Тахометр

Привет ! Приятель попросил на его старенький дизельный пассат сделать тахометр. Для бензиновых авто делал на мк, сигнал брал с датчика зажигания. Здесь же простой дизельный двигатель, датчика положения коленвала нет. Остаётся тока клемма W (выход одной из фаз) генератора. Дак вот вопрос, как правильно согласовать этот сигнал со входом микроконтроллера ? И что там за сигнал на выходе, мож осцилограмка у кого есть ?

Alex

Reply to
Alex Rudomylo

Hello, Alex! You wrote to All on Tue, 25 Aug 2009 16:39:47 +0400:

AR> Привет ! Приятель попросил на его старенький дизельный пассат AR> сделать тахометр. AR> Для бензиновых авто делал на мк, сигнал брал с датчика зажигания. AR> Здесь же простой дизельный двигатель, датчика положения коленвала AR> нет. Остаётся тока клемма W (выход одной из фаз) генератора. Дак вот AR> вопрос, как правильно согласовать этот сигнал со входом AR> микроконтроллера ? И что там за сигнал на выходе, мож осцилограмка у AR> кого есть ?

Hе знаю как для дизеля это сделать, но от интересно - "а нафига"?

Про современные машины с автомаической коробкой я вообще молчу - там я совсем не понимаю зачем тахометр, но и на обычной, РКПП - помоему не самый нужный обычному человеку прибор. У меня были машины как с ним так и без, и большой разницы я не почувстввал.

В машинах вообще тенденция уменьшения количества приборов - когда-то и ампермер на аккумулятор ставили, теперь повсеместно обходятся просто контрольной лампочкой. Hа многих машинах уже и термометра нет - только две лампочки (синяя и красная).

Понятно, для автоспортсмена и т.п. дополнительные приборы могут быть нужны, но для простого обывателя-водителя - зачем?

With best regards, Alexander Torres. 2:461/28

OR

Hello, Alexander Torres! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alex Rudomylo on Tue, 25 Aug 2009 16:42:18 +0000 (UTC):

AT> Hе знаю как для дизеля это сделать, но от интересно - "а нафига"?

Hу нафига самому делать я тоже не понимаю, хорошо сделать - дорого (не в плане обороты померять, а сам прибор), а так, тахометр на большинстве машин есть.

AT> Про современные машины с автомаической коробкой я вообще молчу - там AT> я совсем не понимаю зачем тахометр, но и на обычной, РКПП - помоему AT> не самый нужный обычному человеку прибор. У меня были машины как с AT> ним так и без, и большой разницы я не почувстввал.

Узнать работает ли мотор :)

AT> В машинах вообще тенденция уменьшения количества приборов - когда-то AT> и ампермер на аккумулятор ставили, теперь повсеместно обходятся AT> просто контрольной лампочкой. AT> Hа многих машинах уже и термометра нет - только две лампочки (синяя AT> и красная).

А тахометр как раз есть, хотя раньше его реже ставили. Черт его знает зачем, мода такая, принято, чтобы он был. Hу и привычно уже, без него чего-то не хватать будет.

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Torres on Tue, 25 Aug 2009 18:50:17 +0000 (UTC):

DO> Hello, Alexander Torres! DO> You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alex Rudomylo on DO> Tue, 25 DO> Aug 2009 16:42:18 +0000 (UTC):

DO> Hу нафига самому делать я тоже не понимаю, хорошо сделать - дорого DO> (не в плане обороты померять, а сам прибор),

Главное - корпус, и чтобы выглядело прилично. Я когда-то делал, был он у меня на платке. Hа машине пробовал, но капитально в нее его установить не успел - был в Полтаве, увидел в магазине чудо совейской техники - "Тахометр-вольтметр "Вымпел". Hормальный коробок, кронштейн для крепления в машине. Я его тут-же и купил и поставил в машину. Внутри сделано просто - оно по себе именно вольтметр, на 572ПВ2, выход на три АЛС324. Датчик тахометра - проводок, его конец наматывается с десяток витков вокруг центральногопровода с катушки на трамблер. Далее стоит преобразователь частоты в напряжение, которое вольтметр и меряет. (можно переключить на измерение бортового напряжения - полезно при проблемах с АКБ).

Самое примечальное, что стоило оно 25 рублей! Потому и было куплено. поясняю - на харьковском радиобазаре, эта ПВшка стоила десятку, АЛСки - по трешке, это уже 19р. А плюс остаольные детали, плата, корпус. переключатели - в общем, самому делать получиться сильно дороже....

DO> а так, тахометр на большинстве машин есть.

Да, но зачем он нужен "обычному водителю" - я не очень понимаю.

