TPS61030 - самовозбуждение.

Hi All,

Пару дней провозились с преобразователем на TPS6103 - это буст со встроенным верхним ключом. В данной конкретной схеме использовался для получения +5В из

+3,3. Хотя в даташите рекомендована танталовая емкость на выходе, допускается (согласно даташиту) и керамика, только надо в этом случае верхний резистор обратной связи емкостью зашунтировать. Оказалось, при керамической емкости на выходе (2х10 мкф) не работает. Самовозбуждается. Длительные попытки заставить заработать (меняя единственный доступный правмкетр коррекции - эту самую малую емкость впараллель верхнему резистору делителя ООС) не привели к успеху - частота генерацции лишь менялась в пределах от 5 до 9 килогерц. Подключение алюминиевых электролитов, в том числе довольно большой емкости, лишь снижало частоту генерации (в зависимости от емкости - и довольно сильно, до сотен герц), на сам факт генерации не влияя нисколько. Причем, к сожалению, из-за того что выход усилителя ошибки наружу не выведен, других возможностей коррекции практически нет. Удалось лишь добиться отсутствия генерации при непрерывном токе дросселя (нагрузка 100 ма), но поскольку в реальной схеме оно должно работать то при большом, то при очень малом токе потребления, а наргужать лишним полуваттом неинтересно, это вариант неприемлемый.

Успех принесла замена керамики (2х10 мкф) на тантал (2х22 мкф) в выходном фильтре. При этом возрасли, и довольно сильно, выбросы при переключении, но генерация пропала начисто. Посмотрели как меняется напряжение при скачках тока нагрузки - хорошо меняется, апериодически, то есть от возбуждения очень далеко. Какого хрена оно возбуждалось когда та же АЧХ, что получается за счет ESR выходной емкости, формировалась шунтированием делителя малой емкостью? Единственная версия, которая у меня есть - что через эту малую емкость проникают выбросы при переключении и перегружают усилитель ошибки.

Вот такие дела.

ЗЫ А а что касается выбросов при переключении (звон с частотой 50-100 мегагерц) - они ослабляются подключением впараллель танталу небольшой керамики, а окончательно давятся дополнительный высокочастотным звеном фильтра. Которое может и не существовать в качестве отдельных деталей - обычно, по моему опыту, вполне справляются паразитные индуктивности проводов питания (даже если питание сеткой разведено) и блокировочные емкости у питаемых микросхем.

ЗЗЫ Осциллограф с полосой 500 мегагерц не просто полезен, а, похоже, необходим и для наладки SMPS, у которых частота преобразования сотни килогерц. Hо вот звон на фронтах гораздо более высокочастотный.

Привет Aleksei!

14 Mar 05 12:53, Aleksei Pogorily -> All:

> [...]

AP> ЗЗЫ Осциллограф с полосой 500 мегагерц не просто полезен, а, похоже, AP> необходим и для наладки SMPS, у которых частота преобразования сотни AP> килогерц. Hо вот звон на фронтах гораздо более высокочастотный. Заикнись про "Мерс" на столе, так не только звон, но и тебя удушат :)

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

Можно было и к керамике малый резистор последовательно добавить.

Не та же. Выходное сопротивление по-разному туда входит. И потом, на устойчивость влияет скорее ФЧХ (другое дело, что она связана с АЧХ соотношениями Крамерса-Кронига или как бишь они в теории цепей зовутся).

Tue Mar 15 2005 20:03, Vitaly Polikarpov wrote to Aleksei Pogorily:

> [...]

Смотря сколько стоит остальное. Если сотни баксов - какая разница.

VP> А может не гнаться за микроамперами и сделать его поменьше? VP> Частоты ведь "взрослые", и малейший сдвиг фазы.. Да, и, судя по потрохам, VP> он уже шунтирован - видимо, не ты первый танцы с бубном имеешь.

Hу так если уменьшить сопротивление делителя - встроенная коррекция перестает работать. Да и не такие там "взрослые" частоты - автогенерация менее чем на 10 килогерцах была.

VP> Имхо, у объемно-пористых анодов танталовых сопротивление повыше, чем VP> у обкладок керамики.

Естестверрно. Сказался ноль, образованный емкостью и ESR танталового конденсатора.

VP> Угу, и из-за демпирующих св-в паразитного диода танталовика.. Ведь время VP> on/off ключей, даже в low-EMI (continuous) mode согласовано ведь не VP> идеально. VP> Как вариант, попробуй подкинуть обратносмещенный Шоттки // выходной VP> керамике.

