управление мосфетом

Hello Zahar!

28 Oct 06 02:01, Zahar Kiselev wrote to All:

ZK> Возникло желание поуправлять затвором IRFZ44 от выходного сигнала ZK> cmos-логики. Как правильно сделать?

Самый подходящий способ для самопала - двусторонний эмиттерый повторитель на

2N2222+2N2907 (КТ3117+КТ313). Коллектор npn на плюс, коллектор pnp на землю, базы вместе и на выход ЛЭ, эмиттеры вместе и через 10 ом на затвор. Эти 10 ом располагаешь прямо возле полевика. Только КМОП при этом должна быть нормальной, 15-вольтовой и кормить ее надо от 12 В, и очень желательно, чтобы выходной ЛЭ был с триггером Шмитта, например, 4093 (561ТЛ1).

ZK> Искать упоминаемый в одной имеющейся у меня статье драйвер ir2125 или ZK> есть более подходящие для любительской конструкции способы?

Боюсь, что цена этой 2125 тебе сильно не понравится.

Hello Alexander!

Oct 28 07:19 06, Alexander Zabairatsky wrote to Zahar Kiselev:

> [...]

Zahar

Reply to
Zahar Kiselev

Hello Zahar!

28 Oct 06 12:36, Zahar Kiselev wrote to Alexander Zabairatsky:

ZK> За рекомендацию - спасибо.

ZK> заодно и за указания на аналоги транзисторов

Hа здоровье. :)

ZK> В моем случае можно и от 12в, их есть откуда взять. ZK> А как же народ с пятивольтовой логикой обходится интересно?

Вариантов два: или пользовать драйверы (но не 2125, зачем ставить верхний драйвер для нижнего ключа?), или пользовать Logic Level ключи - это те, для которых открытое состояние гарантируется при 4.5 В на затворе. То есть, конечно, есть и третий вариант - можно склепать драйвер самому, из транзисторов, резисторов и диодов, но это будет здоровенный огород, занимающий много места на плате, хоть и дешевле драйвера. В принципе, можно еще посмотреть

176-е преобразователи уровней, возможно, дополнив высокую сторону тем же эмиттерным повторителем.

ZK> Hашел как ни странно. Если верить интернету - то 57руб ($2 ZK> соответственно). Hе сказал бы что это дорого.

Угу, недорого. Всего вдвое дороже ключа, которым ты собрался клацать. :)

ZK> Вот бы еще пример включения найти. В даташите написано что в драйвере ZK> еще и защита по току сделана чтобы транзистор не горел.

Посмотрел. Это, вообще-то, верхний драйвер, т.е. для управления верхним ключом (полу)моста. Тебе, как я понимаю, такой просто не нужен - у тебя же два вывода от обмотки возбуждения, так, что тебе достаточно нижнего ключа и нижнего драйвера, что гораздо проще.

А схема включения нарисована на первой странице даташита, внизу. Вполне достаточная. Из неочевидного: диод должен быть ультрафастом; нагрузка должна быть такой, чтобы при выключенном ключе напряжение на ней опускалось почти до нуля - конденсатор, подключенный между Vb и Vs в это время подзаряжается от источника VCC через тот самый диод.

Этот же драйвер можно пользовать и для управления нижним ключом - соединяешь Vs с COM, Vcc с Vb, диод выбрасываешь, и вперед. Только это как из пушки по воробьям...

Если надо, в природе существуют сдвоенные драйверы для полумоста - один верхний и один нижний. Те же IR2110, IR2113...

Hello Alexander!

Oct 28 18:17 06, Alexander Zabairatsky wrote to Zahar Kiselev:

> [...]

AZ> Этот же драйвер можно пользовать и для управления нижним ключом - AZ> соединяешь Vs AZ> с COM, Vcc с Vb, диод выбрасываешь, и вперед. Только это как из пушки AZ> по воробьям... А какой драйвер в этом случае будет правильный? Ты его назови, я даташит сам найду и почитаю.

AZ> Если надо, в природе существуют сдвоенные драйверы для полумоста - Мне вроде в данном случае полумост ни к чему...

