светодиодный фонарик

Hi, All!

Наконец-то доделал схемку для сабжа. Многие тут спрашивали такую, так что можете попробовать сделать.

Питается одной батарейкой АА. Со свежей - ослепительно горят три ярких светодиода (RGB :). С севшей батарейкой (под нагрузкой - 0.9 вольт) нормально светит. ПРи 0.8 вольтах - еле видно.

Так что схемка предназначена для использования севших батереек, которые уже не крутят плеер.

+1в о-.-------.----------.-------. | | | | R R 100uH ) -- Один/два/три/больше 68. R 680.R ) /\ ярких светодиодов. R R ) | | 10nF | | .----. .---||-----.-------. | | | | \| | | |/ Что-нибудь импортное на 300mA KT315 |-----. .---| высокочастотное, но /| | | |\ сгодится и КТ315 v .-------. v | | GND o-.------------------.

(c) Maxim Diakonov, 2005

Номиналы деталей можно менять в разы, разве что резистор 680 Ом не следует сильно уменьшать - пропадет генерация колебаний.

Яркость зависит главным образом от: а) напряжения питания (которое не стоит делать выше 2-3 вольт - сгорят светодиоды), б) от подбора ключевого транзистора. От КТ315 свечение слабое и он заметно греется. Поярче - КТ819. Еще лучше КТ961. А ярче всех оказался импортный без маркировки. В общем, подбором. в) от дросселя. Его сопротивление должно быть как можно меньше. У моего - 2 Ома. Годится например стирающая головка советского магнитофона - катушка в ней миниатюрная.

Если никак не запускается, то можно пинцетом коротнуть конденсатор - это из-за него. Но такое бывает при неподходящих деталях.

КПД по показаниям CircuitMakera около 50%. А как на самом деле не знаю как измерить. Подскажите что-нибудь?

Reply to
Maxim Diakonov

Thu Feb 03 2005 22:02, Maxim Diakonov wrote to All:

MD> Hаконец-то доделал схемку для сабжа. Многие тут спрашивали такую, так что MD> можете попробовать сделать.

MD> Питается одной батарейкой АА. Со свежей - ослепительно горят три ярких MD> светодиода (RGB :). С севшей батарейкой (под нагрузкой - 0.9 вольт) MD> нормально светит. ПРи 0.8 вольтах - еле видно.

Схема эта (или очень похожая) была в И-нете. Я, помнится, кидал сюда ссылку, довольно давно. Обсудили, не понравилась. Интересно со стабилизацией режима светодиодов независимо от напряжения батареи, если оно в допустимых пределах.

Hi, Aleksei Pogorily snipped-for-privacy@nm.ru,

AP> Схема эта (или очень похожая) была в И-нете. Я, помнится, кидал сюда ссылку, AP> довольно давно. Обсудили, не понравилась.

Правильно, я ту переделал. У той схемки был узкий диапазон питающих напряжений (1.2-1.5 вольт). Иначе срывалась генерация. Это из-за использования диода для задания уровня переключения. Меняешь диод, и меняется диапазон питающих напряжений.

А моя схема гораздо больше похожа на мультивибратор. Надежнее.

AP> Интересно со стабилизацией режима светодиодов независимо от напряжения AP> батареи, если оно в допустимых пределах.

Делал я и такую: с транзисторным источником тока в базе ключа. А не с резистором, как в предложенной. Безопасно работала в диапазоне хоть до 12 вольт, яркость менялась слабо. Но для питания от одной батарейки или аккумулятора это ненужное усложнение.

Так что стабилизации режима светодиода и впрямь нет. Ты прав. А яркость соответствует питанию в 30 мА. Хотя пики на самом деле около

300 мА, а в промежутках между ними светодиод остывает :-) Тут кто-то говорил, что для светодиода основным является температурный режим, а не токовый и не по напряжению.
Reply to
Maxim Diakonov

Hi Maxim!

At суббота, 05 февp. 2005, 15:09 Maxim Diakonov wrote to Aleksei Pogorily:

MD> Делал я и такую: с транзисторным источником тока в базе ключа. А не с MD> резистором, как в предложенной. Безопасно работала в диапазоне хоть до 12 MD> вольт, яркость менялась слабо. Hо для питания от одной батарейки или MD> аккумулятора это ненужное усложнение.

Давай в эху. Интеpесно, в отличие от этой.