Вот уж что не будет работать - диод впараллель с выходной емкостью. Hапряжение там всегда положительное. Это же повышающий преобразователь.

VP> Hо все-же лучше источники ВЧ наводок локализовать биддерами VP> (SMD можно выковырять из видимокарт) в местах их возникновения.

Если бы там что-то аналоговое было - тогда имело бы смысл. А так роль бидов усмешно играют паразитные индуктивности монтажа.

VP> Заикнись про "Мерс" на столе, так не только звон, но и тебя удушат :)

Так у нас он есть, давно уже. Еще HP, а не Agilent.

Wed Mar 16 2005 11:53, Valentin Davydov wrote to Aleksei Pogorily:

VD> Можно было и к керамике малый резистор последовательно добавить.

В принципе да. Hо резисторы на доли ом более дефицитны, чем танталовые конденсаторы. Да и паразитная индуктивность добавится.

VD> Hе та же. Выходное сопротивление по-разному туда входит. И потом, VD> на устойчивость влияет скорее ФЧХ (другое дело, что она связана с АЧХ VD> соотношениями Крамерса-Кронига или как бишь они в теории цепей зовутся).

Конечно, ФЧХ. Только учитывая, что корни характеристического уравнения не слишком близки, связь между АЧХ и ФЧХ проста и однозначна. Можно ее считать не интегральной (как в действительности), а с достаточно малой ошибкой локальной

- сдвиг фаз на данной частоте сопоставлять с наклоном АЧХ на той же частоте.

И, похоже, проблемы еще и в нелинейностях. Через корректирующую емкость фигачат на вход усилителя ошибки изрядные выбросы, которые его ООС наверняка не успевает отрабатывать. А поскольку они изрядные, это дает нелинейный по происхождению эффект, внешне похожий на значительный рост напряжения смещения ОУ. При изменении скважности эти выбросы меняются, меняется и эквивалентное смещение нуля.

16-Mar-05 16:06 Aleksei Pogorily wrote to Vitaly Polikarpov:

AP> Hу так если уменьшить сопротивление делителя - встроенная коррекция AP> перестает AP> работать. Да и не такие там "взрослые" частоты - автогенерация менее чем AP> на 10 килогерцах была. Кстати, что-то похожее было недавно с LM2678-ADJ, выдававшем 8V4A. Возбуд килогерцах на 3-4. И небольшой, миливольт 50-70. Сквозь распределённые по платкам 78L05 проходило гораздо меньше, но на выходы питаемых от них аналоговых микросхем - уже почти всё. Результат - формально СКО на выходе АЦП в норме, размах наводки - меньше размаха шума источника сигнала (на сечении изображения наводок в шуме не видно), но как оно хорошо было видно на картинке в виде косых полос :-)

wbr,

Reply to
Oleksandr Redchuk

Thu Mar 17 2005 08:14, Oleksandr Redchuk wrote to "Aleksei Pogorily":

OR> Кстати, что-то похожее было недавно с LM2678-ADJ, выдававшем 8V4A. OR> Возбуд килогерцах на 3-4.

Так и частота преобразования у LM2678 пониже раза в 2.

OR> И небольшой, миливольт 50-70.

У нас тоже в некоторых случаях такое маленькой амплитуды возбуждение было. А в других - большой.

OR> Hа выходе тантал и стоял (3*100мкф), потом ещё доп. звено - дроссель на OR> пару-тройку микрогенри и low ESR люминь. OR> Помогло шунтирование верхнего резистора делителя обр. связи керамикой.

А нам именно это не помогло. Hадо было бы попробовать включить последовательно с этой керамикой резистор в десятки килоом (внутри микросхемы, согласно даташиту, именно так сделано - 10 пф и 100 ком последовательно), но при замене керамики на тантал сама эта емкость стала ненужной.

Привет Aleksei!

16 Mar 05 16:06, Aleksei Pogorily -> Vitaly Polikarpov:

Вообще, если применения позволяют стараюсь использвать IC подешевле не в ущерб качеству. Однако при неплановом бывает это подводит - подкинули более дубовые лазеры, и с MAX858 я уже на верхнем пределе :( Токи поджал, но по-хорошему нужен 856-й.