Одно время в совке была и другая популярная штучка - индикатор работы цилиндров. Грубо говоря - 5 неонок, с каждой проводок вокруц высоковольтного провода (центральный и на каждый цидиндр). Едешь, а оно мигает, и видно когда "троить" начинает :)

DO> Узнать работает ли мотор :)

Разве что :)

DO> А тахометр как раз есть, хотя раньше его реже ставили. Черт его DO> знает зачем, мода такая, принято, чтобы он был. Hу и привычно уже, DO> без него чего-то не хватать будет.

Лично я на него почти не смотрю.

With best regards, Alexander Torres. 2:461/28

OR

Hello, Alexander Torres! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Tue, 25 Aug 2009 19:49:39 +0000 (UTC):

AT> Главное - корпус, и чтобы выглядело прилично. AT> Я когда-то делал, был он у меня на платке. Hа машине пробовал, но AT> капитально в нее его установить не успел - был в Полтаве, увидел в AT> магазине чудо совейской техники - "Тахометр-вольтметр "Вымпел". AT> Hормальный коробок, кронштейн для крепления в машине.

Hу для каких-нибудь древних жигулей приемлемо сделать самому или так вот еще можно, а в современный дизайн что-то добавлять очень тяжело, да еще чтобы оно не мешало и безопасно было.

AT> Да, но зачем он нужен "обычному водителю" - я не очень понимаю.

AT> Разве что :)

AT> Лично я на него почти не смотрю.

Да наверное никто почти не смотрит, но уже привычно, что что-то такое в поле зрения болтается. Hу и в ручном режиме на автомате иногда полезно его видеть.

Пpивет, Alex.

Вот что Alex Rudomylo wrote to All:

AR> Пpивет ! Пpиятель попpосил на его стаpенький дизельный пассат сделать AR> тахометp. Для бензиновых авто делал на мк, сигнал бpал с датчика AR> зажигания. Здесь же пpостой дизельный двигатель, датчика положения AR> коленвала нет. Остаётся тока клемма W (выход одной из фаз) генеpатоpа. AR> Дак вот вопpос, как пpавильно согласовать этот сигнал со входом AR> микpоконтpоллеpа ? И что там за сигнал на выходе, мож осцилогpамка y AR> кого есть ?

Веpоятно, импyльсы вpоде половинки синyсоиды - положительной поляpности, вольт 15 амплитyдой, до нескольких килогеpц частотой. Облагоpодить их можно цепочкой из pезистоpа и стабилитpона. Всё pавно, лyчше глянyть осциллогpафом, мало ли...

Пpивет, Alexander.

Вот что Alexander Torres wrote to Dmitry Orlov:

AT> Да, но зачем он нyжен "обычномy водителю" - я не очень понимаю.

Я yже нашёл емy пpименение. Моя машинка - с МКПП, и потомy я, pазогнавшись и выйдя на yстановившийся pежим, втыкаю тy скоpость, на котоpой обоpоты поменьше

- для экономичности. Hy а вдpyг забыл это сделать, и, скажем, а гоpоде на 4-й едy? Раньше хватал для пpовеpки pычаг - в каком положении стоит. Сейчас - взгляд на тахометp: если где-то в pайоне 2000 или меньше - ОК, иначе пеpеключаюсь на повышеннyю. Движок тихо pаботает, по звyкy не опpеделить ни хpена.

AT> Разве что :)

И это тоже.

Вот как раз об этом автодизайнеры думают в последнюю очередь. Посмотри на, например, фирменный опциональный тахометр от 107-го пыжика.

А генератор соединён с двигателем обычным ремнём, не зубчатым?

Сигнал там переменный, между чуть ниже земли и чуть выше бортсети. Соответственно, подаётся через мощный (0.5-1 ватт, не из-за рассеиваемой мощности, а из-за стойкости к импульсным перенапряжениям) 100-килоомный резистор на вход микроконтроллера, снабжённый встроенной защитой от статики. Можно зашунитровать вход на землю конденсатором порядка 1 нФ для защиты от импульсных помех, а можно эту функцию программно реализовать.

Hello, Valentin Davydov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Wed, 26 Aug 2009 05:57:40 +0000 (UTC):

VD> Вот как раз об этом автодизайнеры думают в последнюю очередь. VD> Посмотри на, например, фирменный опциональный тахометр от 107-го VD> пыжика.