MD> Так что стабилизации режима светодиода и впрямь нет. Ты прав. MD> А яркость соответствует питанию в 30 мА. Хотя пики на самом деле около MD> 300 мА, а в промежутках между ними светодиод остывает :-) MD> Тут кто-то говорил, что для светодиода основным является температурный MD> режим, а не токовый и не по напряжению.

Свеpхяpкие светодиоды, судя по данным даташитов, не любят больших импульсных токов. Мне в этой связи кажется сомнительным совмещение светодиода с выпpямителем.

Здравствуйте, Maxim. Вы писали 4 февраля 2005 г., 2:02:11:

MD> Наконец-то доделал схемку для сабжа. Многие тут спрашивали такую, так что MD> можете попробовать сделать. MD> Питается одной батарейкой АА. Со свежей - ослепительно горят три ярких MD> светодиода (RGB :).

А белый не пробовал? Ему напруги больше надо.

MD> С севшей батарейкой (под нагрузкой - 0.9 вольт) MD> нормально светит. ПРи 0.8 вольтах - еле видно.

А ток не смотрел, как от Uпит зависит?

MD> Яркость зависит главным образом от: MD> а) напряжения питания (которое не стоит делать выше 2-3 вольт - MD> сгорят светодиоды), MD> б) от подбора ключевого транзистора. От КТ315 свечение слабое и он MD> заметно греется. Поярче - КТ819. Еще лучше КТ961. А ярче всех MD> оказался импортный без маркировки. В общем, подбором.

Я до 60% КПД доходил при Uпит=1,3В на блокинг-генераторе со стабилизацией срывом, ключ 2SD2504 выковыренный из китайской мертвой вспышке, но доноров больше нет :(

2ОЛЛ: Подскажите, плиз, какой транзистор подойдет получше. Вроде из Zetex"ов low-saturation, но найти не смог, в Чипе-Дипе нету :( .

MD> в) от дросселя. Его сопротивление должно быть как можно меньше. MD> У моего - 2 Ома. Годится например стирающая головка советского MD> магнитофона - катушка в ней миниатюрная.

У меня неплохой КПД на кольце мю-пермалоевском от комповского БП получался, провод - литц самодельный.

MD> КПД по показаниям CircuitMakera около 50%.

Это одним светодиод в нагрузке?

MD> А как на самом деле MD> не знаю как измерить. Подскажите что-нибудь?

А ток потребляемый вживую сколько?

Reply to
invalid unparseable

Hi, Масанин А.М. snipped-for-privacy@infocentre.khakasnet.ru>,

МАМ> А белый не пробовал? Ему напруги больше надо.

Пробовал, работает конечно. Только яркость меньше, чем у цветного, при прочих равных. То есть мощность подаваемая фиксирована, делим на падение напряжения и в результате - как бы ток меньше. Ерунда, конечно, ведь дроссель выдает тот же ток поначалу. Наверное, просто длительность разряда у белого светодиода - короче, а во время пика яркость та же.

МАМ> А ток не смотрел, как от Uпит зависит?

Падает, конечно. Линейно зависит от напряжения.

МАМ> Я до 60% КПД доходил при Uпит=1,3В на блокинг-генераторе со МАМ> стабилизацией срывом,

Можешь нарисовать, плз? Видел я много таких схемок, но все сырые. И как КПД считал?

Три цветных, в сумме 10 вольт. Больше, наверное, неэффективно. Тут говорили, что буст с умножением больше 10 раз плохо работает, нужен флайбек, твой блокинг-генератор то есть.

МАМ> А ток потребляемый вживую сколько?

:-) То есть померять его и ток через светодиоды? А так же напряжения? Или лучше постоянный ток при той же яркости и через это сравнить мощности? Ок, попробую.

Reply to
Maxim Diakonov

Мое почтение, Maxim!

05 февраля 2005 15:09, Maxim Diakonov писал Aleksei Pogorily:

MD> Правильно, я ту переделал. У той схемки был узкий диапазон питающих MD> напряжений (1.2-1.5 вольт). Иначе срывалась генерация. Это из-за MD> использования диода для задания уровня переключения. Меняешь диод, и MD> меняется диапазон питающих напряжений.

MD> А моя схема гораздо больше похожа на мультивибратор. Hадежнее.

Собрал для интереса. Загенерила сразу. Воткнул два сверъярких зеленых. Горят - но не сверхъярко :)

> [...]

MD> Так что стабилизации режима светодиода и впрямь нет. Ты прав. MD> А яркость соответствует питанию в 30 мА. Хотя пики на самом деле около MD> 300 мА, а в промежутках между ними светодиод остывает :-) Тут кто-то MD> говорил, что для светодиода основным является температурный режим, а MD> не токовый и не по напряжению.

