вопрос к автолюбителям

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 07:31:05 +0400:

MB> Иногда таки бывает полезен. Я уже привык на него изредка

Скорее, просто привычен. Hу и вообще смотреть заведен мотор или нет :)

Hello, Michael! You wrote to Dima Badisov on Wed, 09 Jun 2010 07:41:51 +0400:

MB> Что тут странное? Возьми и посмотри характеристику УОЗ от оборотов MB> для любого трамблёра, хоть и самого обычного жигулёвского - она MB> состоит из трёх отрезков. Опишешь ты её одной формулой? :-)

Если разрывов в зависимостях нет (а откуда бы им взяться?), то полиномом всегда описать можно, вопрос только в том, что быстрее вычислять и меньше места в памяти займет. Hу и в каком виде эти данные проще готовить, при современных возможностях контроллеров вопросы производительности и памяти на второй план уходят.

Привет, Dmitry.

Вот что Dmitry Orlov wrote to Alexander Hohryakov:

DO> Однако я ни на девятке, ни на десятке других машин такой индикации не DO> видел...

Таки бывает, я видел. В каком-то тазике.

Hello, Dima! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 11:11:05 +0400:

DB> Думаю, что это чистый маркетинг. Фича, не предназначенная для DB> автомобилей дешевого класса.

Да оно и в недешевом не распространено, хотя не сложно и уже давно, и явно с безопасностью связано, ну откуда мне знать, к примеру, что задние габариты или тем более стопы не горят? А на освещенной трассе и что фара перегорела не особо заметно. А по правилам - это нарушение.

DB> У меня оно есть в автомобиле аж 86-го года выпуска. Рисунок машинки на DB> торпедо, где подсвечиваются не до конца закрытые двери и сгоревшие DB> лампочки.

Могли бы уже просто обязать производителей это делать, как обязали делать многие другие вещи.

Hello, Dima! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 11:18:56 +0400:

DB> Вот те здрасьте... А с датчиков - это не параметрически? :)

Hет. Когда сигнал с датчиков используется для коррекции, это уже регулятор - замкнутая система.

DB> Так никто в здравом уме такую хрень на нормальную машину и не ставит DB> :).

DB> Даже не подругулировать обычно, а только переключить 92/95. А то и DB> просто +3/6град к УОЗ, две ступени. А то и вообще никак, если ДД :).

Еще раз, что такое ДД?

DB> От того, что там один процессор занимается двумя задачами они не DB> стали ближе.

Именно, что стали.

DB> Вакуум-корректор в жигуле это тоже общая часть системы питания и DB> зажигания, вносящая зависимость одного от другого :).

Стало быть системы не вполне отдельные.

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 13:02:58 +0400:

MB> Таки бывает, я видел. В каком-то тазике.

Так я знаю, что бывает, и что сделать не сложно. Просто явно полезная вещь, и почему-то массово не применяется.

Привет, Dmitry.

Вот что Dmitry Orlov wrote to Michael Belousoff:

DO> Если разрывов в зависимостях нет (а откуда бы им взяться?),

Hету. Есть изломы, но, скорее всего, они не нужны, а получаются сами собой, когда в дело вступает очередная пружина. Подозреваю, что гладкая криивулина была бы предпочтительнее, но кусочно-линейную легче механически реализовать и легче регулировать.

DO> то полиномом всегда описать можно,

Можно, но он будет не менее чем второй степени, скорее всего, ещё большей. Считать значение придётся в каждом такте зажигания. В принципе, времени там вроде как должно хватить. Может быть, спецы по двигателям не умеют описывать зависимости полиномами? :-)))

Hello, Sergey! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 07:44:03 +0400:

SK> в качестве халявной фичи тахометpа, за котоpую можно его пpодать SK> подоpоже (как же - он еще и УЗСК меpяет!)

А предполагаемые покупатели знают что это такое? :)

SK> для pаботы двигателя - один из пеpвых по актуальности.

Это понятно.

SK> для наблюдения водилой - нафиг не нужен.

О чем и речь.

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 15:32:19 +0400:

MB> Hету. Есть изломы, но, скорее всего, они не нужны, а получаются MB> сами собой, когда в дело вступает очередная пружина. Подозреваю, что MB> гладкая криивулина была бы предпочтительнее, но кусочно-линейную MB> легче механически реализовать и легче регулировать.

Hу так про механику в таких делах уже забыли давно все.

MB> Можно, но он будет не менее чем второй степени, скорее всего, ещё MB> большей.

Вполне возможно, но вопрос тут чисто в реализации тех или иных алгоритмов.

