светодиодный фонарик

Мое почтение, Maxim!

05 февраля 2005 15:09, Maxim Diakonov писал Aleksei Pogorily:

MD> Правильно, я ту переделал. У той схемки был узкий диапазон питающих
MD> напряжений (1.2-1.5 вольт). Иначе срывалась генерация. Это из-за
MD> использования диода для задания уровня переключения. Меняешь диод, и
MD> меняется диапазон питающих напряжений.

MD> А моя схема гораздо больше похожа на мультивибратор. Hадежнее.

Собрал для интереса. Загенерила сразу. Воткнул два сверъярких зеленых. Горят -
но не сверхъярко :)

MD> Делал я и такую: с транзисторным источником тока в базе ключа. А не с
MD> резистором, как в предложенной. Безопасно работала в диапазоне хоть до
MD> 12 вольт, яркость менялась слабо. Hо для питания от одной батарейки
MD> или аккумулятора это ненужное усложнение.

MD> Так что стабилизации режима светодиода и впрямь нет. Ты прав.
MD> А яркость соответствует питанию в 30 мА. Хотя пики на самом деле около
MD> 300 мА, а в промежутках между ними светодиод остывает :-) Тут кто-то
MD> говорил, что для светодиода основным является температурный режим, а
MD> не токовый и не по напряжению.

Все же сверхъяркие не любят скачков по напряжению...

Всего хорошего, Maxim!

                              Alex B. Solomatin AKA Magister Lex

светодиодный фонарик
сообщении: snipped-for-privacy@p9.f26.n467.z2.ftn...

У меня на работе на столе живет постоянно включенный фонарик
(на проводе, подключен к БП, встроенному в щиток на столе) из двух
белых 5 мм светодиодов и 2 резисторов (ток светодиода 25 или 30 мА)
Был сделан в начале осени.
Сначала светодиоды светили очень ярко, затем в течении нескольких
месяцев постепенно "выцвели" до бледного свечения (мерял ток/падение
напряжения на светодиоде - они не изменились).
Недавно один светодиод погас совсем - ушел в обрыв. Светодиоды были
безымянные, куплены по 20 рублей в магазинчике радодеталей. Блок
питания "честный" линейный, никаких выбросов делать не умеет.

Интересно насколько это типичная ситуация для ярких светодиодов
других цветов, светодиодов от брэндов типа KingBright?
--
      С приветом из Новосибирска
      Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Re: светодиодный фонарик
Здравствуйте, Mikhail.

От перегрева вроде люминофор "выгорает". На 1Вт Luxeon`ах радиатор на
юбке.
Я пробовал фирменый сабжик Tikka Petzl (3хLEd 5mm+ 1хR+3хAAA) мерить ток
общий при комнатной и в морозилке. Не такая уж заметная
зависимость,имхо:70мА - комнатная Т, 55мА - морозилка (~-5С) На глаз
светимость не уменьшилась. Самодельный налобный сабж эксплуатировался
при -35С в течении нескольких часов, светимость (визуально) не
менялась.

> [...]
MS> безымянные, куплены по 20 рублей в магазинчике радодеталей. Блок
MS> питания "честный" линейный, никаких выбросов делать не умеет.

фонарик: 3шт HB10B-439AWCA (белые 10мм 9град 7-16Кд), купленые в
Чипе-Дипе по ~1.7 бакса + 3шт резисторы + 3шт АА алкалины,
кормятся током не более 17мА на каждого. Изменений не заметил.
Юзается регулярно в течении 2-х лет, батарейки меняются раз в полгода.
До этого был на безродных белых, деградировали за месяц, ток/падение
не изменилось, но люминофор стал темными пятнами, но ток был ~25мА. Имхо, не
любят белые повышенных токов, совсем не любят. А китайские сабжики в
ларьках сейчас с ЗИПом идут: 2 запасных СИДа ;)

---
С уважением,                         _  <-собак
 Masanin Alexandr            masanin(_a_)yandex(тчк)ru

светодиодный фонарик

сообщении: snipped-for-privacy@infocentre.khakasnet.ru...

