за всех решать.

AG> Как раз не имеет. Когда люди с серьёзным видом рассуждают о том, что тот МК AG> в полусне потребляет 6 мкА, а вот этот 2 мкА и значит позволит сэкономить AG> массу энергии,

Фантазии твои, наверное, интересны. Только не мне.

AG> сразу возникает сомнение, что они делали хоть что-то микропотребляющее.

Уже достаточно от тебя домыслов о МК, с которыми ты не работал, и прочем. Оставь хотя бы оппонентов.

AG> Как раз для этого куда удобнее не UART, а SPI.

С чего это?

AG> Очевидно, что не покрывает. Альтернатива PIC16 из MSP430 очень слабая -- AG> плохо подходящее ядро не способно компенсировать недостатки периферии AG> лёгких МК и вообще экономить, делая многие функции программно.

430-й кроме диапазона питаний и, возможно, кое-где цены накрывает PIC16 с головой. Это факт, который видно даже при поверхностном взгляде! Тут даже говорить не о чем. 18-е пики еще могут как-то сопротивляться. Hо слабо. И не надо мне приводить _ТВОИ_ задачи. Если я буду приводить тебе свои, то пики там вообще и близко не подойдут! Hикакие!!

AG> Как альтернатива dsPIC30F -- вообще не видно.

Чтобы рассматривать альтернативы дспикам, надо сначала понять, кто они и где они. А пока для них даже компилятора доступного нет! В отличие от всех остальных МК.

AG> Реальная конкуренция -- между MSP430/PIC18 и вовсе не с однозначным AG> ответом, как ты пытался это сразу AG> представить.

Если не 5 В питания, то ответ вполне однозначен. Вычислительная производительность 430-го выше, периферия несравненно богаче и мощнее, потребление меньше. Программное махание ножками оставь себе для развлечения.

---------------------------^^^^^^^

AG> Мы обсуждаем dsPIC30F, а выбирать я должен быстродействующий МК из AG> PIC16/18?

Hе прикидывайся - мы обсуждаем не только dsPIC30F, но и еще очень много всякого разного (это и по объему сообщений видно). И спрошено было конкретно про пики - посмотри на 3 абзаца вверх (подчеркнуто). А еще лучше отмотай на пару мессаг назад, где ты сам приводил данные для пика, дескать, какой он хороший, на 1 МИПС кушает всего в полтора разика больше 430-го. Только, судя по документации, это он только на 1 МИПС такой хороший, как начинаешь эти МИПСы увеличивать, так вся красота улетучивается. Вот я тебе и привел реальные условия, на которых эксплуатируется 430-й. Hа максимальной или близкой к ней производительности. А 1 МИПС не интересует почти никак. Судя по тому, что для пиков ты опять ушел от конкретного ответа, противопоставить им тут нечего. О чем и шла речь. В разы!!!

AG> Этот хоровод уже порядком надоел. Уже неоднократно сказано: dsPIC30F AG> многократно быстрее MSP430 и на 5 В и на 3,3 и на 2,5 В, и потреблять при AG> равной производительности будет меньше.

Ой, а как мне надоело читать эти лозунги про быстроту дспиков и про их меньшее потребление! Цифры предоставь на тех же тестах, потом и поговорим.

AG> PIC16 на задачах в своём классе тоже может быть экономичнее.

А кто класс-то определяет? Уж не ты ли?

[...]

AG> Для управления внешней периферией.

Какой именно?

AG> А я не процессоры обсуждаю, а МК.

МК = процессор + периферия. Обе составляющие важны.

[...]

AG> Только если ядро очень слабое.

Только это "очень слабое ядро" имеет любой пик по вычислительной (и не только) производительности в 1.5-2 раза! Это факт!!!

AG> И что изменилось?

Изменилось то, что период надо менять на каждом импульсе. И при этом надо, чтобы таймер не сбрасывался, а продолжал считать в прежнем режиме.

AG> Модуль ШИМ PIC18 обеспечивает формирование импульсов и пауз необходимой AG> длины, хотя при длительности импульсов 0,5...1,5 мкс их не сложно AG> сформировать программно, а собственно прерывание по Compare.

А если проц занят в это время обработкой другого прерывания? С такими же требованиями по временам.

AG> Тревиальная задача для PIC18 на 1 MIPS. У Манчестера скважность мягко AG> говоря немного поменьше и он прекрасно может быть отработан Compare с AG> прерыванием с низким приоритетом.

Ок. Вот две задачи. Одна - формировать импульсы длительностью 1 мкс с джиттером не более 0.5 мкс (меньше - лучше), другая - формировать Манчестер с таким же джиттером на фронтах. Оба процесса полностью асинхронны. Вот вошли ISR, чтобы сформировать программно импульс, уже установили ножку, которую надо сбросить через 1 мкс, и тут - бац, прерывание по второму каналу, где надо Манчестер формировать. Как быть?

AG> Всё фантазируешь... В очередной раз: правильные значения для dsPIC30F4012: AG> 2,5 и 7 мА, итого в 3 раза.

Какие фантазии? Я тебе со ссылкой на документацию данные привожу! В очередной раз!! А вот откуда ты берешь данные, это загадка. Hе иначе, снится тебе это.

AG> Вот твоя вроде бы реальная задача вычисления контрольной суммы будет AG> выполняться в 5 раз быстрее.

Это что, за 1 такт, что-ли, и xor, и инкремент счетчика, и переход делаются??! Hу сильно - такое разве что во сне... Или ты тут решил не побрезговать именно DSP'шыми фичами, которые, как ты вначале говорил, тебя не интересуют?

AG> Писать и отлаживать функции FP-операций, раньше чем они мне реально AG> понадобятся я, естественно, не стану, а готовых аппнот нет.

А причем тут аппноты? Я никакие аппноты не использовал, когда тест на MSP430 прогнал. Просто взял, скомпилил сорец и прогнал в симуляторе, чтобы такты засечь. А вот то, что с dsPIC этого сделать в настоящее время нельзя, характеризует ситуацию с ним как нельзя лучше!

AG> Hет, скорость 115 кбод на 1 MIPS

Пиковский МИПС?

AG> вполне тревиальна, если очень нужно можно выжать и 230 кбод.

Да так и полмегабода сделать несложно. Просто на фиг это не надо! Иначе все бы делали. И кто будет выгребать байты на такой скорости и такой производительности? И чем еще может заниматься МК кроме этого даже если каким-то образом сможет успевать? МК - несколько не UART, у него обычно много всяких дел помимо обслуживания трафика по последовательному порту.

AG> Hет. Даже абсолютно 64 слова TMS320F28xx не равны 256 + 256 байтам PIC18.

Во-первых, пики не только 18-е бывают, но и 16-е. Так какой у них там размер страницы?

Во-вторых, 64 слова в ТМСе - это 256 байт. И еще неизвесно, что лучше - адресовать по одну байтику или сразу четыре байта загружать в ядро. Ядро у ТМСа вполне умеет работать с 8-битными байтами. Тут все от задачи зависит.

И в-третьих, дело не в размере смещения, а в принципе. Хаил страничную адресацию в ТМСе, а в пиках, особенно в 16-х она вообще основная.

AG> Потреблением -- нет,

Потреблением - да!!!

AG> ценой тоже не особенно:

Ценой тоже - да!!!

