Схема UPS APC Back 420i

Hello Zahar!

19 Aug 03 03:03, Zahar Kiselev wrote to Misha Paveliev:

ZK> Может ли такой транзистор сдохнуть от случайного перепутывания ZK> полярности при проверке?

В этой схеме - нет. Если ты его перевернешь, то максимум, что будет - это лампочка загорится невовремя.

ZK> А от статического электричества на руках?(полевик все же).

Hу, если ты ему влепишь 3-см искру на затвор, может и сдохнет. Hу, или корпусящим паяльником на затвор полезешь... А так ничего ему не будет.

Hello, Igor' Sorokin !

Именно. остальное экономически не оправдано.

Что смешного? Вообще эти проверки - львиная часть цены приборов.

Он вообще ни для кого, кроме разве что тех, кто не имеет понятия о том что такое FET и хочет научиться. Вот для него это хороший метод, всегда полезно пощупать руками, а не только даташит пролистать.

Hо не нужно.

Видимо чего-то не учли...

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hello Misha!

Aug 19 17:07 03, Misha Paveliev wrote to Zahar Kiselev:

> [...]

MP> Я надеюсь, что не стаpым пpоводом пеpематываешь?:) Думаю, что низковольтную обмотку можно и старым - он очень толстый и маловероятно что где-то замкнет, да я еще изоляцию между слоями положу. А вот для высоковольтной обмотки придется поискать новый провод - ток там ампера полтора, а провод намотан подозрительно тонкий. Через пару дней домой вернусь - померяю сечение и сравню с нормами из старых радиолюбительских книжек. Hе исключено, что на меди сэкономили, так как в своем исходном назначении UPS работает не больше пары десятков минут, да и то не часто.

Zahar(@spbdept.rbc.ru)

Reply to
Zahar Kiselev

Hello Zahar!

21 Aug 03 00:38, Zahar Kiselev wrote to Misha Paveliev:

ZK> Думаю, что низковольтную обмотку можно и старым - он очень толстый и ZK> маловероятно что где-то замкнет, да я еще изоляцию между слоями ZK> положу. А вот для высоковольтной обмотки придется поискать новый ZK> провод - ток там ампера полтора, а провод намотан подозрительно ZK> тонкий. Через пару дней домой вернусь - померяю сечение и сравню с ZK> нормами из старых радиолюбительских книжек.

А что там сравнивать? У транса 250-300 вт с естественным охлаждением плотность тока в меди должна быть 2-2.5 А/кв.мм. Чем больше плотность тока, тем больше энергии уйдет в тепло, смотри сам, чего тебе более жалко - меди или энергии?

ZK> Hе исключено, что на меди сэкономили, так как в своем исходном ZK> назначении UPS работает не больше пары десятков минут, да и то не ZK> часто.

Конечно сэкономили.

ZK> А что в сервис-центре где чинят упсы подразумевают под "подбором ZK> транзисторов"? По какому параметру их подбирают и в какой схеме ZK> измеряют?

Возможно, по равенству Rdson у параллельно включаемых мосфетов. Схема простая:

+10В на затвор и измеряй сопротивление между стоком и истоком. Миллиомметром - у IRFZ44R Rdson=0.028 ом, у IRFZ48V - 0.012 ом.

В принципе, если нет милиомметра, можно взять мощный источник на 5-6 В (комповый БП, аккумулятор), резистор на 0.5 ом 50 вт, подключить этот резистор к источнику через мосфет и измерять миливольтметром падение напряжения на мосфете. Только миливольтметр не должен умирать, если вдруг ему на вход попадут полные 5-6в (вдруг испытываемый мосфет расконтачится).

ZK> У меня был опыт замены горелых транзисторов в одном упсе - у ZK> него ток холостого хода после этого увеличился с 300 до 500ма. Hа ZK> работу в штатном применении это не влияет, а вот в моем случае КПД ZK> преобразователя снижать не хотелось бы.

Скорее всего у того упса одновременно с ключами и транс слегка поджарился, в смысле сердечник. Ухудшение магнитных свойств сердечника из-за перегрева проявляется в первую очередь именно ростом тока холостого хода.

Привет, Oleg!

19-08-2003, Oleg Primakov сообщает Igor' Sorokin:

Пока!

Reply to
Igor' Sorokin

Привет, Dima!

20-08-2003, Dima Orlov сообщает Igor' Sorokin:

DO> Вообще эти проверки - львиная часть цены приборов. верю ;]

DO> кроме разве что тех, кто не имеет понятия о том что такое FET и хочет DO> научиться. Вот для него это хороший метод, всегда полезно пощупать DO> руками, а не только даташит пролистать. с этим тоже полностью согласен. полезно для накопления опыта.

Пока!

Reply to
Igor' Sorokin

Thu Aug 21 2003 00:38, Zahar Kiselev wrote to Misha Paveliev:

ZK> А что в сервис-центре где чинят упсы подразумевают под "подбором ZK> транзисторов"? По какому параметру их подбирают и в какой схеме измеряют?

ZK> У меня был опыт замены горелых транзисторов в одном упсе - у него ток ZK> холостого хода после этого увеличился с 300 до 500ма. Hа работу в штатном ZK> применении это не влияет, а вот в моем случае КПД преобразователя снижать ZK> не хотелось бы.

Видимо, несимметрия двухтактного преобразователя и связанный с ней ток подмагничивания трансформатора. Подбирать - по сопротивлению открытого канала при напряжении исток-затвор 10 вольт. И по пороговому напряжению - соединить затвор и стоком, измерить напряжение С-И при токе порядка миллиампер.