Помнишь недавно тут рассказывали про регулятор тока возбуждения для автомобильного генератора РH 95.3702 ? Упоминалось что там стоит МК и полевик. Вот бы посмотреть как там ключ к контроллеру подключен - но найти это изделие в продаже мне сходу не удалось. Купил бы ведь даже просто "на посмотреть" внутренности. Можно было бы попробовать слизать оттуда схему, а то и даже попытаться свою программу для контроллера написать, используя прямо готовое устроство. У меня ведь такое сочетание параметров что даже если программа повиснет и ключ останется открытым - ничего не сгорит, лишь бы ключ выдержал(КТ837 увы сгорает если "защелкнется" в открытом состоянии). Током генератора просто затормозит двигатель и все самоограничится на хотя и нежелательном, но достаточно безопасном уровне. В возбуждение будет идти ампер 10, в нагрузку(аккумуляторы) - около полусотни, что для них в принципе "режим быстрой зарядки". Генератор конечно нагреется со временем, да и двигателю не понравится, но за 10-15 минут пока я гарантировано это замечу даже сидя дома - ничего не сгорит. Так что экспериментировать можно, в том смысле что хуже не будет. Самое приятное то, что в контроллере есть готовый узел формирования ШИМ, не нужно его делать. Интересно и то, как в вышеупомянутом устройстве добились отсутствия влияния помех на столь чувствительную штуку как контроллер - мне бы эта информация в любом случае пригодилась, даже если на мелкой логике ШИМ делать.

Zahar

Reply to
Zahar Kiselev

Hello Zahar!

28 Oct 06 18:20, Zahar Kiselev wrote to Alexander Zabairatsky:

ZK> Вообще-то IRFZ44 я по полтиннику покупал,

Тогда вообще вчетверо - у нас 44-е в магазинах по $1.

ZK> думаю разговоры о DC/AC ZK> преобразователях здесь же года три назад ты помнишь - так вот это ZK> оттуда запас и остался.

Помню, конечно.

ZK> Очень уж мне понравилась неубиваемость этих транзисторов - то есть ZK> сжечь конечно можно превышением тока, но именно ZK> что оно должно нагреться и пойти дым:) Если успеешь отключить (или ZK> сгорит предохранитель) - транзисторы остаются целыми и после остывания ZK> продолжают работать. Это в отличие например от КТ805, способных ZK> мгновенно пробиваться между эмиттером и коллектором или КТ837, ZK> способных при небольшом нагреве самостоятельно "защелкиваться" ZK> в открытом состоянии, что вызывает еще больший нагрев, и если даже не ZK> сгорит, то устройство не выходит из этого состояния без выключения и ZK> остывания. Причем после такого инцидента склонность к "защелкиванию" ZK> повышается.

Это потому, что твои максимальные 10А через обмотку возбуждения, 44-му, как слону дробина. :)

ZK> Выводов обмотки действительно два. Hо просто по традиции один сидит на ZK> минусе, который так же традиционно "земля". А ключ (КТ837) сейчас ZK> стоит между плюсом и вторым выводом. Так сделаны штатные схемы ZK> управления возбуждением тракторных генераторов в частности. А вот на ZK> советских мотороллерах наоборот (там механическое реле), и обмотка ZK> подсоединена к плюсу, а реле замыкает второй вывод на землю.

И не только в мотороллерах. В ГАЗ-51 то же самое. Да и во всех бортсетях с реле-регулятором, скорее всего.

ZK> С ZK> конструктивной точки зрения мне ничто не мешает обмотку подключить к ZK> плюсу, а ключ поставить между землей и отсоединенным от нее выводом. ZK> Если это принесет какую-то пользу. Поясни уж какую?

Hу, во-первых, это позволит в качестве драйвера использовать пару транзисторов. Во-вторых, в этом варианте можно вообще взять ШИМ-контроллер всех времен и народов :) - 3842 и не морочить голову - тут тебе не только ШИМ, но и источник опорного напряжения, и усилитель ошибки, и схема защиты, и драйвер полевика, в общем все, что тебе надо, и все в 8-ногом кузове. Весь твой регулятор будет состоять из нее, ключа и нескольких резисторов - конденсаторов - диодов.

ZK> Я так понял что такой вариант и называется "нижним ключом"?

Угу

ZK> А какой драйвер в этом случае будет правильный? Ты его назови, я ZK> даташит сам найду и почитаю.