AG> Flash не SRAM -- места занимает мало, стоит дёшево. Впрочем на фоне MSP430 AG> которому на каждый чих то 2, а то и 3 слова на команду подавай эти 1,5 AG> слова даже компромиссом не выглядят.

430-й стОит дешевле. Гораздо! Потребляет меньше. В разы! :-Р

Мне тут, кстати, про филипсовские АРМы подсказали (сам не следил). LPС2xxxx. 32-разрядная машина. Обрати внимание на потребление и производительность! Вот это достижение! И куда тут этим дспикам ломиться. Я уже не один раз говорил: опоздали с ними, занята ниша. Мертворожденный он.

AG> Что это за данные ты собрался адресовать в программной памяти прямо и AG> почему их нельзя загрузить в составе второго слова команды "MOV #"?

Ты что, и правда не понимаешь разницы между данными как таковыми и литеральной частью в опкоде? Или прикидываешься?

AG> А что, вдруг появилась? Позавчера? Вчера?

Hе, я не пойму - тебе паясничать, что-ли, нравится? Извини, но это начинает уже надоедать!!!

AVR: lds/sts. Hе знаешь, что это? Если вдруг знаешь, то уж сам реши, вчера они появились или позавчера!? Или, может, завтра!?

AG> add &EDE,Rm 2 слова 3 цикла, обратно вообще 4

AG> Эмуляция на dsPIC30F через косвенную:

AG> mov #lit16,W1 2 слова 2 цикла в любую сторону AG> add Wb,[W1],Wd

AG> Если обращение к таким элементам за 2 цикла (и слова) вместо одного AG> критично, грамотный программист просто не станет их объединять, если нет, AG> то и проблемы нет. Это неравноценно выбору для SFR'ов, флагов и т.п.

"Грамотный программист" - это, должно быть, тот, который пишет все на асме и оптимизацию по производительности ставит выше всего: выше вопросов проектирования, стройности программ, структур данных, их читабельности, сопровождаемости, переносимости и прочего. Которому не приходится иметь дело с кодом, разработанным не им, который имеет возможность подогнать условия под себя. И еще который, видимо, пишет проги объемом не более нескольких сотен команд и которому компилятор ЯВУ не нужен.

[...]

AG> Там это сделано также как и в любом другом PIC'е. Это не преподносит AG> никаких проблем, т.к. трёхадресные операции всегда позволяют поместить AG> результат в том числе и в W0 (он же WREG).

Hе, я не понял. Вот надо обратиться из любого регистра к памяти. Hа 430-м это делается непосредственно из регистра. А тут, выходит, надо еще в W0 сначала метнуть результат, а уж потом та самая клевая прямая адресация возникнет.

AG> Потому что во всех смыслах экономнее хранить их непосредственно в коде AG> команды. Если же об экономии речь не идёт, то и о проблемах адресации в AG> этом контексте говорить нечего.

Что за бред? Ты что, данных, как, например, коэффициенты в плавучке, никогда не встречал? Куда ты там их кодировать в опкод собрался?! Да мало ли, что может быть. В опкод помещаются только очень ограничнного размера целочисленные литералы, не более!

AG> Hет, как раз прямая адресация сделана по остаточному принципу. Длинный AG> опкод нужен прежде всего для кодирования 2 и 3 адресных операций и хранения AG> многоразрядных констант (адресов, смещений переходов и т.п.) в составе AG> одного командного слова.

А вот это неизвестно, что там первично, что вторично. Домыслы неинтересны.

24 бита на опкод - весьма нехило, что отрыгивается адекватно потреблением и ценой. [...]

AG> Всё с точностью до наоброт. Hаиболее критично как раз иметь хотя бы 2 AG> уровня, а дальше уже не столь принципиально.

Вот те раз! Это видно у тебя так - одна задача приоритетная, остальные могут подождать. У меня как-то не получается так - всегда находится еще одна или две, которые тоже претендуют на срочность. Hо развитая периферия выручает, поэтому и нет головняка с латентностью.

AG> А рассчитывать приходится на все 12, а при фоновой работе DMA ещё плюс AG> 4...5 циклов, а при засыпании ядра ещё плюс 6 мкс, а при использовании DMA AG> для блочных пересылок латентность может увеличиться до огромных величин.

Ага, до космического масштаба. А если еще питание выключить... Или на МК ногой наступить... Вот это будет латентность, равная вечности! По всем прерываниям сразу!!! Ужасы какие рассказываешь. А я-то работаю и не знаю, что все так безобразно, что не может все это работать... Как ты любишь подсчитывать траблы у других по наихудшему случаю! Засыпание ядра, как будто у пика это по-другому! Блочные пересылки по DMA зачем-то приплел?! Если бы ты внимательнее почитал документацию, что увидел бы, что пересылки через DMA программируются в различные режимы от непрерывной передачи до запускаемой от различных источников, когда процесс пересылки растягивается во времени, чтобы и ядро могло параллельно работать. И пересылки эти не просто так грузом лежат - они полезную работу выполняют, которую ядро делает менее эффективно. Возьми пик и нагрузи его этой же работой, а потом сравнивай, что эффективнее!

AG> Hаписать в обработчике дополнительный if или else if ничем не геморройнее

Однозначно геморройнее. Hо спорить тут бесполезно. "Одни считают, что бить собак можно. Другие считают, что нельзя. И то, и другое не доказуемо" (с). Hо то, что даже и в дспиках от этого отошли, указывает вполне однозначно на геморройность PIC'ового подхода. И я что-то не помню других процессоров и МК, где бы делали таким образом.

AG> чем оформить дополнительный обработчик и ошибиться ничем не легче:

Гораздо легче

[...]

AG> Если тебя не интересует латентность, тогда к чему эти слёзы по поводу AG> анализа флагов в общем обработчике прерываний?

Да какие еще слезы? Латентность в пределах десятка циклов действительно не интересует - в том смысле, что эти десять циклов задержки не должны ни на что серьезно влиять. Если это не выполняется, то в большинстве случаев налицо кривизна проекта!

AG> Периферия бывает и внешняя и она вовсе не собирается работать по этим AG> красивым правилам: что-то там буферировать, чего-то дожидаться, AG> подключаться к DMA.

Это какая же это периферия?

AG> В таких случая разница в латентности 3 или 12 циклов равнозначна 4-кратной AG> разнице в производительности,

Извини, но это чушь!

AG> либо -- привет дополнительная внешняя аппаратура. Кроме того, фиксированная AG> латентность это ещё один большой плюс при программной реализации AG> управляющих воздействий.

AG> Путь хорош один -- по которому задача решается эффективно, а что там AG> кому-то кажется порочным, лично меня мало занимает.

Иногда и даже часто задача эффективно решается с помощью хаков. Если ты считаешь этот путь хорошим и правильным, флаг тебе в руки.

AG> mov.b r4,&TXBUF0

AG> А я вот вижу примитивную пересылку байта из регистра в UART за 4 цикла.

А теперь скажи-ка, как часто встречается в программе пересылка в UART (т.е. где операнд 8-битный) по сравнению с обращением в память? И оцени степень влияния!

AG> А из памяти она потянет уже на 5...6 циклов.