При пульсациях по входу (там свои требования по наборной С) & малой нагрузке (что коррелирует с твоими данными), в момент открывания 2-го ключа существует возможность подключения L к Свых, заряженного до бОльшего напряжения, чем ЭДС самоиндукции L с протеканием _обратного_ тока через танталовик и L..

di/dt там веcьма знатные, и давить этот коммутационный звон в случае керамики остается лишь внутреннему антизвону, а недодавленого, похоже, хватает чтобы "поломать" штатную устойчивость в малом (при возмущениях нагрузки). Путей ее _существенного_ повышения без тантала + керамика по входу-выходу не вижу. Можно, конечно, внешний демпфер к L на частоте звона навесить, но баловство это.

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

Привет Aleksei!

16 Mar 05 16:21, Aleksei Pogorily -> Valentin Davydov:

AP> Конечно, ФЧХ. Только учитывая, что корни характеристического уравнения не AP> слишком близки, связь между АЧХ и ФЧХ проста и однозначна. Можно ее AP> считать неинтегральной (как в действительности), а с достаточно малой AP> ошибкой локальной- сдвиг фаз на данной частоте сопоставлять с наклоном AP> АЧХ на той же частоте. Вай, знакомые буквы увидел, а то все КРЕHимся да КТ315ствуем, А так глядишь и до критерией усточивости систем с ОС скатимся :))

Для возбуждения которых необходимо выполнение баланса амлитуд & фаз Если с первым вопросов нет, то со вторым есть: откуда в весьма быстром УПТ взяться сдвигу достаточному для превращения ОС в ПОС? Имхо, неоткуда. "А он есть"(с).

AP> И, похоже, проблемы еще и в нелинейностях. Через корректирующую емкость AP> фигачат на вход усилителя ошибки изрядные выбросы, которые его ООС AP> навернякане успевает отрабатывать. А поскольку они изрядные, это дает AP> нелинейный по происхождению эффект, внешне похожий на значительный рост AP> напряжения смещения ОУ. При изменении скважности эти выбросы меняются, AP> меняется и эквивалентное смещение нуля. Харарактер реакции системы ты опредедил верно, но причина, имхо, в другом.

Если исследование устойчивости линейных систем, как правило, "прозрачно" (анализ ЛАЧХ, критерии Рауса-Гурвицва, Михайлова,..), с нелинейными похуже, как из-за их слабой детерменированности, так и из-за сложности анализа. Более того, ф-ии Ляпунова, описывающие поведение нелинейных систем в пространстве состояний не имеют универсального метода построения, однако есть условие, существенно облегчающее жизнь при анализе устойчивости сложных систем к различным воздействиям (включая и отказы элементов):

если система имеет субсистему равновесное состояние которой не устойчиво, и эта субситсема является неуправляемой со стороны системы, то состояние равновесия всей системы неустойчиво.

Далее методом исключений (декомпозиции) подсистем остается выяснить где, собственно, собака порылась. см. предыдущюю мессагу.

ЗЫЖ Прикольно, что опытные ремонтники/регулировщики делают это на уровне интуитива, с помошью молотка, паяльника и какой-то матери, иногда шаманя подручными амулетами в виде Ц-20 или биолокационной рамки, презирая всякоразные приборные излишества :)

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

Привет _Vitaly_ ! Пишет тебе *Dmitry* !

15 Мар 05 20:03, _Vitaly Polikarpov_ ══ /Aleksei Pogorily/:

было решение попроще и дешевле на порядок:) световой осциллограф, только для него нужно простанство не меньше комнаты, иначе не заметно отклонение луча, хотя можно отклонять, например луч перед зеркальным коридором, но тогда нужны прецизионные суперплоские металлические зеркала, короче снова "мерс" на столе получится

Reply to
Dmitry Batov

Привет Dmitry!

19 Mar 05 10:41, Dmitry Batov -> Vitaly Polikarpov:

гравицапу для прямого не припоминаю, а с косвенным достичь сколько-нибудь существенных частот развертки, имхо, импоссибл из-за инерционности:

Voice-coil - детский лепет.

Вращающейся призмой 1000об/с * 100 граней - тоже не серьезно.

Акусто-оптические дефлекторы, имхо, больше десятка МГц не потянут, да, и, возбуждение их на ВЧ негармоническим сигналом вещь весьма нетривиальная.

Что-то еще?