MB> Считать значение придётся в каждом такте зажигания. В принципе,

Кстати, совсем не обязательно, механические системы этого не делают в каждом такте, а работают по весьма усредненным параметрам. Hе обязательно в каждом такте и в электронной системе это делать, другое дело, что при современных производительностях контроллеров это и много раз за такт зажигания сделать можно, это ведь относительно медленные процессы - десятки-сотни микросекунд.

MB> времени там вроде как должно хватить. Может быть, спецы по MB> двигателям не умеют описывать зависимости полиномами? :-)))

:)

Привет, Dmitry.

DO> Так я знаю, что бывает, и что сделать не сложно. Просто явно полезная DO> вещь, и почему-то массово не применяется.

О, я понял, почему. В тазике такой девайс насущно необходим, потому как в задних фонарях контакт то ли патрона с лампочкой, то ли разъёма с платой хреновый, и, когда он пропадает, индикация показывает это. При мне хозяин того тазика что-то сделал, чтобы контакт восстановился. А перегорание лампочек (кроме тех, что в фарах, при раздельном - ближнего света) - явление редкое.

... Hо сейчас всё решает чёрная метка.

Привет, Dmitry.

Вот что Dmitry Orlov wrote to Sergey Kosaretskiy:

DO> А предполагаемые покупатели знают что это такое? :)

Конечно. Те, кто этот девайс покупают - не блАндинки безграмотные и не "ботаники" очкастые, коим "тахометр" - слово ругательное.

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 18:17:07 +0400:

MB> О, я понял, почему. В тазике такой девайс насущно необходим, MB> потому как в задних фонарях контакт то ли патрона с лампочкой, то ли MB> разъёма с платой хреновый, и, когда он пропадает, индикация MB> показывает это. При мне хозяин того тазика что-то сделал, чтобы MB> контакт восстановился. А перегорание лампочек (кроме тех, что в MB> фарах, при раздельном - ближнего света) - явление редкое.

Редкое, но неизбежное, и у нас теоретически за негорящую лампочку могут остановить машину и запретить на ней ехать, во всяком случае, так объяснял полицейский одному моему знакомому. Реальных таких случаев я не знаю, но машины с неработающими теми или иными лампочками попадаются на дороге регулярно.

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 18:21:31 +0400:

MB> Конечно. Те, кто этот девайс покупают - не блАндинки безграмотные MB> и не "ботаники" очкастые, коим "тахометр" - слово ругательное.

Знают, и тем не менее покупают бесполезный прибор?

MB> ... Hо сейчас всё решает чёрная метка.

MB> Это как это?

Так же, как и вакуум-корректором. Hа шланге тройник, третий шланг идет к приблуде на блоке цилиндров. Живьем видел один раз.

Dima

Reply to
Dima Badisov

DO> Если разрывов в зависимостях нет (а откуда бы им взяться?), то DO> полиномом всегда описать можно, вопрос только в том, что быстрее DO> вычислять и меньше места в памяти займет. Hу и в каком виде эти данные DO> проще готовить, при современных возможностях контроллеров вопросы DO> производительности и памяти на второй план уходят.

Да фиг там, ставят по достаточному минимуму, которого частенько не хватает даже на несколько более навороченный тюнинговый вариант движка (выше максимальные обороты).

Dima

Reply to
Dima Badisov

MB> Hету. Есть изломы, но, скорее всего, они не нужны, а получаются сами MB> собой, когда в дело вступает очередная пружина.

Именно. Две пружины - два излома графика :).

MB> Подозреваю, что гладкая криивулина была бы предпочтительнее, но MB> кусочно-линейную легче механически реализовать и легче регулировать.

Регулировать и диагностировать (на момент разработки). Реализовать несложно, если производная на всем протяжении хар-ки одного знака, а она одного.

MB> Можно, но он будет не менее чем второй степени, скорее всего, ещё MB> большей. Считать значение придётся в каждом такте зажигания. В MB> принципе, времени там вроде как должно хватить. Может быть, спецы по MB> двигателям не умеют описывать зависимости полиномами? :-)))

Есть двумерная хар-ка А-от-В. И есть А-от-С. Вроде бы, трехмерная хар-ка рисуется на ура, ан нет, в оптимальной трехмерной ТАБЛИЦЕ, получаемой экспериментально будут отличия от перемножения полиномов. А таблица нифига не трехмерная. Правда, и не N-мерная, а N-m c m последующих корректирующих таблиц от несущественных датчиков типа атмосферного давления и температуры воздуха.

Dima

Reply to
Dima Badisov

Привет, Dmitry.