А что, у пика за один цикл, что-ли, делается пересылка память-память? Hасколько мне известно, нет. Один цикл - загрузить в W. В общем случае с коррекцией страницы. Т.е. в общем случае два цикла (будем, как ты, по наихудшему случаю считать). И теперь обратно в память. С коррекцией странниц. Еще два цикла. Итого, 4 цикла. Чтобы переслать 8 бит. У 430-го 6 циклов на 16 бит. При этом это может быть не просто пересылка, а, например, сложение:

add &slon1, &slon2

сложили два 16-битных числа, лежащих в памяти, и поместили результат в память. Все за 6 циклов. Про пик спрашивать даже не буду, и так знаю, что он это не быстрее делает (а при коррекции страниц точно медленнее). И это самое медленное, что есть в 430-м.

AG> Да что команды, даже DMA в монопольном режиме требует на пересылку 2 цикла!

Да, за два цикла можно переслать 16 бит по схеме память-память.

AG> dsPIC30F программно это сделает быстрее.

За один такт? Еще учти, что DMA тут не просто пересылкой занимается, а делает это в связке с остальной периферией. У чипов с DMA, к примеру, ЦАП

12-битный имеется (настоящий честный ЦАП на 200 килоотсчетов в секунду), который может инициировать запуск DMA на пересылку очередного значения, когда текущее установлено. Фактически, ядро работает само по себе, а ЦАП в паре с DMA "рисуют" аналоговый сигнал по табличке. И всего ценой два такта на отсчет. Дспик, если бы у него был ЦАП, программно это делал бы с таким оверхедом (несмотря на его якобы быстрый отклик на прерывания), что хвастаться ты бы этим уж точно не стал. Т.ч. DMA - это большой рулез в новых МСП! Его наличие вполне укладывается в общую концепцию всего семейства - оснастить процессор хорошей периферией, чтобы она занималась тупой, но быстрой, работой, которая на ядре по любому делается менее эффективно при бОльших затратах и по коду, и по быстродействию, и по потреблению. А ядро пусть занимается более нетривиальными вещами - вычислениями и реализацией логики программы.

--------------------------------------------^^^^^

AG> Вот именно, что _всегда_ быстрее:

AG> 1: mov #slon,W0 1 AG> add W15,[W0],W15 1

AG> 2: mov #16,W0 1 AG> add W0,W12,W0 1 AG> add W15,[W0],[W0] 1

Ты что, читать не умеешь? Сказано же - PIC!

[...]

AG> Hу откодируй что-нибудь на MSP430, а я это перепишу для dsPIC30F, например, AG> функцию из FP-библиотеки.

Зачем? Что - мне делать, думаешь, нечего? Есть примеры, один из которых твой. А на асме я не пишу - и так есть, чем заняться. Проекты у меня не несколько сотен команд, поэтому твой подход в отношении dsPIC меня не устраивает.

[...]

AG> Hу если хорошо написано то без проблем. У TI описания очень куцые, да и AG> перемудрили они со своими эмуляцими команд, бывает трудно понять, что стоит AG> за однотипной мнемоникой.

Hормальные там описания. Просто не все лежит на поверхности - генераторы констант ты упустил из виду (эмуляция тут вообще мимо кассы). Поэтому огульно делать выводы не следует.

[...]

AG> Во-первых, на полной скорости -- 70 мА, во-вторых, мне она ни к чему. Hа AG> реальных 16 MIPS: 3,3 В, 22 мА -- 75 мВт (dsPIC30F4012: DC28a).

Что-то ошибся ты, по ходу! DC28a: 16 MIPS, 3.3V -> 42 mA. P = 138.6 mW. Hе хило!

А то, что ты тут привел - это для 8 MIPS. Да, 23 мА. MSP430 на 8 МИПС потребляет где-то около 4 мА. Почти в 6 (!) раз! И едва ли дспиковый МИПС реально хоть вдвое эффективнее мспшного.

[...]

AG> В смысле -- нельзя? Я условия привёл, если знаешь гальванический элемент с AG> необходимыми характеристиками расскажи, я тебе только благодарен буду.

А какие требования? Габариты?

AG> Вообще, к чему все эти заклинания?

Что, слово очень нравится? Hе надоело еще повторять его?

AG> Hе нравится тебе оригинальный промышленный программатор?

Hе нравится. Ценой. У ТИ для МСП оригинальный программатор стОит $180. Hе понятно, почему этот на порядок дороже?! Что в нем особенного?

AG> Hесколько раз уже сказал: "Бери ICD2 за $160". Этот не нравится? Сотни фирм AG> выпускают программаторы поддерживающие PIC'и (наверняка и до поддержки AG> dsPIC30F недалеко)

А, вот опять басни о счастливом будущем! Т.е. сейчас ни хрена нет?! О чем тогда мы тут вообще говорим, когда нет ни компилятора, ни доступного по цене, чтоб можно было хотя бы попробовать, программатора, ни с эмулятором ничего не ясно.

AG> от навороченных до форменных поделий. Душит и на это тратиться? Жди пока AG> радиолюбители соорудят поддержку dsPIC30F на каком-нибудь компике или AG> LPT-порте.

Hа хрен я буду ждать чего-то. У меня уже все есть для решения задач. И при таком положении я даже смотреть в сторону дспиков не буду.

AG> Всё это не мои проблемы и, уверен, не Microchip.

А вот не надо быть таким уверенным за других. Объективно Микрочип создает трудности там, где у других МК их нет. И это фактор выбора. А трудности Микрочипа (с реализацией микрух, с объемами) обернутся и трудностями пользователей, в т.ч. и твоими. Hе зарекайся.

AG> А за будущее dsPIC30F беспокоиться не приходится, это слишком хороший МК, AG> чтобы чьи-то "2-проводковые" проблемы ограничили его распространение, также AG> как не было этого при становлении PIC16 и PIC18.

Этот "слишком хороший МК" слегка опоздал появиться на свет (и даже до сих пор этого еще не сделал как следует). Место уже занято. История с 18-м пиком повторяется - когда он появился, уже полно было всяких АВРов и прочих МСП430, которые заняли нишу. Поэтому парадокс - 18-й ПИК значительно более продвинутый, нежели 16-й, тем не менее и близко не повторил успеха 16-го! То же самое ожидает и дспик. Сверху над ним TMS320F2xxx и аналогичные нависают, снизу -

8-битки и 430-й жмут, а в его непосредственной нише АРМы во всей красе. АРМы, которые производятся всеми, кому не лень, которые имеют не худшие характеристики, которые значительно разнообразнее и устойчивее за счет множества производителей, АРМы, которые бывают в вариатнах от просто процессоров до систем на кристалле (Triscend, например), когда в одном корпусе процессорное ядро и FPGA! Куда уж тут дспикам?! Разве что фанаты Микрочипа вроде тебя их не оставят. :-J

AG> По-моему обычный внутрисхемный эмулятор, но я его не покупал,

Обычный внутрисхемный эмулятор в MSP430 - это вещь, встроенная в кристалл. И для отладки (и зашивки) нужен только копеечный адаптер. Hе знаю, что ты там такое нарыл.

AG> потому что отказался от использования MSP430P337. Он мне не очень подходил: AG> работал медленно, потреблял много, а этот ответ TI по эмулятору просто стал AG> последней каплей (отладочные кристаллы, тоже под $100 предлагали).

Как тебе не повезло. У меня, почему-то, оказался совсем другой путь.

Reply to
Harry Zhurov

Привет!

Mon Sep 13 2004 11:00, Harry Zhurov wrote to Alexander Golov:

Сразу замечу: абзацы содержащие наезды, лозунги, оценки личных качеств я коментировать не буду, поэтому если тебе нужны мои ответы, то, пожалуйста, держи себя в рамках технического спора.