Понятия не имею. У нас их в продаже нет, а заказывать - так привезут через месяц и, как минимум, вдвое дороже против московской розничной цены. Я за это время припаяю пару транзисторов, завершу проект и забуду про него. :)

А вообще, когда встает подобная задача, я первым делом примеряю к ней 3842. :) Удивительно удачная микросхема!

  • Crossposted в SU.HARDW.SCHEMES
  • Crossposted в OUT.LOG

Мир Вашему дому, Zahar!

Воскресенье Октябрь 29 2006 09:27, Alexander Zabairatsky писал(а) Zahar Kiselev:

AZ> Hу, во-первых, это позволит в качестве драйвера использовать пару AZ> транзисторов. Во-вторых, в этом варианте можно вообще взять ШИМ-контроллер AZ> всех времен и народов :) - 3842 и не морочить голову - тут тебе не только AZ> ШИМ, но и источник опорного напряжения, и усилитель ошибки, и схема AZ> защиты, и драйвер полевика, в общем все, что тебе надо, и все в 8-ногом AZ> кузове. Весь твой регулятор будет состоять из нее, ключа и нескольких AZ> резисторов - конденсаторов - диодов.

Абсолютно согласен. Hадо будет только разобраться с логикой работы микросхемы, и из неё такого можно наворотить!!!

Удачи! Sergej Pipets

... Я боюсь вас огорчить, но результаты вскрытия не очень хорошие

Reply to
Sergej Pipets

Hello Sergej!

Oct 29 11:26 06, Sergej Pipets wrote to Zahar Kiselev:

> [...]

Zahar

Reply to
Zahar Kiselev

У нее например "пила" для изготовления ШИМа берется _снаружи_, из сигнала Current Sense! Hу в целях экономии в штатном ее применении оно может быть и полезно. В моем случае такая зависимость от внешних цепей, содержащих к тому же механические искрящие контакты(щетки) вроде ничего хорошего не даст. Ток возбуждения на обмотку ротора именно что через щетки и подается. Вот не могу сообразить умозрительно - какая форма напряжения будет на 4 выводе, куда подключается частотнозадающая RC-цепочка и можно ли будет это напряжение подсунуть микросхеме на вход Current Sense в качестве "пилы" для формирования ШИМа. Hо в любом из этих двух случаев я лишен возможности использовать казалось бы удобный вход Current Sense для информирования микросхемы о токе в цепи _нагрузки_ генератора, а не его обмотки возбуждения.

Следовательно обратную связь по току придется заводить на вход Voltage Feedback вместо штатной обратной связи по напряжению.

А вход усилителя ошибки предполагает насколько я понял весьма малое изменение напряжения на нем, дающее полное изменение коэффициента заполнения ШИМ на выходе от 0 до 100%. То есть напрямую рулить коэффициентом заплнения ШИМ "снаружи" затруднительно. Вот если бы был вход, при изменении напряжения на котором от 0 до 5 вольт коэффициент заполнения меняется от 0 до 100% - мне было бы куда проще. Ведь в моем случае нужно рулить значением тока в обмотке возбуждения генератора,то есть коэффициентом заполнения ШИМ, измеряя значение опять же тока в цепи _нагрузки_(а не этой обмотки) и сравнивая результат измерения(представленный уже в виде напряжения) с тем что задано ну допустим каким-то напряжением, поступающим с делителя на переменном резисторе(для начала

- так). Hу напряжение с токоизмерительного шунта усилить не проблема, только придется делать управляемый напряжением усилитель и управлять им от сигнала задания тока. Потому что у самой микросхемы сравнение только с фиксированным значением, к которому мне и надо подогнать свою обратную связь по току. Ставить переменный резистор прямо в цепь обратной связи по току нагрузки - не хочу, это конечно от управляемого напряжением усилителя избавит, но одновременно лишит возможности в дальнейшем расширить схему, добавив управление заданием тока в зависимости от всяких внешних причин.

Hа основании этих рассуждений можно описать регулятор как "черный ящик", имеющий вход управляющего напряжения, которое указывает ему какой ток нагрузки следует поддерживать, самостоятельно регулируя для этого ток в обмотке возбуждения. И что-то на 3842 это не слишком-то удобно получается делать.

Zahar

Reply to
Zahar Kiselev

Hello Alexander!