У меня есть точно такой же простейший Петцл уже года три или
четыре. Около 100 мА с новыми батарейками, комплектов 10
пережил, слабее светить не стал. Видать, светодиоды правильные.
Кстати, и свет у них более теплый (менее голубой) в отличие
от других белых фонариков, которые мне за последнее время
доводилось щупать.

Дык 20-30мА - это номинальный ток для них. Фиг ли им дохнуть.

Вот как раз в китайских многорежимных моргающих фонариках
ток, похоже, никак не ограничивается вообще. У меня друзья-туристы,
глядя на мой Petzl затарились этими 5-диодными моргателями, дык
он от свежих батареек под 300 мА жрет. Через некоторое время я
наблюдал дохнущие светодиоды и ключи в микросхеме-капле (диоды
вместо ровного сечения мерцают/гаснут). А у Petzl`a за несколько лет
только корпус потрескался от падений, а светит так же.

Китайцы просто не задумываются над такой фигней как стабилизация
или хотя бы ограничение тока. Во всех белых фонариках-брелках стоит
3-4 СЦ/МЦ элемента либо два литиевых и ток ограничивается только
внутренним сопротивлением батареи. Тьфу..

      С приветом из Новосибирска
      Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Re: светодиодный фонарик
On Sat, 12 Feb 2005 17:30:56 +0000 (UTC), "Mikhail Samoilenko"

А что, если взять Крону на 9В и прицепить к ней линейный стабилизатор
(LM1117, LP2951 или LP2980)? Будет всяко лучше и стабильнее, чем
просто ограничительный резистор. Вот только вопрос: линейный
стабилизатор делать на стабилизацию напряжения (чуть больше напряжения
светодиода, вольт на 3,8-4) а потом ограничительный резистор или на
стабилизацию тока? А Крона имеет довольно удобные размеры и разъем.

Re: светодиодный фонарик

И два диода? Нормально. Только вот электричества в кроне не шибко много.

Конечно, стабилизацию тока. Только стабилизатор должен иметь малое опорное
напряжение, порядка сотни милливольт или менее.

Вал. Дав.

Re: светодиодный фонарик
On Sun, 13 Feb 2005 17:24:00 +0000 (UTC), Valentin Davydov

А такое есть? Low drop стабилизаторы с падением менее 0,2 В я уже
нашел, а вот чтобы было низкое опорное напряжение - такого пока не
попадалось

Re: светодиодный фонарик
Sun Feb 13 2005 20:24, Valentin Davydov wrote to Maxym Siryk:

 VD> И два диода? Hормально. Только вот электричества в кроне не шибко много.

Ха. Два белых диода - это 7-8 вольт. А напряжение у свежей "Кроны" 9 вольт.
При разряде до 7,2В Energizer X22 (алкалиновая) при 20ма работает всего 10
часов (каковых 7,2В может оказаться мало, т.е. еще раньше отрубится). При
40ма, но разряде до 4,8В - немного дольше, часов 11 по графику в даташите. То
есть выгоднее включать светодиоды впараллель, за счет большей допустимой
глубины разряда дольше проработают.
Для сравнения - раз в 4-5 более дешевая X91 (размер АА) отработает до 1В при
200 ма 10 часов. То есть будет отдавать 200 и более милливатт, что при хорошем
КПД преобразователя (70% и более) даст 10 часов работы той же пары белых
светодиодов. А элемент AA поменьше чем "Крона" и гораздо дешевле.
Если же взять пару элементов AA - и преоборазователь с большим КПД сделать
проще, и яркий фонарик можно сделать - из даташита следует, что при разряде до
0,8В элемент отдает 250 милливатт где-то 8,5 часов. Два элемента - 500
милливатт, из которых 350-400 дойдут до светодиодов, т.е. 5 светодиодов
потянет в течение такого времени.

Aleksei Pogorily 2:5020/1504

Re: светодиодный фонарик
Hello Maxym!

Sunday February 13 2005 13:56, Maxym Siryk sent a message to Mikhail
Samoilenko:

 MS> А что, если взять Крону на 9В и прицепить к ней линейный стабилизатор
 MS> (LM1117, LP2951 или LP2980)? Будет всяко лучше и стабильнее, чем
 MS> просто ограничительный резистор.

Ага, и такой же никакой КПД.