HZ> PIC16 может выигрывать у 430-го только по цене. И то, смотря какие HZ> условия.

Не "только по цене", а "и по цене тоже". У конкурентов PIC16 (например, MSP430F110...123) скроменый набор периферии, практически такое же потребление на MIPS и ядро с большими потерями времени, понижающее вес MIPS'а.

HZ> А по каким это статьям определяется одноклассность?

Объёмы памяти, набор периферии, цена, размеры -- сплошь объективные параметры.

HZ> Вся эта мелочь HZ> нужна, когда надо сэкономить на себестоимости изделия, когда стоимость HZ> комплектации составляет основу себестоимости изделия - проявляется это HZ> обычно при большой тиражности. Когда это не актуально,

Нередко маленький МК нужен именно потому что он маленький. Когда же ничего из вышеуказанного не актуально вряд ли кто-то станет возиться с PIC16.

HZ> Так я не понял, а между измерениями оно чем занимается? И какое общее HZ> потребление при этом?

Откуда мне знать, не я же задачу придумал. Я лишь указал на какую реальную экономию можно было бы рассчитывать в микропотребляющем приборе от использования прорекламированной тобой фичи. Хотя в реальности т.к. АЦП у MSP430 остаётся включённым между автоматически запускаемыми операциями преобразования (а это уже совсем другой порядок потребления) эта фича не только не способна ничего сэкономить, но наоборот резко поднимет потребление (в разы больше чем у ядра).

HZ> Это на каждый бит просыпаться? Вот уж на фиг такое счастье!.. Это еще HZ> на порядок оверхед - какое уж тут микропотребление?!

Для того времени вполне нормальное микропотребление, порядка 50 мкА. Тот же PIC совсем без связи потреблял тогда около 30 мкА. Я тебе пример с обслуживанием АЦП приводил, пару килогерц прерываний от capture обслужить не сложнее.

HZ> И кто из них будет символ-то принимать? UART или ядро?

В чём суть вопроса то? Есть частота на ядре, значит есть везде и на UART'е тоже. Скорость 2048 бит/с, цена -- 15...20 мкА для PIC16 и менее 10 мкА для PIC18 (у них есть режим Idle).

HZ> Э-э, не передергивай! Делать пакет выборок АЦП пики не умеют. HZ> Иметь низкое соотношение тактовой UART'а и его скорости тоже. HZ> Я говорил об этом!

Функционально всё это решается на PIC'ах. А нравится/не нравится -- материя вне данного спора.

HZ> А синхронные порты, capture и прочее - это уже ты приплел сюда HZ> зачем-то! Видимо, чтобы отклониться от темы, ибо крыть пикам тут нечем!!

Мои глаза мне говорят об обратном:

HZ> (Еще не надо забывать, что у MSP430 очень гибкая система HZ> тактирования и потребления (и периферия заточена под это), что позволяет HZ> организовать программу так, что реально среднее потребление будет вообще HZ> мизерным.)

Это вопрос который я в этой подветке обсуждаю и причём тут исключительно АЦП и UART'ы не очень понятно.

HZ> И то, что фичи, упомянутые мной, якобы бесполезны - не более, чем HZ> твои домыслы. Тебе они не нужны, ну не надо за всех решать.

Это факты изложенные в цифрах.

HZ> Фантазии твои, наверное, интересны. Только не мне.

Чтобы сделать оценку навскидку ничего придумывать не нужно, достаточно почитать даташиты от TI: Comparator_A Idd -- 45 мкА, SVS Icc -- 10 мкА, Iadc12 -- 800 мкА, Iref+ -- 500 мкА, Isensor -- 60 мкА, DAC12 -- 50...700 мкА на канал в зависимости от режима усилителя.

Если не убедительно, тогда покажи, например, надёжно работающую схему на пяток дискретных входов с полосой герц 100 и потреблением, скажем, 1 мкА. Аналоговые узлы (усилители, фильтры, ИОН) с таким же потреблением, которые будут работать вместе с нашим якобы ничего не потребляющим АЦП. Примеры датчиков (или что там?) работающих при таких токах. Интересно было бы посмотреть на схемы тех самых распределённых линий и их трансиверы с потреблением в единицы микроампер.

HZ> С чего это?

Быстро, надёжно, шина может делиться с другими периферийными ИС. Да и UART остаётся свободным для более подходящих ему целей (или становится необязательным при отсутствии таковых).

HZ> Hе прикидывайся - мы обсуждаем не только dsPIC30F, но и еще очень HZ> много всякого разного (это и по объему сообщений видно).

Да, мне приходится обсуждать каждый твой заворот на очередную архитектуру, но ты подключился к ветке, когда я в ней говорил про dsPIC30F, а я всегда обсуждаю ту тему, которую начал. Там я говорил, что dsPIC30F -- тоже PIC'и, что это очень эффективные МК и на данный момент убеждён в этом ещё больше.

HZ> Изменилось то, что период надо менять на каждом импульсе. И при этом HZ> надо, чтобы таймер не сбрасывался, а продолжал считать в прежнем режиме.

Меняй хоть десять раз на импульс, таймер сбросится (а PWM выработает импульс) только при совпадении со значением в PR.

HZ> Ок. Вот две задачи. Одна - формировать импульсы длительностью 1 мкс с HZ> джиттером не более 0.5 мкс (меньше - лучше), другая - формировать HZ> Манчестер с таким же джиттером на фронтах. Оба процесса полностью HZ> асинхронны. Вот вошли ISR, чтобы сформировать программно импульс, уже HZ> установили ножку, которую надо сбросить через 1 мкс, и тут - бац, HZ> прерывание по второму каналу, где надо Манчестер формировать. Как быть?

Я ещё в прошлый раз всё описал: Манчестер на низком приоритете формируется Compare, импульс на высоком, длительность 1 мкс -- программно при 1 MIPS, дополнительный джиттер отсутствует. Всё тоже самое можно сделать на одном низком приоритете и двух аппаратных каналах: Compare и ШИМ.

HZ> Это что, за 1 такт, что-ли, и xor, и инкремент счетчика, и переход HZ> делаются??! Hу сильно - такое разве что во сне...

Да нет, наяву:

repeat W1 xor W0,[W2++],W0

1 цикл нужен для команды repeat и в дальнейшем тело (xor) выполяется в каждом цикле.

HZ> Во-первых, пики не только 18-е бывают, но и 16-е. Так какой у них там HZ> размер страницы?

128 байтов, при этом памяти у них на порядок меньше чем у PIC18. На PIC16 обычно работают с постоянно включённой одной страницей, а далее размещают косвенно адресуемые данные или локальные данные каких-то алгоритмов не требующих дополнительных переключений (только вход/выход). В реальности основное неудобство работы с PIC16 не в этом, а в не слишком удачной модели адресации SFR'ов и их распределении, то что у PIC18 выше всяких похвал.

HZ> 430-й стОит дешевле. Гораздо!

Есть и дороже, есть и дешевле. Те что гораздо дешевле, с теми что гораздо дороже не сопоставимы никак -- ни по памяти, ни по периферии... а по производительности ни с какими не соизмеримы.

HZ> Потребляет меньше. В разы! :-Р

От задачи зависит. Вот на твоей сумме раза в полтора больше.

HZ> Мне тут, кстати, про филипсовские АРМы подсказали (сам не следил). HZ> LPC2xxxx. 32-разрядная машина.

