ÕÓËÏÒÅÎÉÅ Ó×ÏÂÏÄÎÏÇÏ ÐÁÄÅÎÉÑ

Hello, All!

HÅ ÕÄÉ×ÌÑÊÔÅÓØ ÓÁÂÖÕ. ðÒÏÓÔÏ ÚÄÅÓØ, Ñ Õ×ÅÒÅÎ, ÅÓÔØ ÌÀÄÉ, ËÏÔÏÒÙÅ ÜÔÕ ×ÅÌÉÞÉÎÕ ÐÏÓÔÏÑÎÎÏ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔ. óÕÔØ ×ÏÐÒÏÓÁ: ðÒÉ ËÁÌÉÂÒÏ×ËÅ ÄÁÔÞÉËÏ× ÄÁ×ÌÅÎÉÑ ÉÓÐÏÌØÚÕÀÔÓÑ ÒÁÚÌÉÞÎÏÇÏ ÒÏÄÁ ÚÁÄÁÔÞÉËÉ ÄÁ×ÌÅÎÉÑ (ÇÒÕÚÏÐÏÒÛÎÅ×ÙÅ ÍÁÎÏÍÅÔÒÙ). ÷ ÔÅÈÎÉÞÅÓËÏÊ ÄÏËÕÍÅÎÔÁÃÉÉ ËÁÖÄÏÇÏ ÉÚ ÎÉÈ ÕËÁÚÁÎÏ, ÎÁ ËÁËÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ g ÏÎ ÏÔËÁÌÉÂÒÏ×ÁÎ. ôÁË ×ÏÔ, ÇÄÅ ÎÁÊÔÉ ÔÏ ÓÁÍÏÅ ÚÎÁÞÅÎÉÅ g, ËÏÔÏÒÏÅ ÓÌÅÄÕÅÔ ÉÓÐÏÌØÚÏ×ÁÔØ? íÅÎÑ ÉÎÔÅÒÅÓÕÅÔ ÎÅ ÚÎÁÞÅÎÎÉÅ, Á ÉÍÅÎÎÏ, ÇÄÅ ×ÚÑÔØ?

WBR, Yuri

Reply to
Yuri Y. Lesnichenko

Hello, Yuri !

Once (Thursday August 02 2007) at 07:49 someone named Yuri Y. Lesnichenko wrote to All. So, look here:

YL> При калибровке датчиков давления используются различного рода YL> задатчики давления (грузопоршневые манометры). В технической YL> документации каждого из них указано, на какое значение g он YL> откалиброван. Так вот, где найти то самое значение g, которое YL> следует использовать?

Я бы предположил, что следует использовать значение g, актуальное для той точки пространства, в которой данный грузопоршневой манометр будет использоваться.

YL> Меня интересует не значенние, а именно, где взять?

Взять тело известной массы и измерить его вес?

Reply to
Daniel Kapanadze

Hello, Dmitry !

Once (Friday August 03 2007) at 01:36 someone named Dmitry Orlov wrote to Alexander Hohryakov. So, look here:

DO> Я полагаю, что даже учет широты, не говоря уж о других факторах, для DO> калибровки манометров будет лишним.

Разница в g между экватором и полюсом - 0.5%. Hаверное, для каких-то измерений это может оказаться существенным.

Reply to
Daniel Kapanadze

"Yuri Y. Lesnichenko" snipped-for-privacy@p13.f.n5054.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p13.f.n5054.z2.ftn...

Справочник по геофизическим параметрам - поскольку точное значение этого параметра определяется географической широтой места.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Yuri! You wrote to All on Thu, 02 Aug 2007 06:49:25 +0400:

YYL> Hello, All!

YYL> Hе удивляйтесь сабжу. Просто здесь, я уверен, есть люди, которые эту YYL> величину постоянно используют. YYL> Суть вопроса: При калибровке датчиков давления используются различного YYL> рода задатчики давления (грузопоршневые манометры). В технической YYL> документации каждого из них указано, на какое значение g он YYL> откалиброван. Так вот, где найти то самое значение g, которое следует YYL> использовать? Меня интересует не значенние, а именно, где взять?

В школьном справочнике Еноховича есть таблица - зависимость g от географической широты и высоты над уровнем моря. Выбираешь по карте подходящее место и едешь :-)) А если серьезно - неужели нельзя вводить поправку, раз уж такая точность требуется?

> [...]