 MS>  Вот только вопрос: линейный стабилизатор делать на стабилизацию
 MS> напряжения (чуть больше напряжения светодиода, вольт на 3,8-4)

КПД меньше 50%. Остальная энеpгия батаpейки гpеет атмосфеpу.

 MS>  а потом ограничительный резистор или на стабилизацию тока? А Крона
 MS> имеет довольно удобные размеры и разъем.

И довольно маленькую емкость. Если уж делать под Кpону - то сpазу стабилизатоp
тока и обязательно импульсный. И мне кажется что все pавно энеpгия от Кpоны
обойдется доpоже чем от напpимеp АА.

■ Exit light, Enter night...
See you,
Сергей.

Re: светодиодный фонарик
On Sun, 13 Feb 2005 16:17:11 +0300, Sergey Kosaretskiy

Да, похоже, КПД получится действительно никакой.
Так что нужно смотреть в сторону импульсных преобразователей. С ними я
дела никогда не имел. Прочитал даташит на MC34063 и AD920D. Может на
ней сделать? Я попытался рассчитать повышающий преобразователь с
минимум 3 до 7,2 В (два светодиода последовательно, на один светодиод
нужно 3,6В, а это напряжение находится между тремя новыми батарейками
и разряженными тремя батарейками, так что пришлось бы делать
повышающе-понижающий преобразователь). Вот что получилось (маркировка
деталей из даташита, рис. 8): R1=2.2K, R210%K, Ct51%0pf, Rsc=3ома,
резистор на восьмую ногу = 240 ом, L30%8uH. Что из себя представляет
дроссель индуктивностью 308 мкГн я представляю слабо (это где-то 70
витков провода на колечке из даташита, стр. 9 внизу. Как выглядит это
колечко - понятия не имею).

Есть еще вариант собрать схему, предложенную Масанином А.М. 11.02.05 в
этой эхе. Но там нет номиналов резисторов, которые идут на базу
2N2222. Кстати, в оригинале (по ссылке, приведенной над схемой)
использованы два одинаковых транзистора 2N2222 (в прайсах я таких не
нашел), а также указана возможность замены на 2N4401 (эти в продаже
есть).

Ну и третий вариант, специализированные микросхемы. В продаже есть
микросхемы от MAXIM-а, как всегда очень дорого. А дешевых микросхем от
National-а в прайсах нет. Так что этот вариант пока отпадает.

светодиодный фонарик
          Добрый день,    Maxym   !

Sun, 13 Feb 2005 23:14:25 +0000 (UTC)  Maxym Siryk  wrote to Sergey
Kosaretskiy

??>>
??>> Ага, и такой же никакой КПД.

> [...]
MS> Так что нужно смотреть в сторону импульсных преобразователей. С ними я
MS> дела никогда не имел. Прочитал даташит на MC34063 и AD920D. Может на

После того как попробовал сделать первую схемку из этого треда и не
понравилось, достал из запасов MC34063 и сделал такую схемку
                          L1
                          ====
                  +-------^^^^-------------+
                  |          +---------+   |   V1           C2
 +3v  -o-|r1|-----o---|r2|--8|         |1--o--|>|----o------||--|
       |          |          |         |             |
       |          |          |         |             |
       |          o---------7|         |2--|         |    LED
       |                     |         |             V ->
       |                     |         |    C1       - ->
       +--------------------6|         |3---||---|   |
                             |         |             |
                             |         |             |
                       +----5|         |4--|         |
                       |     +---------+             |
                       |                             |
                       +-----------------------------o--|r3|----|

r1 = 1 Om
r2 = 180 Om
L1 = 300 uH
V1 = 1N5819
r3 = 62 Om
C1 = 470 pF
C2 = 300.0 uF
LED толстый самый яркий из магазина :)

r3 выбран для стабилизации тока приблизительно 20 ма. Остальное
"радиолюбительским методом тыка" и просмотром результатов на осциллографе.
Работает от двух батареек. После запуска схема работала даже на 1.4 вольта.
КПД не знаю какой, но не больше 50% наверно(входной ток 40 ма при 3
вольтах). В инете есть схемки на MAX756 и аналогах там и кпд повыше будет,
но дороже.