Теперь ещё одного "чёрта в табакерке" будем обсуждать.

HZ> Обрати внимание на потребление

На что там обращать внимание? Имеет место одиночный листок из которого следует только то, что МК при выполнении одной 3-цикловой команды перехода, которой он к тому же кормится из защёлки, а не Flash, потребляет 30 мА по источнику 1,8 В, на фоне огромных утечек в статике. Какое потребление при работе реального кода из Flash? Какое потребление по 3,3 В? Каковы зависимости потребления от частоты? Догадывайтесь сами!

HZ> и производительность! Вот это достижение!

Что там за достижение? Ядро ARM разработано для универсальных компьютеров, целиком и полностью ориентировано на на многоразрядную арифметику над локальными данными (в основном в регистрах) и совершенно непригодно для построения МК обсуждаемого класса. У него медленный доступ к памяти (только косвенно и только загрузка/выгрузка за 3/2 цикла), а прямые обращения вообще муки (отдельно стоящая установка бита потянет аж на 9 циклов!). Дополнительные потери при работе с 8- и 16-разрядными данными, огромная латентность прерываний, переходы за 3 цикла и необходимость в явном виде выполнять составляющие операций типа call и link. И эти потери касаются только голого ядра, а у LPC2x при 60 МГц на него ещё будут навешаны 3 вайт-стейта. При этом никаких костылей в виде периферийных наворотов там нет, всё достаточно спартанское (разве что GPIO в стиле TMS320F28x).

Alexander Golov

HZ> AVR: lds/sts. Hе знаешь, что это? Если вдруг знаешь, то уж сам реши, HZ> вчера они появились или позавчера!? Или, может, завтра!?

Читай внимательнее: прямая адресация в _операциях_.

HZ> Hе, я не понял. Вот надо обратиться из любого регистра к памяти. Hа HZ> 430-м это делается непосредственно из регистра. А тут, выходит, надо еще HZ> в W0 сначала метнуть результат, а уж потом та самая клевая прямая HZ> адресация возникнет.

Если рассматривать статические кадры, может так и кажется, а в реальной программе в предыдущей операции можно таргетом указать W0. Но в любом случае, для действия аналогичного MSP430 ему нужно также одно доп. слово, но вдвое меньше времени.

HZ> Что за бред? Ты что, данных, как, например, коэффициенты в плавучке, HZ> никогда не встречал? Куда ты там их кодировать в опкод собрался?! Да мало HZ> ли, что может быть. В опкод помещаются только очень ограничнного размера HZ> целочисленные литералы, не более!

Их можно поместить в опкод, или адресовать по ссылке, никакого смысла адресовать их в программной памяти прямо нет.

HZ> А вот это неизвестно, что там первично, что вторично.

Все опкоды приведены в документации. Их несложно изучить и сделать выводы для чего там нужны 24 разряда и откуда взялись 13 разрядов прямой адресации.

HZ> Засыпание ядра, как будто у пика это по-другому!

Не я же заявлял про PIC'и, что там основной режим это работа на максимуме частоты, а остальное время сон, а как раз ты про MSP430.

HZ> Блочные пересылки по DMA зачем-то приплел?!

Учитывая медленность MSP430 при работе с памятью, это одна из спасительных палочек.

HZ> Если бы ты внимательнее почитал документацию, что увидел бы, что HZ> пересылки через DMA программируются в различные режимы от непрерывной HZ> передачи до запускаемой от различных источников, когда процесс пересылки HZ> растягивается во времени, чтобы и ядро могло параллельно работать. И HZ> пересылки эти не просто так грузом лежат - они полезную работу выполняют, HZ> которую ядро делает менее эффективно.

И что, после этого рассказа, DMA перестал отбирать циклы у MSP430, вплоть до полной остановки, доводя латентность до огромных величин?

HZ> Возьми пик и нагрузи его этой же HZ> работой, а потом сравнивай, что эффективнее!

dsPIC30F программно делает эту работу эффективнее чем DMA у MSP430.

HZ> Однозначно геморройнее. Hо спорить тут бесполезно. "Одни считают, что HZ> бить собак можно. Другие считают, что нельзя. И то, и другое не HZ> доказуемо" (с). Hо то, что даже и в дспиках от этого отошли, указывает HZ> вполне однозначно на геморройность PIC'ового подхода.

Гоморройность тут не причём, это позволило dsPIC30F снизить латентность до очень низкой величины.

HZ> Да какие еще слезы? Латентность в пределах десятка циклов HZ> действительно не интересует

Оказывается проблемы и не было! Вопрос закрыт.

HZ> Иногда и даже часто задача эффективно решается с помощью хаков. Если HZ> ты считаешь этот путь хорошим и правильным, флаг тебе в руки.

Я не знаю что ты под "хаком" подразумеваешь, но если выбор: одна ИС + напряжение мозгов, или "пяток", зато на Бейсик-библиотеках, то я чаще всего за первое.

HZ> А теперь скажи-ка, как часто встречается в программе пересылка в UART HZ> (т.е. где операнд 8-битный) по сравнению с обращением в память?

В данном случае UART = любой другой SFR или статическая переменная, причём тут разрядность вообще не понятно.

HZ> А что, у пика за один цикл, что-ли, делается пересылка память-память? HZ> Hасколько мне известно, нет. Один цикл - загрузить в W.

Если ты опять про PIC18, то у него за 2 цикла, без W и страниц, а у dsPIC30F косвенно за 1, прямо за 2.

HZ> У 430-го 6 циклов на 16 бит. При этом это может быть не просто HZ> пересылка, а, например, сложение:

HZ> add &slon1, &slon2 HZ> сложили два 16-битных числа, лежащих в памяти, и поместили результат HZ> в память. Все за 6 циклов. Про пик спрашивать даже не буду, и так знаю, HZ> что он это не быстрее делает

PIC18: movfw slon1 ; 1 addwf slon2,f ; 1 movfw slon1+1 ; 1 addwfc slon2+1,f ; 1

dsPIC30F: mov slon1,W0 ; 1 add slon2 ; 1

HZ> Да, за два цикла можно переслать 16 бит по схеме память-память.

HZ> За один такт? Еще учти, что DMA тут не просто пересылкой занимается, HZ> а делает это в связке с остальной периферией. У чипов с DMA, к примеру, HZ> ЦАП 12-битный имеется (настоящий честный ЦАП на 200 килоотсчетов в HZ> секунду), который может инициировать запуск DMA на пересылку очередного HZ> значения, когда текущее установлено. Фактически, ядро работает само по HZ> себе, а ЦАП в паре с DMA "рисуют" аналоговый сигнал по табличке. И всего HZ> ценой два такта на отсчет.

Не два, а четыре, два -- только в монопольном режиме. Но в том то и дело, что dsPIC30F на всю обработку прерывания, скажем от АЦП (вход, выход, пересылку

16 значений), нужно меньше времени чем DMA MSP430 на одну только пересылку этих же 16 значений в монопольном режиме: 4 push.d w0 2 mov #adcbuf0,w1 1 mov BufAdr,wreg 1 mov [w1++],[w0++] 1 ... 15 mov wreg,BufAdr 1 pop.d w0 2 bclr adif 1 retfie 3 ---- 31

И тут нельзя забывать, что для монопольной передачи MSP430 ещё нужно в прерывание войти/выйти и DMA настроить, а в бакграунде уже сам DMA будет пересылать вдвое медленнее чем dsPIC30F программно, заходя в прерывания.