Все же сверхъяркие не любят скачков по напряжению...

Всего хорошего, Maxim!

Alex B. Solomatin AKA Magister Lex

Reply to
Alex B. Solomatin

Alex B. Solomatin snipped-for-privacy@p9.f.n467.z2.fidonet.org> пишет в сообщении: snipped-for-privacy@p9.f.n467.z2.ftn...

У меня на работе на столе живет постоянно включенный фонарик (на проводе, подключен к БП, встроенному в щиток на столе) из двух белых 5 мм светодиодов и 2 резисторов (ток светодиода 25 или 30 мА) Был сделан в начале осени. Сначала светодиоды светили очень ярко, затем в течении нескольких месяцев постепенно "выцвели" до бледного свечения (мерял ток/падение напряжения на светодиоде - они не изменились). Недавно один светодиод погас совсем - ушел в обрыв. Светодиоды были безымянные, куплены по 20 рублей в магазинчике радодеталей. Блок питания "честный" линейный, никаких выбросов делать не умеет.

Интересно насколько это типичная ситуация для ярких светодиодов других цветов, светодиодов от брэндов типа KingBright?

Reply to
Mikhail Samoilenko

Здравствуйте, Maxim. Вы писали 7 февраля 2005 г., 17:39:50:

MD> Можешь нарисовать, плз? Видел я много таких схемок, но все сырые.

Тут тоже сырая. Вот на основе этой делал:

Там хар-ки снятые есть. Автор там обещает КПД 75% для одного красного и 85% для одного белого СИДа, у меня столько не вышло :(

вдвое 1N5817 2x 0.34мм 12витков . T1 300uH |\|

+0.7.. 1.5V o-----.---\/\/\/----------------.----| |--.-----.------.---. | ======. 300uH | |/| | | | | |---/\/\/\-+ | | | -- -- LED1,LED2 | 330. |/ R | /\ /\ HB10B-439AWCA +-RRRR-.-----| 2SD2504 R |100.0 | | | |\ R |+ | | \| V | === R R 4.7 2N2222 |-----+---------. | R R /| | | | R R V | R | | | | | R | | | | | R | | | | | | | | | GND o-----------------------.-------.---------.-----.------.---.

T1 кольцо ~12x8 вроде мю-пермалой, взято из ATX БП.

MD> И как КПД считал?

У меня проще, я гладкой постоянкой СИД кормил :)

Тут тоже буст, но я СИды паралелил через выравнивающие резисторы. Т.е. в нагрузке было ~3.3V Шибко КПД от ключа и индуктивности зависит. Подходящего аналога для

2SD2504 не нашел, вроде бы 2SC2500, но с ним КПД хуже.
Reply to
invalid unparseable

Здравствуйте, Mikhail. Вы писали 10 февраля 2005 г., 22:35:53:

От перегрева вроде люминофор "выгорает". На 1Вт Luxeon`ах радиатор на юбке. Я пробовал фирменый сабжик Tikka Petzl (3хLEd 5mm+ 1хR+3хAAA) мерить ток общий при комнатной и в морозилке. Не такая уж заметная зависимость,имхо:70мА - комнатная Т, 55мА - морозилка (~-5С) На глаз светимость не уменьшилась. Самодельный налобный сабж эксплуатировался при -35С в течении нескольких часов, светимость (визуально) не менялась.

MS> У меня на работе на столе живет постоянно включенный фонарик MS> (на проводе, подключен к БП, встроенному в щиток на столе) из двух MS> белых 5 мм светодиодов и 2 резисторов (ток светодиода 25 или 30 мА) MS> Был сделан в начале осени. MS> Сначала светодиоды светили очень ярко, затем в течении нескольких MS> месяцев постепенно "выцвели" до бледного свечения (мерял ток/падение MS> напряжения на светодиоде - они не изменились). MS> Недавно один светодиод погас совсем - ушел в обрыв. Светодиоды были MS> безымянные, куплены по 20 рублей в магазинчике радодеталей. Блок MS> питания "честный" линейный, никаких выбросов делать не умеет.