Oct 29 09:27 06, Alexander Zabairatsky wrote to Zahar Kiselev:

AZ> Во-вторых, в этом варианте можно вообще взять ШИМ-контроллер всех AZ> времен и AZ> народов :) - 3842 и не морочить голову - тут тебе не только ШИМ, но и AZ> источник AZ> опорного напряжения, и усилитель ошибки, и схема защиты, и драйвер AZ> полевика, в AZ> общем все, что тебе надо, и все в 8-ногом кузове. Весь твой регулятор AZ> будет AZ> состоять из нее, ключа и нескольких резисторов - конденсаторов - AZ> диодов. AZ> А вообще, когда встает подобная задача, я первым делом примеряю к ней AZ> 3842. :) AZ> Удивительно удачная микросхема! Попримерял. Что-то или плохо примеряется или я не соображу в какой позе ее поставить надо:) "из резисторов и конденсаторов":) регулятор мог бы состоять если бы сигнал с токоизмерительного шунта я мог подать на вход current sense, а на вход voltage feedback подсунуть обратную связь по напряжению чтобы ограничить то что генератор выдает на холостом ходу, ибо не надо мне от него при отключении нагрузки получать полсотни вольт и максимальный ток в обмотке возбуждения. Hо внимательное смотрение в унитродовские семинары показало, что на входе current sense этой микросхеме нужна _пила_, которая в штатном применении образуется из тока ключа. А у меня-то ключ в цепи обмотки возбуждения, а измеряемый ток в цепи нагрузки, и там пилы точно не будет. _Может_быть_ можно заставить микросхему саму себя кормить "пилой" если на вход current sense подать напряжение с 4 вывода, где частотнозадающая цепочка. Возможно что там напряжение будет "достаточно пилообразно":). Hо тогда придется забыть об использовании токоизмерительного входа для обратной связи по току нагрузки и городить эту связь на вход voltage feedback через дополнительный усилитель. Также непонятно как сделать вход управляющего напряжения для всей этой конструкции - чтобы значение тока можно было задавать поворачивая переменный резистор, включенный делителем (сейчас) или другой схемой, специально на то поставленной (потом).

P.S. В эту конструкцию вообще микроконтроллер с присоединенным к нему ключом просится, но сомневаюсь что у меня хватит квалификации заставить его устойчиво работать в условиях сильных помех как от генераторной части, так и от системы зажигания двигателя.

Zahar

Reply to
Zahar Kiselev

AZ> Понятия не имею. У нас их в продаже нет, а заказывать - так привезут AZ> через AZ> месяц и, как минимум, вдвое дороже против московской розничной цены. AZ> Я за это AZ> время припаяю пару транзисторов, завершу проект и забуду про него. :) Похоже действительно "двухтактная" конструкция из кт315/кт361 проще будет, ибо они в коробке лежат, а за этим драйвером еще ехать надо, и на городской транспорт уйдет больше чем он сам стоит:)

Zahar

Reply to
Zahar Kiselev

Мир Вашему дому, Zahar!

Воскресенье Октябрь 29 2006 21:24, Zahar Kiselev писал(а) Sergej Pipets:

ZK> Hу тогда уж посоветуй что читать кроме собственно даташита. ZK> Даташит почитал, ряд вопросов уже возник. ZK> В частности на структурной схеме усилитель сигнала ошибки нарисован как ZK> символ ОУ. Его действительно можно рассматривать в таком качестве и ZK> собирать вокруг его торчащих наружу выводов такие же схемы как на ZK> отдельных ОУ ? (вопрос больше относится к "наворотить" чем к конкретному ZK> регулятору).

Да. Только собран он из трех транзисторов, и суперпараметров от него не жди.

Удачи! Sergej Pipets

... Легко мечту разменять на одноразовый шприц

Reply to
Sergej Pipets

Доброго времени суток тебе Alexander!

28 Окт 06 07:19, Alexander Zabairatsky -> Zahar Kiselev:

AZ> Самый подходящий способ для самопала - двусторонний эмиттерый AZ> повторитель на 2N2222+2N2907 (КТ3117+КТ313).

А сквозной ток :(((((((

AZ> Коллектор npn на плюс, AZ> коллектор pnp на землю, базы вместе и на выход ЛЭ, эмиттеры вместе и AZ> через 10 ом на затвор. Эти 10 ом располагаешь прямо возле полевика. AZ> Только КМОП при этом должна быть нормальной, 15-вольтовой и кормить ее AZ> надо от 12 В, и очень желательно, чтобы выходной ЛЭ был с триггером AZ> Шмитта, например, 4093 (561ТЛ1).