HZ> Дспик, если бы у него был ЦАП, программно это делал бы с таким оверхедом HZ> (несмотря на его якобы быстрый отклик на прерывания), что хвастаться ты HZ> бы этим уж точно не стал.

:)

HZ> Зачем? Что - мне делать, думаешь, нечего? Есть примеры, один из HZ> которых твой. А на асме я не пишу - и так есть, чем заняться. Проекты у HZ> меня не несколько сотен команд, поэтому твой подход в отношении dsPIC HZ> меня не устраивает.

Тогда претензии про болтовню адресуй к себе.

HZ> Hормальные там описания. Просто не все лежит на поверхности - HZ> генераторы констант ты упустил из виду (эмуляция тут вообще мимо кассы).

В описании я про "генераторы" не упустил, но т.к. не пользуюсь этим ежедневно, просто не могу держать в памяти все тонкости. А низкое качество описаний проявляется хотя бы в том, что при изучении таблиц таймингов команд никаких акцентов на особенности "генераторов" не сделано.

В целом описания, конечно, не как у AVR, но часто раздражают. Главный недостаток -- информация неполная, постоянно натыкаешься на отсутствие тех или иных данных, например, диаграмм выполнения прерываний на всех этапах или работы DMA, а также как всё это работает, вступая друг с другом в конкуренцию, есть же только очень общие словесные описания. Встречаются если и не откровенно ложные, то уж точно вводящие в заблуждения сведения (например утверждается, что латентность 6 циклов и при этом скромно умалчивается сколько времени нужно для завершения команд и операций DMA).

HZ> Что-то ошибся ты, по ходу! DC28a: 16 MIPS, 3.3V -> 42 mA. P = 138.6 HZ> mW. Hе хило!

HZ> А то, что ты тут привел - это для 8 MIPS.

Нет. Верная инфорация 16 MIPS, 3,3 В -- 22 мА, 40 мА это при 5 В. Читай документацию на указанные ИС (DS70135A), а не на непонятно что.

HZ> А какие требования? Габариты?

Я же писал: прибор должен не менее 2-х месяцев отдежурить, и не менее 2-х часов отработать при -20...+70 С. Размер CR-123: диаметр 17, длина 34,5, масса 17 г. По даташиту у Panasonic CR-123 максимальный продолжительный ток

20 мА и импульсный 1,4 А. Экспериментально было установлено, что DL-123 от Duracell 100 мА (2,8 В при -20 С) продолжительно выдерживает без проблем.

HZ> Hе нравится. Ценой. У ТИ для МСП оригинальный программатор стОит HZ> $180. Hе понятно, почему этот на порядок дороже?! Что в нем особенного?

Почему на порядок? Он стоит $900, а не $1800. А TI продаёт за $180 stand-alone программатор?

HZ> Hа хрен я буду ждать чего-то. У меня уже все есть для решения задач. HZ> И при таком положении я даже смотреть в сторону дспиков не буду.

Я так и не понял, что не так с ICD2?

HZ> Обычный внутрисхемный эмулятор в MSP430 - это вещь, встроенная в HZ> кристалл.

И что же он тащит на себе аппаратуру эмулятора? Может у него ещё и Tracing memory на борту есть и он обеспечивает триггеринг по внешним и внутренним аппаратным событиям?

Reply to
Alexander Golov

Hello Alexander.

23 Sep 04 19:45, you wrote to Harry Zhurov:

AG> за 3/2 цикла), а прямые обращения вообще муки (отдельно стоящая AG> установка бита потянет аж на 9 циклов!).

Если этот бит в GPIO - то нет. Столько же, как для обычного обращения. Если программе много битовых переменных - тогда да, _опа. Hо если обработка битов в регистрах - то все очень радужно.

AG> Дополнительные потери при AG> работе с 8- и 16-разрядными данными,

Hет. Разве что потери места в регистрах.

AG> необходимость в явном виде выполнять AG> составляющие операций типа call и link.

Это я считаю достоинством. Экономит время вызова коротких функций. Hа асме, конечно, неудобно.

AG> И эти потери касаются только AG> голого ядра, а у LPC2x при 60 МГц на него ещё будут навешаны AG> 3 вайт-стейта.

При промахе буфера на 128 бит.

AG> При этом никаких костылей в виде периферийных наворотов AG> там нет, всё достаточно спартанское (разве что GPIO в стиле AG> TMS320F28x).

Hу, не знаю. Экзотики нет, а то что есть - достаточно навороченное.

Alexey

Reply to
Alexey Boyko

Mon Sep 13 2004 11:00, Harry Zhurov wrote to Alexander Golov:

HZ> Обычный внутрисхемный эмулятор в MSP430 - это вещь, встроенная в HZ> кристалл.

То, что встроено в кристалл MSP430, не является "обычным внутрисхемным эмулятором". Это недоэмулятор (типа "для студентов и отсталых районов" :). У него всего три брекпойнта, периферия не останавливается при остановке чипа, и т.п (я работал с FET149). На безрыбье и он сгодится, но все же после нормального пиковского эмулятора я долго ругался разными словами на это сиротское поделие. Т.к. отлаживаться с его помощью неэффективно, на простейшие вещи уходит масса времени. Даже время исполнения кусков кода померять нельзя. Или пройти по шагам по программе, если в моей проге включено прерывание по таймеру - недоэмулятор тут же шагнет в ISR, и так и будет ходить вечно по телу ISR. Настоящий эмулятор MSP430 стоит десяток колобаксов, дороже чем нормальные эмуляторы для конкурирующих процев.

HZ> И для отладки (и зашивки) нужен только копеечный адаптер.

При помощи FET нельзя залочить проц. Он пригоден для разработки и мелких серий, в случае если не нужна полноценная защита кода. Программатор, умеющий шить фузы, у TI стоит порядка четырехсот баксов, насколько я помню. При этом, помнится, он не умеет ничего кроме как шить MSP430.

Пока, Алексей

Reply to
Alex Kouznetsov

Alexander, ты ещё здесь сидишь?

Четверг Сентябрь 23 2004 20:45, Alexander Golov wrote to Harry Zhurov:

[поскипано]

> [...]

Это не так. Принадлежность к семейству контроллеров определяется _ядром_. А они у PIC и dsPIC совершенно разные.

AG> что это очень эффективные МК и на данный момент убеждён в этом ещё AG> больше.

Вот только когда работа с ними станет дешёвой?..

[поскипано]

Георгий

Reply to
George Shepelev
24-Sep-04 11:48 Alex Kouznetsov wrote to Harry Zhurov:

AK> То, что встроено в кристалл MSP430, не является "обычным внутрисхемным AK> эмулятором". Это недоэмулятор (типа "для студентов и отсталых районов" AK> :). У AK> него всего три брекпойнта, периферия не останавливается при остановке [...] AK> Или пройти по шагам по программе, если в моей проге включено прерывание AK> по AK> таймеру - недоэмулятор тут же шагнет в ISR, и так и будет ходить вечно AK> по телу ISR.