С уважением, Шуньгин Александр.
г.Новодвинск  Архангельской губернии.

светодиодный фонарик
Mon Feb 14 2005 08:49, Alex Shungin wrote to Maxym Siryk:

 AS> КПД не знаю какой, но не больше 50% наверно(входной ток 40 ма при 3
 AS> вольтах). В инете есть схемки на MAX756 и аналогах там и кпд повыше
 AS> будет,
 AS> но дороже.

Hашел я своеобразную схему.
http://rf.atnn.ru/s1/bp-pdu.htm
Есть у меня гипотеза, что если доработать ее по-человечески (и второй
транзистор не такой слабый), может неплохо получиться.

Aleksei Pogorily 2:5020/1504

Re: светодиодный фонарик
Hello Maxym!

Monday February 14 2005 02:14, Maxym Siryk sent a message to Sergey
> [...]

 MS> Так что нужно смотреть в сторону импульсных преобразователей. С ними я
 MS> дела никогда не имел. Прочитал даташит на MC34063 и AD920D. Может на

Попpобуй. Я с ними вживую не pаботал, подсказать мало что смогу.

 MS>  Я попытался рассчитать повышающий преобразователь с минимум 3 до 7,2
 MS> В (два светодиода последовательно, на один светодиод нужно 3,6В,

Делать пpеобpазователь надо с запасом по напpяжению и огpаничением тока на
уpовне номинального для твоих светодиодов.

> [...]
 MS> повышающе-понижающий преобразователь). Вот что получилось (маркировка
 MS> деталей из даташита, рис. 8): R1=2.2K, R210%K, Ct51%0pf, Rsc=3ома,

Вот этот pезистоp у тебя току поест пpилично. Плюс сам чип до 4 мА жpет. Плюс
3В - минимум. ИМХО КПД не слишком большой получится. Пpобовать надо.

 MS>  L30%8uH. Что из себя представляет дроссель индуктивностью 308 мкГн я
 MS> представляю слабо (это где-то 70 витков провода на колечке из
 MS> даташита, стр. 9 внизу. Как выглядит это колечко - понятия не имею).

Такой дpоссель пpоще всего купить готовый в том же чипе с дипом. Ближайший
стандаpтный номинал - 330мкГн.

■ Exit light, Enter night...
See you,
Сергей.

Re: светодиодный фонарик
On Mon, 14 Feb 2005 20:44:24 +0300, Sergey Kosaretskiy

Ну Чипа с Дипом у меня нет. Я живу в Киеве, так что есть Кардачи. Там
продаются дроссели - на вид как резисторы 0,25 Вт (димаметр 3 и длина
8 мм). Если все так просто и компактно - зачем извращаться и мотать
дроссели на колечках. Неужели невозможно купить готовый дроссель на
нужную индуктивность? Вон в прайсе есть от 220 нГн до 22 мГн.

PS. Крону использовать уже не буду.
PPS. А сколько микросхем у того же National-а для питания белых
светодиодов - я насчитал два десятка, ценой от 0,7 до 2$. И хоть бы
одна была в продаже :( То же самое и с OnSemi. Зато Максима на каждом
шагу по 4$.

Re: светодиодный фонарик
Tue Feb 15 2005 00:21, Maxym Siryk wrote to Sergey Kosaretskiy:

> [...]
 MS> дроссели на колечках. Hеужели невозможно купить готовый дроссель на
 MS> нужную индуктивность? Вон в прайсе есть от 220 нГн до 22 мГн.

О том, что у дросселя есть и другие параметры, кроме индуктивности, похоже, не
подозреваешь.
В частности, у таких дросселей сопротивление обмотки большое, из-за чего КПД
никакой.
Про ток насыщения и потери в сердечнике (что является проблемой как раз для
колечек) лучше, наверное, и не говорить ...

Aleksei Pogorily 2:5020/1504

Re: светодиодный фонарик
On Tue, 15 Feb 2005 16:37:16 +0300, "Aleksei Pogorily"

А что можно сказать о дросселях фирмы SUMIDA? На 330 мкГн есть такие
варианты:
RCH110 - 0,37-0,52 ома, 0,93А
RCH895 - 0,50-0,61 ома, 0,48А
RCP195D - 0,31 ома, 0,25А.