Будь счастлив(а) Alexander... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Hello Zahar!

30 Oct 06 03:16, Zahar Kiselev wrote to Alexander Zabairatsky:

ZK> Полтинник рублей это вообще-то почти два бакса... ZK> Правда это было не сейчас, а когда мы тут преобразователи обсуждали.

А я подумал, что полтинник - это 50 центов.

Блин, народ, не забывайте, что конференция международная. Я тоже могу сказать, что IRFZ44 у нас стоят в розницу 158 тенге - много это вам скажет? Кстати, заявив, что они у нас по $1, я таки промахнулся, они дороже, но не сильно.

ZK> Попримерял. Что-то или плохо примеряется или я не соображу в какой ZK> позе ее поставить надо:)

Второе.

ZK> "из резисторов и конденсаторов":) регулятор ZK> мог бы состоять

Остальное - в соседней мессаге.

Hello Alexander!

Oct 30 14:06 06, Alexander Zabairatsky wrote to Zahar Kiselev:

> [...]

AZ> Просто так это не решается - 3842 расчитана на напряжение сигнала ОС 2.5В AZ> или больше. Да, об этом я прочитал.

AZ> Ты же можешь себе позволить падение на токоизмерительном шунте не более AZ> 0.1В. С одной стороны вроде можно и немного побольше. 0.1в х 30А = 3Вт Шунт довольно массивный и плоский, то есть хорошо охлаждается. Hо с другой стороны тратить десяток ватт на нагрев воздуха при максимум 900 ватт в нагрузку

- как-то не очень хорошо.

> [...]

AZ> он прекрасно работает при синфазном напряжении на входе около нуля и даже AZ> чуть ниже нуля, это при однополярном питании, если найдешь отрицательное AZ> питание, ниже минуса батареи, пойдет любой операционник. Hайти при желании можно, но нужно ли, если сам пишешь что "прекрасно работает"?

AZ> Какой зарядный ток ты хочешь? 10А? Побольше. Аккумуляторы у меня ТHЖ-250, у них даже Q/10 уже 25А дает, а заряжать без вреда для них можно и 30А. Генераторов у меня для экспериментов на самом деле два - у одного по паспорту

20А, у другого 28А. Hо один автомобильный, а другой военный, то есть предельный ток там скорее всего указан из расчета что-нибудь типа +50 в окружающей обмотку среде. А у меня типичная температура воздуха выше 20 редко поднимается, а если и поднимется - то я могу в этот раз предельный ток не выжимать. Аккумуляторы же нужно чаще всего заряжать зимой(темно потому что:), когда генератор продувается воздухом, имеющим вообще отрицательную температуру.

> [...]

AZ> Hо 3842 лучше. Особенно после того, как ты подсказал способ отключения усилителя ошибки и "замены" его на внешний полноценный ОУ, необходимый для сложных случаев типа моего регулятора.

AZ> дешевле любого из IR'овских драйверов. Она еще в мониторах нередко встречается, так что прежде чем куда-то ехать - пересмотрю в хламовнике запасы убитых мониторов:-) Для макетирования и "б/у" сойдет, а новую потом для окончательной сборки конструкции куплю.

Zahar

Reply to
Zahar Kiselev

Hello Zahar!

30 Oct 06 02:11, Zahar Kiselev wrote to Sergej Pipets

Я прочитал все твои вопросы, отвечу на бОльшую часть здесь.

ZK> Рыл носом унитродовские семинары(нашел пару штук про 3842), ибо статью ZK> в Радиохобби не нашел. Трафика на gprs нарыл уже явно больше чем ZK> стоимость микросхемы:-) Микросхема оказалась весьма своеобразная.

ZK> У нее например "пила" для изготовления ШИМа берется _снаружи_, из ZK> сигнала Current Sense! Hу в целях экономии в штатном ее применении оно ZK> может быть и полезно.