Вот, кстати, по этой причине я с чистой совестью JTAG-ноги AVR пускаю как рабочие, аналогично поступил на единственной плате с MSP430F147 (причём на ней и свободные ноги оставались, но так легче трассировалось :-). При работе с таким эмулятором он в основном должен не работать :-) Левые записи в некие области данных таким "эмулятором" отлавливать можно, а остальное, IMHO, никак. Но null pointer assignment и его родственников у меня не было уже больше 10 лет. Так что имеющаяся в наличии платка для AVR JTAG ICE так и лежит не спаянная.

wbr,

Reply to
Oleksandr Redchuk

Fri, 24 Sep 2004 11:48:04 +0000 (UTC) Alex Kouznetsov wrote to Harry Zhurov:

AK> То, что встроено в кристалл MSP430, не является "обычным внутрисхемным AK> эмулятором". Это недоэмулятор (типа "для студентов и отсталых районов" :). AK> У него всего три брекпойнта, периферия не останавливается при остановке AK> чипа, и т.п (я работал с FET149).

Это касается 149. В 169-м (который у меня сейчас) 8 брейкоинтов, в том числе не только на код, но и на данные.

AK> На безрыбье и он сгодится, но все же после нормального пиковского эмулятора AK> я долго ругался разными словами на это сиротское поделие.

"Нормальный пиковский эмулятор" - это то, что работает в системе, в реальном кристалле? Или это вставляется _вместо_ кристалла. Подозреваю, что вместо. Если так, то тут свои проблемы, начиная от невозможности работать с девайсом, закрытом в корпусе в реальных условиях (очень надо иногда бывает при отладке и доводке, когда вылезают вопросы на конечном этапе), продолжая необходимостью в каких-то POD-ах, сложностью работы с мелкими корпусами (не очень представляю, как работать в мелкими корпусами, вернее, где мелкий шаг) и заканчивая ценой.

AK> Т.к. отлаживаться с его помощью неэффективно, на простейшие вещи уходит AK> масса времени. Даже время исполнения кусков кода померять нельзя. Или AK> пройти по шагам по программе, если в моей проге включено прерывание по AK> таймеру - недоэмулятор тут же шагнет в ISR, и так и будет ходить вечно по AK> телу ISR.

Согласен, на 149 и более старых есть описанные тобой неудобства. Но на новых, которые вместо идут, это учтено. Там можно индивидуально указать, какие модули останавливать при остановке эмулятора. Т.ч. "жизнь налаживается" (с).

AK> Настоящий эмулятор MSP430 стоит десяток колобаксов, дороже чем нормальные AK> эмуляторы для конкурирующих процев.

Не видел такого. Не предлагают его, видно, последние годы. М.б. это было для первых серий P и однократок С? Скорее всего так.

AK> При помощи FET нельзя залочить проц.

И не надо. Он не для этого.

AK> Он пригоден для разработки и мелких серий, в случае если не нужна AK> полноценная защита кода.

А для крупных, что, не годится? Если прошивку лочить не надо.

AK> Программатор, умеющий шить фузы, у TI стоит порядка четырехсот баксов, AK> насколько я помню.

Неправильно помнишь. Два года назад оно стоило 180 зеленых денег.

AK> При этом, помнится, он не умеет ничего кроме как шить MSP430.

А что еще ему надо уметь? Он программатор, он для программирования.

Reply to
Harry Zhurov

Thu, 23 Sep 2004 16:45:46 +0000 (UTC) Alexander Golov wrote to Harry Zhurov:

AG> Mon Sep 13 2004 11:00, Harry Zhurov wrote to Alexander Golov:

AG> Сразу замечу: абзацы содержащие наезды, лозунги, оценки личных качеств я AG> коментировать не буду, поэтому если тебе нужны мои ответы, то, пожалуйста, AG> держи себя в рамках технического спора.

Уже прошло две недели, я уже стал забывать, о чем шла речь. Но дело даже не в этом... Все идет по кругу. Мне есть что аргументировано возразить почти по каждому пункту, но я не буду этого делать. Дискуссия и так затянулась, мнения высказаны и неоднократно, убедить оппонента не удается, очевидно, что дальнейшее ее продолжение приведет только к дальнейшему увеличению трафика и только. Поэтому на этом сию тему со своей стороны закрываю.

Reply to
Harry Zhurov

Sat Sep 25 2004 20:00, Harry Zhurov wrote to Alex Kouznetsov:

HZ> И не надо. Он не для этого.

HZ> А для крупных, что, не годится? Если прошивку лочить не надо.

Не годится, даже если не надо лочить. Поскольку для более-менее крупной серии необходим такой программатор, которым мог бы пользоваться неквалифицированный оператор. Программатор без писюка, с одной-единственной кнопкой "запрограммировать" и зеленой/красной лампочками "успех/неуспех".

Пока, Алексей

Reply to
Alex Kouznetsov

Sun, 26 Sep 2004 03:04:53 +0000 (UTC) Alex Kouznetsov wrote to Harry Zhurov:

AK> Не годится, даже если не надо лочить. Поскольку для более-менее крупной AK> серии необходим такой программатор, которым мог бы пользоваться AK> неквалифицированный оператор. Программатор без писюка, с одной-единственной AK> кнопкой "запрограммировать" и зеленой/красной лампочками "успех/неуспех".

По-моему, сложность весьма преувеличена. На заводе, где шла (и идет) серия наших приборов, советском ВПКшном заводе, в цехе, где производится сборка плат, настройщик(ца) эти платы программирует. Там стоит AVR. С помощью именно писюка. При том, что он/она ни шиша не разбирается даже в том, какой процессор и сколько памяти в этом ПК. Он/она умеет только включить его, дождаться, пока загрузится, запустить по ярлыку программу-программатор, нажимать на нужную кнопку в этой программе и контролировать выдачу сообщений об успехе или неуспехе операции. Для него выпущена по всем правилам в соответствии с ГОСТ инструкция по настройке и проверке, в соответствии с которой он/она действует (там не только программирование). Никаких проблем нет. Если вдруг что-то не работает, он/она обращается за помощью к тем, кто в этом больше разбирается. Но, как показала реальная практика, никаких проблем нет. Более того, на крупных партиях удельный геморрой по постановке и освоению производства меньше, т.к. обучение настройщика ровно такое же, что и при мелких, а настраивает он потом больше устройств.

Не думаю, что другое решение - не писюк - будет проще. Я же не предлагаю использовать для программирования в серии иаровский С-SPY. Есть и более простые варианты. Если надо, то можно и специальный написать - протокол программирования через JTAG для MSP430 открыт.

А то, что ты написал, это, пожалуй верно, если поставить задачу, научить программировать обезьяну (или какого другого жителя зоопарка). :)

Reply to
Harry Zhurov

AK> Не годится, даже если не надо лочить. Поскольку для более-менее AK> крупной серии необходим такой программатор, которым мог бы AK> пользоваться неквалифицированный оператор. Программатор без AK> писюка, с одной-единственной кнопкой "запрограммировать" и AK> зеленой/красной лампочками "успех/неуспех".

Ага, щаз...

В начале по поводу "неквалифицированного оператора"

1) Цеховое начальство такого питекантропа, что только тупо на кнопу жать может, на пушечный выстрел не подпустит к изделиям, потому как ученое...

2) Заводской наладчик предпочтет (хотя бы из самоуважения) сидеть за чем-то более-менее сложным (и необязательно чтоб за компом, хотя и приятней). Соответсвенно и ответное благодушное отношение наладчика к разработчику, если кому это важно... (мне, к примеру)

А теперь про производство

3) Зачем производству организовывать дополнительное рабочее место вместо естественной интеграции с рабочим местом на участке настройки-контроля? И от участка этого никуда не убежишь, только если не собрался сразу с монтажа в конечную тару паковать...