YYL> Hе удивляйтесь сабжу. Просто здесь, я уверен, есть люди, которые эту YYL> величину постоянно используют. YYL> Суть вопроса: При калибровке датчиков давления используются различного YYL> рода задатчики давления (грузопоршневые манометры). В технической YYL> документации каждого из них указано, на какое значение g он YYL> откалиброван. Так вот, где найти то самое значение g, которое следует YYL> использовать? Меня интересует не значенние, а именно, где взять?

"Ускорение свободного падения g зависит от географической широты fi места, а также от высоты h этого места над уровнем моря. Зависимость g от fi на уровне моря выражается формулой g=978.049(1+0.005288sin^2(fi)-0.000006sin^2(2fi)), а зависимость g от h - формулой g=g0-0.0003086h, где g0 - ускорение свободного падения на уровне моря, см/с^2, h - высота места, м." (А.Енохович, справочник по физике, М,просвящение-78)

Hello, Alexander Hohryakov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Yuri Y. Lesnichenko on Thu, 2 Aug 2007 16:55:36 +0000 (UTC):

AH> "Ускорение свободного падения g зависит от географической широты fi AH> места, а также от высоты h этого места над уровнем моря. Зависимость

А также от того что (какая порода) находится под поверхностью, ну, и что очевидно, от фазы Луны.

Hello, Yuri Y. Lesnichenko! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to All on Thu, 02 Aug 2007 06:49:25

+0400:

YYL> технической документации каждого из них указано, на какое значение YYL> g он откалиброван. Так вот, где найти то самое значение g, которое YYL> следует использовать? YYL> Меня интересует не значенние, а именно, где взять?

Гравиметром померять.

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 2 Aug 2007 17:43:03 +0000 (UTC):

> [...]

От фазы? Период приливов-отливов - не лунный месяц, а около земных суток. Что до влияния породы на g - под руками таких данных нет, но судя по тому, что при подьеме на 2км g уменьшается на 0.006м/с^2, едва ли это влияние заинтересует калибровщика датчиков давления. Вспомнилось: на одном машиностроительном заводе при получении спирта в целях предотвращения разбавления кладовщиком инструкция предписывала измерять плотность спирта ареометром (спиртомер бытовой за полтинник штука). Весь прикол в том, что дополнительно измерялась температура и вводилась поправка на зависимость плотности спирта от температуры. Я был знаком с автором инструкции. В школе, говорит, пять по физике было. Это я к тому, что не зная требуемой точности, трудно что-то советовать.

Hello, Eugene A. Petroff! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Yuri Y. Lesnichenko on Thu, 2 Aug 2007 16:12:10 +0000 (UTC):

EAP> Справочник по геофизическим параметрам - поскольку точное значение EAP> этого параметра определяется географической широтой места.

Точное значение этого параметра определяется еще кучей факторов. Его измерение лет 25-30 назад было военной задачей, вроде бы связанной с РВСН, подробнее я не интересовался.

Hello, Alexander Hohryakov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Thu, 2 Aug

2007 18:35:45 +0000 (UTC):

AH> Это я к тому, что не зная требуемой точности, трудно что-то советовать.

Я полагаю, что даже учет широты, не говоря уж о других факторах, для калибровки манометров будет лишним.

Hello, Alexander!

02 Авг 07 20:55, you wrote to me:

AH> "Ускорение свободного падения g зависит от географической AH> широты fi места, а также от высоты h этого места над уровнем AH> моря. Зависимость g от fi на уровне моря выражается формулой AH> g=978.049(1+0.005288sin^2(fi)-0.000006sin^2(2fi)), AH> а зависимость g от h - формулой g=g0-0.0003086h, где g0 - AH> ускорение свободного падения на уровне моря, см/с^2, h - AH> высота места, м." (А.Енохович, справочник по физике, AH> М,просвящение-78)

А этого источника достаточно для метрологического обоснования? Может,какой РТМ есть? Или МИ? WBR, Yuri

Reply to
Yuri Y. Lesnichenko

Hello, Daniel Kapanadze! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to snipped-for-privacy@isdn.net.il on Thu,

02 Aug 2007 18:11:30 +0400:

DK> Разница в g между экватором и полюсом - 0.5%. Hаверное, для DK> каких-то измерений это может оказаться существенным.

Для какий-то - несомненно, ведь не от любви к искусству разрабатывались гравиметры, чувствующие не то пятый не то шестой знак. Кргда я еще учился в школе, папа как раз работал над таким. Лазерный интерферометер, и подбрасываемый в хорошем вакууме катафот в одном из его плечей где-то такую точность (и минимум на порядок лучшее разрешение) давали. Причем устройство монтировалось мобильно, в автофургоне.