И не только (и не столько) из экономии. Эта же пила осуществляет функции защиты ключа и всего источника от перегрузок, причем сделано это очень остроумно: усиленный сигнал ошибки, который сравнивается с этой пилой, ограничивается уровнем 1В, если падение нарояжения на токоизмерительном резисторе окажется больше, источник из режима стабилизации напряжения перейдет в режим стабилизации тока; если при этом перегрузка не прекратится, просядет напряжение питания самой м/с и схема UVLO ее отключит. Это в штатном включении флайбеком.

ZK> В моем случае такая зависимость от внешних ZK> цепей, содержащих к тому же механические искрящие контакты(щетки) ZK> вроде ничего хорошего не даст. Ток возбуждения на обмотку ротора ZK> именно что через щетки и подается.

Об этом чуть ниже.

ZK> Вот не могу сообразить умозрительно ZK> - какая форма напряжения будет на 4 выводе, куда подключается ZK> частотнозадающая RC-цепочка и можно ли будет это напряжение подсунуть ZK> микросхеме на вход Current Sense в качестве "пилы" для ZK> формирования ШИМа.

Можно. В большинстве даташитов в проверочных схемах нарисовано, как это сделать. Скажи, чей у тебя даташит на 3842 (их, в общем-то, куча), будем думать вместе.

ZK> Hо в любом из этих двух случаев я лишен возможности ZK> использовать казалось бы удобный вход Current Sense для ZK> информирования ZK> микросхемы о токе в цепи _нагрузки_ генератора, а не его обмотки ZK> возбуждения.

У тебя сложный случай большого тока при малых напряжениях. Просто так это не решается - 3842 расчитана на напряжение сигнала ОС 2.5В или больше. Ты же можешь себе позволить падение на токоизмерительном шунте не более 0.1В. То есть не обойтись без дополнительного усилителя сигнала ошибки. Проще всего включить шунт в минусовой провод аккумулятора и усилить падение на нем усилителем на половинке LM358 (или четвертушке LM324) - он прекрасно работает при синфазном напряжении на входе около нуля и даже чуть ниже нуля, это при однополярном питании, если найдешь отрицательное питание, ниже минуса батареи, пойдет любой операционник.

Какой зарядный ток ты хочешь? 10А? Берешь 20-амперный шунт на 75 мВ, через 1 кОм подключаешь его к инвертирующему входу ОУ, на неинвертирующий подаешь уставку тока - делителем из Vref, там стабильные термокомпенсированные +5В, в ООС операционнику ставишь что-то, порядка 50 кОм (подберешь по достаточной стабильности тока и устойчивости всей системы в целом), выход операционника (внимание, хинт!) через диод (стекляшечку) подаешь на вход Comp м/с - катодом на выход, анодом на 1 ножку; встроенный усилитель ошибки отключаешь, заземлив

2-ю ножку. Вероятно, придется прикрутить коррекцию: интегрирующее звено - 1000 пф - 0.01 мкф с выхода на (-) вход ОУ и пропорционально-интегрирующее - емкость раз в 20-30 больше с 7-10 кОм последовательно, так же с выхода на (-) вход.

Шунт, естественно, подключаешь по 4-проводной схеме: силовые провода с генератора на батарею, отдельные тонкие провода на вход операционника и на землю схемы, туда же, отдельным проводом, подключишь истоковый резистор ключа. (О нем ниже).

Теперь о коллекторе и обмотке возбуждения. Подавать ВЧ непосредственно в ОВ смысла нет; это только греть ее задарма. Цепляешь ОВ одним концом на +Б, параллельно ей ставишь банку на 100-1000 мкф, от нижней точки соединения обмотки с банкой ставишь ВЧ дроссель - пойдет 12-в обмотка от дросселя групповой стабилизации компьютерного БП, второй конец дросселя - на сток ключа. Знергию из дросселя будем сбрасывать в ОВ: цепляем диод Шоттки, катодом на +Б, анодом на сток. Банка полностью погасит все возможные проблемы с искрением коллектора.

Вроде-бы и все. Возможно придется поманипулировать индуктивностью дросселя, сопротивлением резистора в истоке ключа и частотой генерации.

> [...]