DB> хотя можно отклонять, например луч перед зеркальным коридором, DB> но тогда нужны прецизионные суперплоские металлические зеркала, Лет 6-7 назад, наевшись готовых, мы сами делали зеркала под светотехнику, обеспечивая ход луча гелий-неонового до ~км при 12-15 переотражениях. Больше не позволяли дым-машины и оседающий на зеркала смог.

DB> короче снова "мерс" на столе получится Сомнительно, даже лишь показометр, а не прибор.

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

Привет _Vitaly_ ! Пишет тебе *Dmitry* !

20 Мар 05 19:56, _Vitaly Polikarpov_ ══ /Dmitry Batov/:

можно ловить импульс кадра синхронизируя с частотой осциллографа, а затем его "растягивать" на экран замедляя - все равно быстрее 25 кадров не увидишь, тока на 1ГГц и выше рулить будет аналог, а замедленный экран хоть через саундбластер можно ввести даже в комп

Reply to
Dmitry Batov

Fri Mar 18 2005 14:14, Vitaly Polikarpov wrote to Aleksei Pogorily:

> [...]

В скорости ErrAmp обычно проблем нет. Все определяется АЧХ цепей силовых и коррекции.

VP> Hе думаю - схема-бы и осталось вблизи грани устойчивости,

Схема не осталась вблизи границы устойчивости. Переходная характеристика при подключении-отключении нагрузки плавная, апериодическая, без колебаний. Это значит - от границы устойчивости очень далеко.

VP> ведь не настолко велика разницв ESR, да и низкие частоты колебаний VP> наводят на мысль о связи L и Cвых.

Hет. Разница ESR у тантала и керамики очень велика. Hастолько, что это приводит к принципиальному отличию. У тантала два разных нуля - один от емкости и ESR на единицах килогерц, а второй от ESR и ESL на мегагерце или около того. А у керамики ESR очень мало и эти два нуля комплексно-сопряженные, на частотах в мегагерц или более, соответствуют последовательному колебательному контуру из емкости и ESL, а ESR определяет добротность этого контура (несколько единиц, десяток), частота соответствует мегагеру или выше. То есть в диапазоне частот, влияющем на устойчивость, керамика - чистая емкость.

VP> При пульсациях по входу (там свои требования по наборной С) & малой VP> нагрузке (что коррелирует с твоими данными), в момент открывания 2-го VP> ключа существует возможность подключения L к Свых, заряженного до VP> бОльшего напряжения, чем ЭДС самоиндукции L с протеканием _обратного_ VP> тока через танталовик и L..

Обратный ток течь может, это дело житейское (и через емкости он всегда то прямой, то обратный, ведь постоянная составляющая тока через конденсатор нулевая). Hо вот напряжение на емкостях, что входной, что выходной, всегда всерьез больше нуля. Т.е. никакие паразитные диоды не работают.

Например, эффекты Керра или Поккельса. Если измеряемый сигнал тоже оптический, то достичь разрешения 200-300 фс совершенно не проблема, была бы синхронизация. И, кстати, не комната, а вполне себе настольная конструкция, около квадратного метра занимает, плюс стойка с компом и приборами. Крутые перцы (ребята Вирсмы) и десятки фемтосекунд таким способом меряют, однако это не очень интересно: слишком мало в природе содержательных процессов со столь короткими характерными временами.

Hi All!

At понед., 14 маpта 2005, 12:53 Aleksei Pogorily wrote to All:

Пpодолжение истоpии и хэппи-энд, см. ниже.

> [...]

AP> Успех принесла замена керамики (2х10 мкф) на тантал (2х22 мкф) в выходном AP> фильтре. При этом возрасли, и довольно сильно, выбросы при переключении, но AP> генерация пропала начисто.

Я пpедположил, что пpичина всех пpоблем - в том, что чеpез коppектиpующую емкость 10 пф на фpонтах пеpеключения пpоходят коpоткие, но большие импульсы тока, пеpегpужающие усилитель ошибки. Видимо, так оно и есть. Пpодолжив экспеpименты, мы поставили последовательно с этой емкостью pезистоp 10 килоом. Тепеpь генеpации нет и с кеpамической емкостью фильтpа.

Это, кстати, и к вопpосу адекватности инфоpмации в даташите. Там довольно много сказано об устойчивости. Hо вот этот момент не отмечен. Хотя внутpи схемы (согласно упpощенной пpинципиальной схеме в даташите) есть небольшая коppектиpующая емкость, и последовательно ей включен pезистоp.