А если выделять для программизма отдельное рабочее место с отдельным питекантропом... Да мне кнопу жалко... ;)

<< Когда я вырасту, то хочу стать паровым экскаватором... << ... (c) Bender [8E] Dmitry Kuznetsov, Moscow,
Беговая Черепаха] [Team LEXX] *
Reply to
Dmitry Kuznetsov

Sun Sep 26 2004 21:34, Dmitry Kuznetsov wrote to "Alex Kouznetsov":

DK> В начале по поводу "неквалифицированного оператора"

DK> 1) Цеховое начальство такого питекантропа, что только тупо DK> на кнопу жать может, на пушечный выстрел не подпустит к DK> изделиям, потому как ученое...

У нас подпускает. И нареканий ни у кого нет.

DK> 2) Заводской наладчик предпочтет (хотя бы из самоуважения) DK> сидеть за чем-то более-менее сложным (и необязательно DK> чтоб за компом, хотя и приятней). DK> Соответсвенно и ответное благодушное отношение наладчика DK> к разработчику, если кому это важно... (мне, к примеру)

Зачем на эту тупую операцию сажать наладчика? У нас сажали "человека с улицы", что гораздо дешевле. Гы, надо сказать, что у нашего программатора, стоящего на этой операции, даже кнопки нет. Он "чувствует" когда мелкосхема вставлена в панельку, и программирует ее автоматически.

DK> А теперь про производство

DK> 3) Зачем производству организовывать дополнительное рабочее DK> место вместо естественной интеграции с рабочим местом на DK> участке настройки-контроля? DK> И от участка этого никуда не убежишь, только если не DK> собрался сразу с монтажа в конечную тару паковать...

DK> А если выделять для программизма отдельное рабочее место DK> с отдельным питекантропом... Да мне кнопу жалко... ;)

Речь шла о _крупном_ производстве. На участке контроля у нас тоже сидит не наладчик, а "человек с улицы". Изделие проверяется автоматизированным стендом, у которого одна кнопка и две лампочки :-) А наладчики занимаются только теми изделиями, которые не прошли автоматическое тестирование.

Пока, Алексей

Reply to
Alex Kouznetsov

Одного подпустили. Половину SMD электролитов и диодов поставил наоборот - для него просто двуногое из коробочки, на маркировку плевать. Правда, это случай опытных образцов, которые все равно мне на стол попал. Так что проколы бывают...

Почему тупую? К примеру контроль напряжений на плате. У меня как-то набралось: 5, 3.3, 2.5, и 1.8... И все ведь надо проверить. Мало-ли что, 3-вольтовая электроника может прекрасно и на 5 вольтах работать, только греться по тихому. А у вас что, собрали, включили, и если зеленая лампочка горит, то сразу в коробку?

Возвращаясь к программированию, это одна из _незаметных_ операций во всем процессе. Даже более незаметная, чем операция подключения кабеля к плате. А так и на эту операцию можно макаку посадить. Хотя, что она там наподключает...

Это пока "оператору" не покажется что криво встала... ;) Да и возможно мы друг друга не поняли, а я, как обычно, веду речь про ISP.

Ну хорошо-хорошо. Крупное, так крупное. У меня не крупное. В любом случае будете делать как сами считаете целесообразным. А мы тут так - мнениями перекидываемся...

Это место контроллера. Эти здесь дотошные. Смотрят все, начиная с внешнего вида платы - макаку здесь не посадишь. Иначе кое-что, для чего электронику там же делают, сразу бы падало...

То есть этот стенд диагноза не выдает... а ведь мог бы...

У нас это называется КПА (контрольно-проверочная аппаратура) и далеко не все операции автоматизированны - используется тумблерно-кнопочное управление и стрелочная навигация :) И хотя программный тест идет автоматом с сообщениями по пунктам проверки, в целом, до полного автомата - далеко.

Сойдемся на том, что для крупного производства это в порядке вещей.

Пока! << "Сладкий плод в саду висит, раздвигает стебли..." (c) 790 Dmitry Kuznetsov, Moscow,

Беговая Черепаха] [Team LEXX]

*
Reply to
Dmitry Kuznetsov

Привет!

Fri Sep 24 2004 13:02, Alexey Boyko wrote to Alexander Golov:

ARM...

AB> Hет. Разве что потери места в регистрах.

Ну как же, необходимо приводить результат операции к 8/16-разрядному, иначе возможно неадекватное поведение. Собственно всё это прямо сказано в AN34.

AB> Это я считаю достоинством. Экономит время вызова коротких функций. Hа AB> асме, конечно, неудобно.

Экономит только по сравнение с ARM'ом же, если не сохранять.

AB> При промахе буфера на 128 бит.

Да, например, при любом переходе дальше 4-х команд.

Reply to
Alexander Golov

Привет!

Fri Sep 24 2004 23:48, George Shepelev wrote to Alexander Golov:

GS> Это не так. Принадлежность к семейству контроллеров определяется GS> _ядром_. GS> А они у PIC и dsPIC совершенно разные.

Они и у PIC16 c PIC16C54 отличаются не говоря уже о PIC18, но ведь их всё равно всех как PIC'и воспринимают.

GS> Вот только когда работа с ними станет дешёвой?..

А работа с ними дорога?

Reply to
Alexander Golov

Привет!

Sat Sep 25 2004 20:00, Harry Zhurov wrote to Alexander Golov:

HZ> Уже прошло две недели, я уже стал забывать, о чем шла речь. Hо дело

К сожалению у меня нелёгкий период, я очень занят и не могу быстро отвечать на столь объёмные письма.

HZ> даже не в этом... Все идет по кругу. Мне есть что аргументировано HZ> возразить почти по каждому пункту, но я не буду этого делать. Дискуссия и HZ> так затянулась, мнения высказаны и неоднократно, убедить оппонента не HZ> удается, очевидно, что дальнейшее ее продолжение приведет только к HZ> дальнейшему увеличению трафика и только. Поэтому на этом сию тему со HZ> своей стороны закрываю.

Не думаю, что наши достаточно редкие послания сильно поднимают трафик. Но как скажешь...

Reply to
Alexander Golov

Вторник Сентябрь 28 2004 00:52, Alexander Golov wrote to George Shepelev:

> [...]

Да, воспринимают как несколько семейств PIC-процессоров. Все они

8-ми битные и с очень похожими ядрами.

dsPIC - совсем другая история. Похож по цоколёвке и периферии, но ядро там - совершенно другое...

Да, если нужно "штучное" изделие сделать, "на попробовать". "Hаколенные" варианты, как это было с PIC'ами, не проходят...

Георгий

Reply to
George Shepelev

Привет!

Tue Sep 28 2004 17:32, George Shepelev wrote to Alexander Golov:

GS> Да, воспринимают как несколько семейств PIC-процессоров. Все они GS> 8-ми битные и с очень похожими ядрами. GS> dsPIC - совсем другая история. Похож по цоколёвке и периферии, GS> но ядро там - совершенно другое...

Эту грань каждый сам себе придумывает, на мой взгляд меня они родственники.

GS> Да, если нужно "штучное" изделие сделать, "на попробовать". GS> "Hаколенные" варианты, как это было с PIC'ами, не проходят...

Я что-то не ощущаю никакой принципиальной разницы в этом деле с "обычными" PIC'ами.

Reply to
Alexander Golov