технология...

Hi, All!

как-то я сюда задавал вопрос про применение фоторезиста. сейчас вот принёс домой флакон positiv_20, купленный по нормальной стоимости 153руб в микронике (если что, питерцам наводка, бо в ЧиД оно 350 стоит).

так вот, интересуют следующие аспекты:

можно ли травить отбеливателем "белизна", если да, то какая концентрация. на упаковке написанно, что содержит гипохлорид натрия.

второе, чем экспонировать? шаблон-- дважды сложенная плёнка, распечатка на струйнике (1440dpi, +25m контраст). солько времени экспонировать "ночнухой"? она 19 ватт.

подготовка платы: абразивная губка для мытья посуды с пемолюксом. стоит ли подтравливать перед нанесением фоторезиста? чего-то ещё надо? кто-то мне писал, что как-то спирт куда-то льют? чего как, поделитесь опытом, а то не хочу на чужие грабли нступать.

спасибо.

Oleg

Reply to
Oleg DOZHDEV

"Oleg DOZHDEV" snipped-for-privacy@p94.f.n5030.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p94.f.n5030.z2.ftn...

концентрация.

Неужели Крот дефицитом стал??

распечатка на

"ночнухой"?

Подбери экспериментально. И экспозицию, и концентрацию. И то, и другое зависит от толщины пленки, которую ты сделаешь.

Начни с экспозиции 10 минут. Концентрацию Крота-МЩ (про твою белизну понятия не имею) подбирай гомеопатически. То есть двумя последовательными разведениями. Сначала я делаю примерно 1:10, а дальше этот развод еще развожу дальше примерно 1:3...1:5. Но все это, еще раз подчеркну, подбирается экспериментально - так, что не надейся с первой попытки попасть.

Не нужно.

стоит ли

Не считаю нужным.

чего-то ещё надо? кто-то мне писал,

Спиртом - причем, желательно правильным - протираешь непосредственно перед напыление фоторезиста. Пользуйся не ватой, а тряпкой - волокна от ваты затрахают. Как и пыль на поверхности (в том числе и из воздуха).

Я предпочитаю наносить резист на вертикальную поверхность - он сразу быстро и ровно стекает и образует с нижней стороны валик. Этот валик, не затягивая, аккуратно снимаю в несколько приемов - кусочком бумаги, прикасаясь торцом к нижнему углу. Или вытираю весь нижний угол об газету, лежащую на столе. В общем - приспособишься. Если не будешь жлобиться и сделаешь припуск на заготовке - то тогда и снимать валик не придется. Заодно в этом припуске логично сделать дырки для того, что б вешать заготовку на крючки при напылении и пртравливании.

В "проявителе" правильной концентрации процесс начинается через пять-десять секунд - проступают контуры топологии. Обязательно помогаешь процессу, аккуратно стирая поверхность тампоном (кусок ткани или ваты на палочке).

Дольше одной-полутора минут процесс не должен быть. Если что-то неправильно - то в одной зоне будет недотрав, в другой топология сожрется. К этому может приводить все - и неправильная концентрация, и неправильная экспозиция, и неправильное стекло, и неравномерное нанесение пленки, и неправильная сушка.

Сушить, к слову, поначалу следует только при комнатной температуре - это займет 12...15 часов (вечером пыльнул - назавтра работаешь). Сушить ускоренно не следует - очень легко пережечь, но пока у тебя вся технологическая цепочка не отработана, ты не будешь понимать, что именно неправильно. А естественная сушка дает 100%-ю гарантию правильности хотя б для одной операции. Когда отладишь и поймешь тонкости - тогда можешь экспериментировать с убыстрением. Вообще, на начальном этапе единственная задача - поймать сквозной процесс. И пока не набрался опыта - может не получаться. Потому если не получается - меняй только один параметр зараз! И лучше ставь эксперименты с серией заготовк, на которых проверяй вариативность исследуемого параметра. Например, экспозиция - 5, 10 и 15 минут. Вы в этом случае поймешь, находится ли оптимум внутри диапазона или вне его и на следующей серии сделаешь поправку. Неудачные заготовки снова пойдут в работу - промоешь спиртом и снова можешь наносить резист.

Главное - не спеши, работай методично. Когда руку набъешь - будет просто.

чао!