фонарик: 3шт HB10B-439AWCA (белые 10мм 9град 7-16Кд), купленые в Чипе-Дипе по ~1.7 бакса + 3шт резисторы + 3шт АА алкалины, кормятся током не более 17мА на каждого. Изменений не заметил. Юзается регулярно в течении 2-х лет, батарейки меняются раз в полгода. До этого был на безродных белых, деградировали за месяц, ток/падение не изменилось, но люминофор стал темными пятнами, но ток был ~25мА. Имхо, не любят белые повышенных токов, совсем не любят. А китайские сабжики в ларьках сейчас с ЗИПом идут: 2 запасных СИДа ;)

Reply to
invalid unparseable

10 февраля 2005 18:35, Mikhail Samoilenko писал Alex B. Solomatin:

> [...]

MS> Интересно насколько это типичная ситуация для ярких светодиодов MS> других цветов, светодиодов от брэндов типа KingBright?

С безымянными светодиодами фонарик на батарейке с токоограничительным резистором работал около полугода. Прикрутил их к описываемой схеме и убил за два дня... после чего добавил диод шоттки и конденсатор.

Всего хорошего, Mikhail!

Fri Feb 11 2005 06:29, Масанин А.М. wrote to Maxim Diakonov:

МАМ> Вот на основе этой делал:

МАМ> Там хар-ки снятые есть. Автор там обещает КПД 75% для одного красного МАМ> и 85% для одного белого СИДа, у меня столько не вышло :(

Читай внимательнее. Он пишет, что неоторые прикидки дают эти 75 и более процентов, но при этом потери не все учитываются. А моделирование дает КПД около 50%.

Вообще от этой схемы трудно ждать высокого КПД. Однотактный Ройер, ключ закрывается по выходу транзистора из насыщения (что означает большие и сильно зависящие от характеристик транзистора потери в нем), сердечник - феррит без зазора, т.е. дроссель не очень высокордобротный.

Пpивет тебе, Aleksei!

Дело было 11 февpаля 05, Aleksei Pogorily и Масанин А.М. обсуждали тему "светодиодный фонаpик".

AP> Вообще от этой схемы тpудно ждать высокого КПД. Однотактный Ройеp, ключ AP> закpывается по выходу тpанзистоpа из насыщения (что означает большие и с чего бы это? Пpоцесс пеpебpоса лавинный, ибо есть ПОС по току. Быстpее ты в любом случае не пеpеключишь.

AP> сильно зависящие от хаpактеpистик тpанзистоpа потеpи в нем), Вот зависимость потеpь от тpанзистоpа - это да, тут нужен весьма шустpый, с низким падением Uкэ и с по возможности высоким h21.

AP> сеpдечник - феppит без зазоpа, т.е. дpоссель не очень высокоpдобpотный. у него вообще не феppит :)

Hi Alexander!

At суббота, 12 февp. 2005, 13:11 Alexander V. Lushnikov wrote to Aleksei Pogorily:

AVL> с чего бы это? Пpоцесс пеpебpоса лавинный, ибо есть ПОС по току. Быстpее AVL> ты в любом случае не пеpеключишь.

Это когда пеpебpос пойдет. Выключение pойеpа идет по такой схеме. Растет ток - pастет и напpяжение К-Э. И так до того момента, когда усиление в петле ПОС станет больше единицы. Тогда и идет пеpебpос. Пpи питании, скажем, 12 вольт это, конечно, не сильно существенно - напpяжение сильно ниже питания, а вот пpи питании 1В - гоpаздо сильнее влияет. Желателен тpанзистоp, у котоpого пеpеход от насыщения к усилитеольному pежиму пpоисходит максимально pезко. А у многих типов тpанзистоpов на этом участке ВАХ плавная "тянучка".

AVL> Вот зависимость потеpь от тpанзистоpа - это да, тут нужен весьма шустpый, AVL> с низким падением Uкэ и с по возможности высоким h21.

Самое интеpесное - ВАХ коллектоp-эмиттеp на гpанице насыщения. Hи у одного известного мне типа тpанзистоpа она не ноpмиpуется. А если пpи большом Bст напpяжение насыщения пpи токе базы в pазы больше чем Ik/Bст хоpошее, а на гpанице насыщения относительно большое - ООС, стабилизиpующая выходной ток, поддеpживает ток базы малым и падение на тpанзистоpе велико. Оптимален был бы низковольный тpанзистоp, у котоpого повеpх эпитаксиального слоя тонкий и низкоомный коллектоp. Hо массовые тpанзистоpы pассчитаны на 60-100 вольт Uкб макс и имеют более толстый и слабее легиpованный коллектоp (еще и имеющие запас по этим паpаметpам, чтобы пpоизводственный pазбpос не давал бpак - слишком низкое пpобивное напpяжение к-б). Что пpи глубоком насыщении пофиг - сопpотивление коллектоpа модулиpовано неосновными носителями. А пpи неглубоком - очень даже не пофиг.