DO> Hу так про механику в таких делах уже забыли давно все.

Понятно дело. Я рассуждал об истоках той кусочной линейности в зависимости УОЗ от оборотов, которую можно наблюдать в характеристиках трамблёров.

DO> Вполне возможно, но вопрос тут чисто в реализации тех или иных DO> алгоритмов.

Да что там реализовывать-то, какие "те или иные" алгоритмы? Тупо определить y в выражении y = A*x^3 + B*x^2 + C*x + D при известных x и коэффициентах? Да не проблема ни разу. Даже если зависимость не двух-, а трёхмерная. Hу чуть побольше умножений будет.

DO> Кстати, совсем не обязательно, механические системы этого не делают в DO> каждом такте, а работают по весьма усредненным параметрам. Hе DO> обязательно в каждом такте и в электронной системе это делать,

Пожалуй, верно. Маховик всё равно не позволяет быстро измениться скорости коленвала, а реакция на другие параметры не столь уж и важна, можно подождать. У моего москвича-2140 вакуумный регулятор вообще был отключен, и ничего, ездил. Центробежный работал, конечно.

... Hо сейчас всё решает чёрная метка.

MB> Пожалуй, верно. Маховик всё равно не позволяет быстро измениться MB> скорости коленвала, а реакция на другие параметры не столь уж и важна, MB> можно подождать. У моего москвича-2140 вакуумный регулятор вообще был MB> отключен, и ничего, ездил. Центробежный работал, конечно.

Вакуумный регулятор дает 1.5% экономии, ЭПХХ - 4.5% в городском цикле. Это наиболее значимые нововведения в экономии топлива, остальные (атмосферное давление, температура воздуха, лямбда-зонд) дают еще меньшую экономию. Так что стиль езды и уход за машиной влияет куда больше, чем наличие ЭПХХ и ВК. Что было хорошо заметно по копеечкам, которые не имели ни того, ни другого, да еще и карбюратор Вебер без отдельной системы ХХ, однако не выделялись потреблением на фоне более новых жигулей с Озоном, ВК и ЭПХХ.

Dima

Reply to
Dima Badisov

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Wed, 09 Jun 2010 21:02:36 +0400:

> [...]

В 80-х годах, когда массово увлекались изготовлением самодельных регуляторов угла ОЗ, в какой-то статье попадалось на глаза семейство графиков оптимальной, как утверждалось, зависимости, снятой экспериментально. Зависимость не кусочно-угловатая, но и далеко не второй степени.

MB> Понятно дело. Я рассуждал об истоках той кусочной линейности в MB> зависимости MB> УОЗ от оборотов, которую можно наблюдать в характеристиках MB> трамблёров.

MB> Да что там реализовывать-то, какие "те или иные" алгоритмы? Тупо MB> определить y в выражении y = A*x^3 + B*x^2 + C*x + D при известных x MB> и коэффициентах? Да не проблема ни разу. Даже если зависимость не MB> двух-, а трёхмерная. Hу чуть побольше умножений будет.

Я некую экспериментально полученную зависимость интерполировал полиномом, потом его превращал в таблицу для кусочно-линейной аппроксимации в целых числах на контроллере. Еще был случай, когда зависимость была получена аналитически, но в виде прямой функции, а мне была нужна обратная, так я ее обращал численно и потом делал тоже самое. Или еще был случай, когда зависимость не сильно отличалась от y=x, так я ее "лесенкой" заменял вида y=x+T[x>>3]. Это все в целых и в основном восьмиразрядных числах, на более мощных контроллерах я пользуюсь более длинными целыми, работая с ними как с числами с фиксированной точкой, а там, где и с памятью и со скоростью нет проблем тупо в лоб пользуюсь плавучкой.

MB> Пожалуй, верно. Маховик всё равно не позволяет быстро измениться MB> скорости коленвала, а реакция на другие параметры не столь уж и MB> важна, можно подождать.

Именно, быстро надо только сам угол отработать, и то если это таймерами аппаратно не сделано. А считать все можно по контроллерным меркам совсем медленно, но библиотека для плавающей арифметики занимает много памяти, поэтому просто вычисление полинома может быть менее эффективно, чем полная таблица или кусочно-линейная аппроксимация по таблице. Хотя сейчас, когда в MCU 32хразрядные контроллеры ставят (на сколько я в курсе), можно особо оптимизацией алгоритмов не заморачиваться.

MB> У моего москвича-2140 вакуумный регулятор вообще был отключен, и MB> ничего, ездил. Центробежный работал, конечно.

Причем тоже, что очевидно, весьма усредненно.