ЗЫ: да, забыл еще один нюанс - достижение проявления нужной степени можно проверять, запуская заготовку в хлорное железо на пять секунд. Естественно, не забывай хорошо промывать проточной холодной водой между проявлением и травлением. После протравливания зоны недопроявления отчетливо видны - подправляешь их шихтелем, если нужно. Перетравы можно подправлять фломастером для рисования печатных плат. Причем, сразу следует запастись эмалевым - он заметно подороже, но пленку дает прочней.

Reply to
Eugene A. Petroff

Hi Oleg !

Thu Jan 18 2035, Oleg DOZHDEV writes to All:

> [...]

OD> второе, чем экспонировать? шаблон-- дважды сложенная плёнка, OD> распечатка на струйнике (1440dpi, +25m контраст). солько времени OD> экспонировать "ночнухой"? она 19 ватт. Экспонировать лучше все таки УФ. Продаются таки лампочки, типа дневного света, в поликлиниках ставят. Режим засветки всегда определялся опытным путем и зависит как от мощности и так и от расстояния между источником света и фоторезистом, как при печати фотографий. Хотя можно и лампами накаливания. Для равномерности освещения, я думаю, хватит порядка 4 ламп накаливания по 200 Вт (разместив их в квадрат) и на минимальной дистанции не ближе 0,7 метра до фотошаблона, чем дальше тем лучше. Возможно использование вентилятора для охлаждения фотошаболна. В полиэт. мешок размести плату с фотошаблоном и при помощи пылесоса создай там подобие вакуума. Можно и другим способом. OD> подготовка платы: абразивная губка для мытья посуды с пемолюксом. OD> стоит ли подтравливать перед нанесением фоторезиста? чего-то ещё надо? OD> кто-то мне писал, что как-то спирт куда-то льют? чего как, поделитесь OD> опытом, а то не хочу на чужие грабли нступать. Абразивная губка, все таки достаточно грубый инструмент. Тебе необходимо: 1. Обезжирить - равномерно смешать венскую известь с зубным порошком 50 / 50 в воде и обработать пов-ть до равномерно матогого состояния, для того чтобы создать хорошую адгезию. Промыть в проточной воде 2. Декапировать - 0,05 - 0,5 мин в 10 % р-ре HCl или H2SO4, контроль визуально, медь должна покраснеть, а матовость остаться. Промыть в проточной водопроводной воде 3. Промыть в дистилированной воде - 1 мин 4. Высушить при температуре не менее 65 С = 1 час

При нанесении жидкого фоторезиста, желательно его наносить методом окунания, после чего, крутануть на центрифуге, с оборотами 100 - 120 об/мин в течении 1 минуты. Это делается для равномерного распределения фоторезиста. Можно конечно и дать повисеть, сняв потом излишки с краев ракелем. Контроль качества проявки определяется визуально, для чего и делается та подготовка о которой говорилось, см. выше. Hе забудь перед травлением проретушировать фоторезист, чтобы труд твой не пропал даром. Кисть колонок ©1 или ©2 , краска Ц25, цвет - в контраст с фоторезистом.

Обезжирку, кроме спирта делают в Хладон - 113, трихлорэтилене или четырех- хлорэтилене. Hо это все в хорошо проветриваемом помещении. Уж очень сильно воздух вытесняют из помещения. о ничто так не заменяет подготовку поверхности, как ручная обработка поверхности известковым раствором. Поверь мне наслово.

Вооще продовец фоторезиста хотя бы инструкцию для применения приложил. :) Так можно делать, наско ко я понимаю платы не выше второго класса точности. Что ни одного завода в Питере не осталось? :) Возможны и другие способы.

Всех благ.

C уважением Vladimir.

Reply to
Vladimir Glushkov

Hello Vladimir!

19 Jan 07 07:49, Vladimir Glushkov wrote to Oleg DOZHDEV:

VG> Лучше посмотреть ТУ на фоторезист.

По ТУ этому Позитиву положена едкая щелочь 7 г/л.

VG> Экспонировать лучше все таки УФ. Продаются таки лампочки, типа VG> дневного света, в поликлиниках ставят.

Угу. Бактерицидные. Продаются, допустим, в Медтехнике; у нас и в некоторых лавках найти можно. Только дорого - $15 и больше за 30-вт трубку.