AVL> у него вообще не феppит :)

А хpен его не знает. Из текста непонятно. Hо 12 витков 300 мкгн - это Al около

2 микpогенpи. Многовато для не-феppита.

Масанин А.М. snipped-for-privacy@infocentre.khakasnet.ru> пишет в сообщении: snipped-for-privacy@infocentre.khakasnet.ru...

У меня есть точно такой же простейший Петцл уже года три или четыре. Около 100 мА с новыми батарейками, комплектов 10 пережил, слабее светить не стал. Видать, светодиоды правильные. Кстати, и свет у них более теплый (менее голубой) в отличие от других белых фонариков, которые мне за последнее время доводилось щупать.

Дык 20-30мА - это номинальный ток для них. Фиг ли им дохнуть.

Вот как раз в китайских многорежимных моргающих фонариках ток, похоже, никак не ограничивается вообще. У меня друзья-туристы, глядя на мой Petzl затарились этими 5-диодными моргателями, дык он от свежих батареек под 300 мА жрет. Через некоторое время я наблюдал дохнущие светодиоды и ключи в микросхеме-капле (диоды вместо ровного сечения мерцают/гаснут). А у Petzl`a за несколько лет только корпус потрескался от падений, а светит так же.

Китайцы просто не задумываются над такой фигней как стабилизация или хотя бы ограничение тока. Во всех белых фонариках-брелках стоит

3-4 СЦ/МЦ элемента либо два литиевых и ток ограничивается только внутренним сопротивлением батареи. Тьфу..

С приветом из Новосибирска Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Reply to
Mikhail Samoilenko

А что, если взять Крону на 9В и прицепить к ней линейный стабилизатор (LM1117, LP2951 или LP2980)? Будет всяко лучше и стабильнее, чем просто ограничительный резистор. Вот только вопрос: линейный стабилизатор делать на стабилизацию напряжения (чуть больше напряжения светодиода, вольт на 3,8-4) а потом ограничительный резистор или на стабилизацию тока? А Крона имеет довольно удобные размеры и разъем.

Reply to
Maxym Siryk

Hello Maxym!

Sunday February 13 2005 13:56, Maxym Siryk sent a message to Mikhail Samoilenko:

MS> А что, если взять Крону на 9В и прицепить к ней линейный стабилизатор MS> (LM1117, LP2951 или LP2980)? Будет всяко лучше и стабильнее, чем MS> просто ограничительный резистор.

Ага, и такой же никакой КПД.

MS> Вот только вопрос: линейный стабилизатор делать на стабилизацию MS> напряжения (чуть больше напряжения светодиода, вольт на 3,8-4)

КПД меньше 50%. Остальная энеpгия батаpейки гpеет атмосфеpу.

MS> а потом ограничительный резистор или на стабилизацию тока? А Крона MS> имеет довольно удобные размеры и разъем.

И довольно маленькую емкость. Если уж делать под Кpону - то сpазу стабилизатоp тока и обязательно импульсный. И мне кажется что все pавно энеpгия от Кpоны обойдется доpоже чем от напpимеp АА.

Sergey Kosaretskiy

Hi Maxym!

At воскp., 13 февp. 2005, 13:56 Maxym Siryk wrote to Mikhail Samoilenko:

MS> А что, если взять Крону на 9В и прицепить к ней линейный стабилизатор MS> (LM1117, LP2951 или LP2980)? Будет всяко лучше и стабильнее, чем MS> просто ограничительный резистор. Вот только вопрос: линейный MS> стабилизатор делать на стабилизацию напряжения (чуть больше напряжения MS> светодиода, вольт на 3,8-4) а потом ограничительный резистор или на MS> стабилизацию тока? А Крона имеет довольно удобные размеры и разъем.

У Кpоны малая емкость и большая цена. Поэтому ее использование в фонаpиках неудобно и невыгодно. А любая схема с линейным стабилизатоpом стpадает низким КПД, т.к. напpяжение MhZn пpи pазpяде меняется сильно.

И два диода? Нормально. Только вот электричества в кроне не шибко много.

Конечно, стабилизацию тока. Только стабилизатор должен иметь малое опорное напряжение, порядка сотни милливольт или менее.

А такое есть? Low drop стабилизаторы с падением менее 0,2 В я уже нашел, а вот чтобы было низкое опорное напряжение - такого пока не попадалось

Reply to
Maxym Siryk