Re[2]: светодиодный фонарик
Здравствуйте, Maxym.
Вы писали 14 февраля 2005 г., 6:14:25:

MS> Есть еще вариант собрать схему, предложенную Масанином А.М. 11.02.05 в
MS> этой эхе. Но там нет номиналов резисторов, которые идут на базу
MS> 2N2222.

Тот который нижний по схеме 1,2кОм, который верхний подбирал
4,7...6,8кОм. Подбирать приходиось довольно точно, так как
стабилизация напряжения, а уравнивающие резисторы малы для КПД.

> [...]
MS> использованы два одинаковых транзистора 2N2222 (в прайсах я таких не
MS> нашел), а также указана возможность замены на 2N4401 (эти в продаже

На 2N2222 КПД был низким. Как писАл Aleksei Pogorily КПД
тут действительно сильно зависит от транзистора. Пока лучший 2SD2504
выдраный из вспышки китайской, там тоже блокинг.

MS> Ну и третий вариант, специализированные микросхемы. В продаже есть
MS> микросхемы от MAXIM-а, как всегда очень дорого. А дешевых микросхем от
MS> National-а в прайсах нет. Так что этот вариант пока отпадает.

Есть еще 1446ПН1, где-то 2бакса. Народ пишет, что траблы с ним
большие. Ну еще есть сырая идея на 1446УД2 (0,5бакса, сдвоенный ОУ)
+полевик бы..

Еще на буржуйских сайтах видел на логике 74HC14 сабжик, она
ширпотребная и в мамках встречается.
Или из пейджера преобразователь выдрать, но донора пока не
попадалось:(

---
С уважением,                         _  <-собак
 Masanin Alexandr            masanin(_a_)yandex(тчк)ru

Re: Re[2]: светодиодный фонарик
                           Пpивет, Масанин!

*** 15 Feb 05 11:44, Масанин А М wrote to Maxym Siryk:

 ММ> Есть еще 1446ПH1, где-то 2бакса. Hарод пишет, что траблы с ним
 ММ> большие.

Hикаких проблем у меня с ним не было. Как раз в режиме стабилизатора тока (с
дополнительным транзистором) - работал на один белый светодиод с током 30 mA.
Рабочий ток сохранялся при разряде питания до 1V, сохранял способность к
запуску до 0.6V, и продолжал работать при просадке до 0.25V (яркость, правда,
ужу была никакая). Подозреваю, это единственное применение для этого 1446ПH1, в
остальном - дерьмо-дерьмом, да и по цене сравнялся с максимовскими...

                                      с уважением Владислав

Re[2]: светодиодный фонарик
Tue Feb 15 2005 11:44, Масанин А.М. wrote to Maxym Siryk:

 МАМ> Hа 2N2222 КПД был низким. Как писАл Aleksei Pogorily КПД
 МАМ> тут действительно сильно зависит от транзистора. Пока лучший 2SD2504
 МАМ> выдраный из вспышки китайской, там тоже блокинг.

Как я писал - схема на http://rf.atnn.ru/s1/bp-pdu.htm представляется более
интересным прототипом для экспермиментов. По крайней мере, в ней силовой
транзистор сделать нормально ключующимся не проблема. Хотя, конечно, нуждается
в довольно серьезных доработках.

Sun Feb 13 2005 16:17, Sergey Kosaretskiy wrote to Maxym Siryk:

 SK> И довольно маленькую емкость. Если уж делать под Кpону - то сpазу
 SK> стабилизатоp тока и обязательно импульсный. И мне кажется что все pавно
 SK> энеpгия от Кpоны обойдется доpоже чем от напpимеp АА.

Гораздо. Я прикинул - что крона, что АА (X22 и X91 Energizer) потянут 1-2
светодиода примерно одинаковое время. А насколько АА дешевле - см. в
магазинах. Довольно дорогую микросхему преобразователя окупят пара-тройка
"Крон" (а если брать дешевые, не-алкалиновые "Кроны" - как бы не еще быстрее
окупят, т.к. срок службы у них при большом токе - а 20ма для "Кроны" большой
ток - совсем маленький).

Aleksei Pogorily 2:5020/1504

Site Timeline