VG> Режим засветки всегда VG> определялся опытным путем и зависит как от мощности и так и от VG> расстояния между источником света и фоторезистом, как при печати VG> фотографий. Хотя можно и лампами накаливания.

А еще можно грохнуть наружный баллон ДРЛ-250 и светить ее горелкой с ~1м. Одной хватает.

VG> Для равномерности VG> освещения, я думаю, хватит порядка 4 ламп накаливания по 200 Вт VG> (разместив их в квадрат) и на минимальной дистанции не ближе 0,7 метра VG> до фотошаблона, чем дальше тем лучше. Возможно использование VG> вентилятора для охлаждения фотошаболна.

Тоже можно.

VG> В полиэт. мешок размести VG> плату с фотошаблоном и при помощи пылесоса создай там подобие VG> вакуума. VG> Можно и другим способом.

Угу. Я, в частности, зажимал пакет между двумя оконными стеклами. Прищепками, по краям. Стекло, конечно, задерживает порядка 60% УФ, но у ДРЛ его _очень_ много, так, что оставшихся 40% за глаза хватает.

VG> При нанесении жидкого фоторезиста, желательно его наносить методом VG> окунания, VG> после чего, крутануть на центрифуге, с оборотами 100 - 120 об/мин в VG> течении VG> 1 минуты. Это делается для равномерного распределения фоторезиста.

Positiv-20 идет в аэрозольном баллоне, его пшикают. Продукция немецкой фирмы Kontakt-Chemie.

VG> Hе забудь перед травлением проретушировать фоторезист, чтобы труд VG> твой не пропал даром. Кисть колонок ©1 или ©2 , краска Ц25, цвет - в VG> контраст с фоторезистом.

Угу. В общем, геморроя на всю голову. Я сделал с этим Позитивом-20 один проект, потом плюнул и освоил лазерный утюг. Сделал термопресс с терморегулятором, печатаю на фотобумагу "Унибром" и никакого геморроя. Развел плату в КАДе, отпечатал, вырезал заготовку и в термопресс. Как заверещит терморегулятор (минут через 15), я вытаскиваю пакет из термопресса и заливаю его кипятком. 10 минут, и фотобумага всплыла, отмокнув по желатину, а тонер остался на заготовке. Можно травить. От отпечатка из-под КАДа до заготовки на травление полчаса максимум. Выход годных, практически, 100%, без всякой ретуши, правки и чего бы то ни было другого. Дорожки и интервалы в 8 милзов получаются вполне нормально, меньше - мешает боковое подтравливание.

VG> Обезжирку, кроме спирта делают в Хладон - 113, трихлорэтилене или VG> четырех- хлорэтилене. Hо это все в хорошо проветриваемом помещении. Уж VG> очень сильно воздух вытесняют из помещения. о ничто так не заменяет VG> подготовку поверхности, как ручная обработка поверхности известковым VG> раствором. Поверь мне наслово.

Вот-вот.

VG> Вооще продовец фоторезиста хотя бы инструкцию для применения VG> приложил. :)

Да в Hете их навалом - даем Гуглу "positiv-20" и имеем кучу ссылок, в том числе и на русские ресурсы.

VG> Так можно делать, наско ко я понимаю платы не выше VG> второго класса точности. Что ни одного завода в Питере не осталось?

Вот, сидишь ты в пятницу вечером, рассекаешь просторы Hета (или фидопочту читаешь), вдруг натыкаешься на что-то интересное. Ага, надо попробовать. Запускаешь любимый КАД, рисуешь плату, и лазерным утюгом ее; полчаса, и можно травить. А со всеми этими фоторезистами ты получишь заготовку не ранее, чем завтра. Идти же на завод, так это вообще понедельника ждать. А идея - она же горит!..

Я так уже и макетки почти перестал паять - утюжу лазером даже пробные и прочие тестовые схемки.

Hi Oleg!

OD> как-то я сюда задавал вопрос про применение фоторезиста. сейчас OD> вот принёс домой флакон positiv_20, купленный по нормальной стоимости OD> 153руб в микронике (если что, питерцам наводка, бо в ЧиД оно 350 OD> стоит).

если что на сайте радиокота в разделе технологий есть статейка про ЛУТ получилось с первого раза с 99% качеством остальные методы как то более геморойные :( а этот и дешевый и простой

Andrey. ... Кто стучится в дверь ко мне с красной книжечкой в руке?

Reply to
Andrey Mironov