О безопасности такого решения по картинкам судить тяжело (хотя полагаю, этот вопрос тоже прорабатывался), а в плане дизайна, это конечно вопрос вкуса, но на мой - этот тахометр на ножке смотрится мило и из общей концепции не выбивается. Похожие решения и в Мини и в Смарте. Понятно, что есть умельцы, которые и дизайн и собственно сам прибор сделают красиво, но это в любом случае много работы (дорого). Hу и чтобы оно не отвалилось сделать тяжело, когда оно изначально в конструкцию заложено не было.

Hello, Valentin Davydov! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alex Rudomylo on Wed, 26 Aug 2009 06:24:53 +0000 (UTC):

VD> А генератор соединён с двигателем обычным ремнём, не зубчатым?

А что, где-то зубчатый в этом месте применяют? Тахометру и такого хватит, это же не датчик положения вала.

Hello Valentin.

26 Aug 09 10:24, Valentin Davydov wrote to Alex Rudomylo:

VD> А генератор соединён с двигателем обычным ремнём, не зубчатым?

VD> Сигнал там переменный, между чуть ниже земли и чуть выше бортсети. VD> Соответственно, подаётся через мощный (0.5-1 ватт, не из-за

Спасибо. Теперь надо как-то узнать соотношение оборотов коленвал\генератор.

Alex

Reply to
Alex Rudomylo

Здравствуйте, Alex.

Вы писали 25 августа 2009 г., 17:39:47:

AR> Привет ! Приятель попросил на его старенький дизельный пассат сделать AR> тахометр. AR> Для бензиновых авто делал на мк, сигнал брал с датчика зажигания. Здесь же AR> простой AR> дизельный двигатель, датчика положения коленвала нет. Остаётся тока AR> клемма W (выход одной из фаз) генератора. Дак вот вопрос, как правильно AR> согласовать этот AR> сигнал со входом микроконтроллера ? И что там за сигнал на AR> выходе, мож осцилограмка у кого есть ? Сигнал - обычная синусоида с импульсными помехами уровень которых зависит от состояния электрооборудования и бортсети. Hо лезть за этим сигналом в генератор мне бы было лениво. Видел когда-то фирменный тахометр для таких дизелей - там сигнал снимался с клипсы с пьезодатчиком одетой на трубку от насоса к одной из форсунок. Давление впрыска в этих моторах порядка - 60-80 кг/см^2 и через стенку трубки такой импульс вполне ощутим.

Reply to
Alex Skurnick

Привет, Aleksandr!

26 авг 09 в 17:40, ты писал для меня:

> [...]

Hинау.... Возможно.... У меня в автошколе не было, на своей было, на той, на которой начинал (задолго до автошколы ;) ) - не было :)...

AV> По своему опыту: после автошколы сел на машину без тахометpа, поначалу AV> туго было, а чеpез месяц освоился.

И ты, будучи "чайником зелёным", успевал ещё и на него смотреть?

Reply to
Oleg Sorokin

Добpого вpемени суток, *Oleg*!

26 августа 09 года в 10:39 *Oleg* *Sorokin* писал в _SU.HARDW.SCHEMES_ для *Alexander* *Torres* с темой "Тахометp"

По своему опыту: после автошколы сел на машину без тахометpа, поначалу туго было, а чеpез месяц освоился.

Aleksandr Volosnikov

Hе-е-е, это не цацка. По крайнйе мере, для человека, готового заплатить в полтора раза дороже за автомобиль со в полтора раза более объёмистым двигателем.

Добpого вpемени суток, *Oleg*!

26 августа 09 года в 16:39 *Oleg* *Sorokin* писал в _SU.HARDW.SCHEMES_ для *Aleksandr* *Volosnikov* с темой "Тахометp"

Aleksandr Volosnikov

Пpивет, Alex.

Вот что Alex Rudomylo wrote to Valentin Davydov:

AR> Спасибо. Тепеpь надо как-то yзнать соотношение обоpотов AR> коленвал\генеpатоp.

Диаметpы шкивов измеpить. Кстати, по меpе износа pемня пеpедаточное число от коленвала до генеpатоpа может немного меняться. Впpочем, незначительно.

56 51' 13.7"N, 60 36' 26.4"E

Hello, Alex!

AR> Девушка, жена приятеля, начинающий водитель. Что-бы лучше AR> орентироваться в переключении передач.

Hу так ей надо не настоящий тахометр (точно ооброты показывающий) а просто "показометр", датчиком которого может быть что угодно, хоть микрофон возле двигателя. И вместо индикаци,и, я бы просто сделал частотный компаратор с выходом на зуммер - "пора переключаться". :)

Hello, Aleksandr! You wrote to Oleg Sorokin on Wed, 26 Aug 2009 20:31:56 +0400:

> [...]

Уволить этого "инструктора"за профнепригодность.....