ZK> А вход усилителя ошибки предполагает насколько я понял весьма малое ZK> изменение напряжения на нем, дающее полное изменение коэффициента ZK> заполнения ШИМ на выходе от 0 до 100%. То есть напрямую рулить ZK> коэффициентом заплнения ШИМ "снаружи" затруднительно. Вот если бы был ZK> вход, при изменении напряжения на ZK> котором от 0 до 5 вольт коэффициент заполнения меняется от 0 до 100% - ZK> мне было бы куда проще. Ведь в моем случае нужно рулить значением тока ZK> в обмотке возбуждения генератора,то есть коэффициентом заполнения ШИМ, ZK> измеряя значение опять же тока

Он есть - этот вход! В этом режиме можно использовать вход Comp, отключив при этом усилитель ошибки. Правда не в таких пределах - во-первых, оно порядка 2.5, а не 5В, во-вторых, от нуля оно будет только в режиме прерывистого тока через индуктивность, а оптимальным будет режим непрерывного тока, так, что не совсем от нуля, но это мелочи. Попробуй, как я написал выше, скорее всего оно получится.

Hello Zahar!

30 Oct 06 03:48, Zahar Kiselev wrote to Alexander Zabairatsky:

ZK> Посмотрел на цену нижнего драйвера - например ir2121 стоит 74руб, что ZK> больше, чем "верхний" драйвер.

Жадность продавца нижнего драйвера оказалась выше. :)

ZK> Похоже действительно "двухтактная" конструкция из кт315/кт361 проще ZK> будет, ибо они в коробке лежат, а за этим драйвером еще ехать надо, и ZK> на городской транспорт уйдет больше чем он сам стоит:)

Угу. Только не 315/361 - они умрут, а 3117/313. Hо 3842 лучше. И дешевле любого из IR'овских драйверов.

Hello Zahar!

30 Oct 06 13:42, Zahar Kiselev wrote to Alexander Zabairatsky:

ZK> Даташит честно говоря выбрал тот что побольше размером из выданных ZK> гуглом на первой странице ссылок. Ибо для начального ознакомления было ZK> не принципиально. Приметы - эмблема Моторолы на первой странице и ZK> размер файла 411564.

Размер не показателен - у меня моторольский дадашит с datasheetarchive, с добавленной их первой страницей, размер больше. Хороший, кстати, даташит.

Так вот, подача пилы там нарисована на figure 32.

ZK> Я бы сформулировал то же самое несколько иначе - необходимость ZK> манипулирования током, а не напряжением, соответственно и обратной ZK> связи по току.

Можно и так.

ZK> Сегодня вечером скачаю даташит.

Очень полезный дешевый сдвоенный операционник. Стоит иметь их несколько штук в запасе просто так, на всякий случай. Есть и счетверенный вариант - LM324; у него даже есть русский клон - 1401УД2, только цоколевка другая. У 358-го тоже есть русский клон, не помню, как его зовут. Впрочем я бы не советовал брать русские м/с - при повсеместном наличии и дешивизне фирмЫ, оно на фиг не нужно.

ZK> Hайти при желании можно, но нужно ли, если сам пишешь что "прекрасно ZK> работает"?

Угу. Просто вдруг ты не найдешь нужный операционник, не ехать же тебе из-за него в Питер? Впрочем, в старых мониторах они тоже встречались, как и 3842.

ZK> А вот с шунтами некоторая проблема. У меня их четыре штуки, ZK> надерганные из разной аппаратуры, так как никогда не видел в продаже ZK> такого изделия как шунт. К сожалению вообще хоть что-то написано ZK> только на одном из четырех шунтов - вот: 75ШСМ3-50-0.5 что это ZK> означает - не знаю:(

75 мВ 50А класс точности 0.5 - для зарядного тока 25-30А в самый раз.

ZK> Вот до возможности отключить встроенный усилитель ошибки таким образом ZK> я бы не додумался никогда.

Стандартный прием (см. ниже).

ZK> Была мысль с той же целью заставить его ZK> работать с единичным коэффициентом передачи, замкнув выход на ZK> инвертирующий вход (1-2) и получив таким образом 100% отрицательную ZK> обратную связь. Hе уверен что получится. Да и инверсия сигнала ZK> останется.

Скорее всего, этот усилитель при единичном усилении благополучно засвистит.

ZK> А на чем основан твой фокус с диодом? В каком качестве в данном ZK> случае выступает диод?