Hello, Yuri! You wrote to Alexander Hohryakov on Fri, 03 Aug 2007 18:24:02 +0400:

. YYL> А то у нас на аттестации инженеров по измерениям требуют знание YYL> значения местного g до 5 знака (так в методике записано, но значения YYL> там не приведено).

А я-то думал, тебе для дела...

YYL> Hа вопрос, где взять - пишут на бумажке (!!!!)!

! = +++ ? :)

Hello, Alexander!

03 Авг 07 18:10, you wrote to me:

AH> Бюрократия - не по моей части.

К сожалению, бюрократия - основа порядка.

AH> А что за таки супердатчики у тебя? Обычные токовые. Метраны, Сапфиры и т.п.

AH> При перемещении от полюса к экватору g меняется на AH> полпроцента, остальные факторы влияют на порядки AH> меньше. Hеужели есть необходимость учитывать это?

Допустимая погрешность измерительного канала - полпроцента. Впихивать сюда _систематическую_ погрешность, заведомо об этом зная - попросту гдупо.

WBR, Yuri

Reply to
Yuri Y. Lesnichenko

Hello, Alexander!

03 Авг 07 20:40, you wrote to me:

AH> А я-то думал, тебе для дела...

Когда не в меру ретивых властьимущих удается поставить на место, дело делать намного легче.

WBR, Yuri

Reply to
Yuri Y. Lesnichenko

Hello Yuri.

03 Aug 07 06:24, you wrote to Alexander Hohryakov: AH>> В школьном справочнике Еноховича есть таблица - зависимость AH>> g от географической широты и высоты над уровнем моря. YL> А может, документ какой есть, в котором была бы прописана прописана YL> процедура выбора значения g места измерения, или были бы приведены эти YL> самые поправки? И потом, эти значения измеренные или исчисленные? И YL> насколько велико влияние геологии? "Процедура" в основном сводится к тому, чтобы определить, какая линейная скорость вращения шарика на данной широте, и под какими углами складываются ускорение силы тяжести и "центробежное". Следующий по "порядку значимости" фактор - высота, но тут можно добавить, что форма земного шара - не шар, и забыть об этом факторе, как о страшном сне. Hа последнем месте влияние геологии. Hо места, где она сильно влияет, в общем, это известные места... Курская аномалия там или, скажем, гора какая-нибудь очень большая (она придает силе тяжести примерно горизонтальную составляющую). В любом случае эти влияния, вроде, значительно меньше.

Так что рассмотрим, например, классическую задачу из школьного учебника - поправку к "же" на экваторе. Обозначим "центробежное ускорение" через "a":

a=V^2/R=(2*pi*R/T)^2/R=(2*3.14/24*60*60)^2*6.4e+6=0.035 Учитывая что само g=10, получаем что каждый килограмм весит примерно на 3 грамма меньше. Изменение во втором знаке g после запятой, даже для широты Ленинграда.

С другой стороны можно добавить еще и то, что на полюсах человек ближе к центру Земли. Может ошибаюсь, но, кажется, километров на 20 - в принципе это должно еще увеличивать g на полюсе на величину такого же порядка. Впрочем, применять для этого случая ньютонову формулу я бы поостерегся, именно из-за неправильной формы Земли. ;-)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Hello, Yuri! You wrote to Alexander Hohryakov on Sat, 04 Aug 2007 07:40:20 +0400:

> [...]

Широту и высоту над уровнем моря учесть несложно. (Передо мной даже таблица для тех, кому лень считать по приведенной формуле :-)). Влияние неоднородности горных пород - 0.006% максимум. Да и то где-то посреди атлантики, в южной Америке и других отдаленных местах. Ссылку на источник не привожу, т.к. "Знание-сила" бюрократической силы не имеет.

Пpивет тебе, Yuri!

Дело было 02 августа 07, Yuri Y. Lesnichenko и All обсуждали тему "ускоpение свободного падения".

YYL> значение g он откалибpован. Так вот, где найти то самое значение g, YYL> котоpое следует использовать? Меня интеpесует не значенние, а именно, YYL> где взять?

В любом гоpоде есть госудаpственный центp стандаpтизации и метpологии. Звонишь и спpашиваешь значение конкpетно для твоей местности.

Более того, задатчик давления пеpед использованием _должен_ быть повеpен. Пpи повеpке (в том самом ЦСМ) они сами используют нужное значение, и пpи необходимости выдадут тебе гpафик попpавок.