Посмотри на фиг. 17 в том же даташите. Там почти подробно разрисован этот узел. Выход операционника нарисован со стрелочкой вниз, что означает выход с открытым коллектором, рядом нарисован источник тока, вливающий туда же 1 мА. Диод позволит сымитировать этот открытый коллектор; операционник же может выдать почти +Б, потрохам 3842 от этого на входе Comp явно поплохеет, диод и не пустит туда повышенного напряжения.

А вообще, прием с отключением внутреннего усилителя ошибки и использованием внешнего, широко используется для повышения качества стабилизации одного из выходных напряжений (или единственного). У флайбека считай та же самая групповая стабилизация, причем по схеме из даташита жестко стабилизируется местный источник питания самой м/с 3842, а остальные оказываются относительно застабилизированными в групповом режиме. Если же нужно хорошо стабилизировать какое-то (или единственное) из выходных напряжений, на него ставят TL431, со светодиодом оптрона в цепи псевдокатода, а фототранзистор этого оптрона цепляют между ножкой Comp 3842 и ее землей. Подробности можешь посмотреть, например, в Астековском датабуке (должен быть у Торреса на его ФТП, доберешься до толстого канала - скачай).

ZK> Вот о непрерывности тока я как-то не задумывался. Я считал что если ZK> ШИМ, то когда ключ закрыт - тока нет. Поясни пожалуйста как и куда ZK> будет течь ток при закрытом ключе и чем хороша непрерывность тока.

Имеется в виду ток через индуктивность, при выключенном ключе он будет идти через диод. Впрочем, возможно я погорячился, и непрерывный ток здесь необязателен. В общем, смотри, пробуй.

ZK> В своем я кстати этого не нашел. Или нет или искать не умею. ZK> Все же в данной области я чайник, это существенно сложнее чем в ZK> каком-нибудь "Бриге" или "Орбите" ковыряться:-)

Фиг. 32. Slope Compensatoin.

ZK> Так ведь про 315 это я тоже не из головы, а с какого-то ZK> роботостроительского форума подцепил мысль. Hо лучше тебя послушаюсь, ZK> потому как твоя высокая квалификация мне известна, а тот ZK> роботостроитель мог быть и не умнее меня:)

Или у него частота порядка сотен Гц макс.

ZK> Особенно после того, как ты подсказал способ отключения усилителя ZK> ошибки и "замены" его на внешний полноценный ОУ, необходимый для ZK> сложных случаев типа моего регулятора.

ZK> Она еще в мониторах нередко встречается, так что прежде чем куда-то ZK> ехать - пересмотрю в хламовнике запасы убитых мониторов:-) Для ZK> макетирования и "б/у" сойдет, а новую потом для окончательной сборки ZK> конструкции куплю.

Поищи там, заодно, и LM358 - вполне могут быть.

Доброго времени суток тебе Alexander!

30 Окт 06 13:40, Alexander Zabairatsky -> Zahar Kiselev:

AZ> А я подумал, что полтинник - это 50 центов.

AZ> Блин, народ, не забывайте, что конференция международная. Я тоже могу AZ> сказать, что IRFZ44 у нас стоят в розницу 158 тенге - много это вам AZ> скажет? Кстати, заявив, что они у нас по $1, я таки промахнулся, они AZ> дороже, но не сильно.

AZ> Второе.

Вот сейчас насилую стабилизатор тока (импульсный прямоходовой) на 3843. Что-то сопротивляется зараза. Усилитель ошибки в качестве источника опорного работает. Вывод 1 вытекающим током задается ток. Hа вывод 3 пила с генератора (инверсная) + сигнал с датчика тока. Работа цепи крайне неучтойчива из импульсного режима постоянно сваливается в ключевой , аки 34063.

Будь счастлив(а) Alexander... С уважением Wladimir.

Reply to
Wladimir Tchernov

Hello Wladimir!

30 Oct 06 12:41, Wladimir Tchernov wrote to Alexander Zabairatsky:

WT> А сквозной ток :(((((((

Откуда? У эмиттерных повторителей насыщения не бывает _в_принципе_, они _всегда_ в активном режиме. И, чтобы получить сквозной ток у эмиттерных повторителей на названных транзисторах, им надо вдуть не один десяток МГц, чего в SMPS пока не бывает.

У них начальное смещение не то 10, не то 15 миливольт. Может быть схема такое допускает, а может быть и нет (я просто не в курсе, но такие грабельки есть).

Reply to
Alexander Derazhne