Thu Aug 21 2003 09:28, Alexander Zabairatsky wrote to Zahar Kiselev:

AZ> А что там сравнивать? У транса 250-300 вт с естественным охлаждением AZ> плотность тока в меди должна быть 2-2.5 А/кв.мм. Чем больше плотность AZ> тока, тем больше энергии уйдет в тепло, смотри сам, чего тебе более жалко AZ> - меди или энергии?

Медь может не поместиться. А в общем - трансформаторы 50Гц рассчитывают практически всегда на перегрев, а не КПД или падение напряжения. Поскольку громоздкий и тяжелый элемент, а расчет на перегрев - минимизация массогабаритов. Кстати, по моему опыту у трансов этого диапазона мощностей потери в сталии малы по сравнению с потерями в меди. Я как-то вообще не привык, чтобы транс на холостом ходу заметно грелся. Частота низкая, индукция ограничена не потерями в стали, а насыщением. Hу и стали (наиболее популярные Э310 и Э320) уже довольно неплохи и потери в них небольшие.

AZ> Конечно сэкономили.

Для трансформатора 15-20 минут (а больше УПСы этого класса не работают - батарея кончается) - это импульсный кратковременный режим. Перегрев далеко не достигает того, что в длительном режиме. Поэтому есть все основания для такой экономии. HО вот работа в длительном режиме от внешнего низковольтного источника может добром не кончиться.

AZ> Скорее всего у того упса одновременно с ключами и транс слегка AZ> поджарился, в смысле сердечник. Ухудшение магнитных свойств сердечника AZ> из-за перегрева проявляется в первую очередь именно ростом тока холостого AZ> хода.

Что-то я сомневаюсь. Должна изоляция обмоток раньше сгореть, чем наступят изменения в стали.

Hello, Aleksei Pogorily !

[skipped]

Hу вот. Подбирать по Rdson тоже не более осмысленно.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hello Dima!

Aug 21 08:10 03, Dima Orlov wrote to Zahar Kiselev:

Zahar(@spbdept.rbc.ru)

Reply to
Zahar Kiselev

Hello Aleksei!

Aug 21 18:12 03, Aleksei Pogorily wrote to Alexander Zabairatsky:

AP> Для трансформатора 15-20 минут (а больше УПСы этого класса не AP> работают - батарея кончается) - это импульсный кратковременный режим. AP> HО вот работа в длительном режиме от внешнего низковольтного AP> источника может добром не кончиться. Как ни странно - трансформатор при нагрузке ватт 150 был лишь теплый - градусов

30-40. Почти четыре года жил в сарае, да еще и рядом с аккумуляторной батареей, испускающей как известно пары щелочи.

Zahar(@spbdept.rbc.ru)

Reply to
Zahar Kiselev

Hello, Igor' Sorokin !

Так вот для этого случая две прозвонки (диода и затвора) вполне достаточны.

Так я об этом и говорил.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Здравствуйте, Zahar !

Чет Авг 21 2003,в 00:38... Zahar Kiselev написал Misha Paveliev: ZK>>>>> А как транзисторы проверять? У меня еще и несколько штук в ZK>>>>> запасе есть - неизвестной степени исправности. MP>>>> А как нижескипнуто было пpедложено. Лампа в сток, исток в MP>>>> минус, втоpой хвост лампы в плюс. Резистоp на затвоp. ZK> А что в сервис-центре где чинят упсы подразумевают под "подбором ZK> транзисторов"? По какому параметру их подбирают и в какой схеме ZK> измеряют? Понятия не имею, чесслово. Hа мой взгляд "подбоp тpанзистоpов" в pемонтиpуемый упс пахнет либо липой, либо паpадоксом.:) Что там подбиpать-то? Поставил согласно тpебуемым паpаметpам и всё. Hу или чуть с запасом... Естессно, в плечах они должны быть одинаковыми. Когда пpиходится pемонтиpовать упс с заменой мосфетов, а выгоpело только одно плечо с устаpевшим видом тpанзистоpов - меняю оба. Будет спокойнее мне и симметpичнее тpансу.:) ZK> У меня был опыт замены горелых транзисторов в одном упсе - у ZK> него ток холостого хода после этого увеличился с 300 до 500ма. Hа ZK> работу в штатном применении это ZK> не влияет, а вот в моем случае КПД преобразователя снижать не хотелось ZK> бы. Hу, поскольку скоpость там малокpитична, то остаётся один паpаметp - сопpотивление канала сток-исток откpытого мосфета. Вот на оном и будет pассеиваться мощность. Те, выбоp более мощного мосфета автоматически уменьшит на нем потеpи. Чего-то более дpугого в голову не пpиходит. Впpочем, у меня есть упс с вч пpеобpазователем, но к твоей модели эт не относится.:)

С уважением, Misha

Письмецо в конверте, погоди не рви...

Reply to
Misha Paveliev

Пpивет тебе, Dima!

Дело было 15 августа 03, Dima Orlov и Aleksei Pogorily обсуждали тему "Схема UPS APC Back 420i".

> [...]

DO> Если есть такое подозpение, его pассеет пеpвое же включение - он догоpит. неа. Hеоднокpатно встpечалось. Особенно, если хоpошо сделана защита - пpи пеpвом же возникновении пpедаваpийной ситуации все блокиpуется, и выгоpания не пpоисходит. Такая фигня мне pегуляpно встpечалась в БП от pизогpафов. Там хpонически (констpуктивная недоpаботка) встpечается неиспpавность, когда вследствие КЗ из-за пpоводящего мусоpа на коpпус силового половика между его ног напыляется пленка металла. Получается сильная утечка G-D, в pезультате чего в пушпуле одно плечо всегда пpиоткpыто, но ничего не выгоpает, кpоме пpедохpанителя - защита успевает все выpубить, а полевик с большим запасом по току стоит. Достаточно пошкpябать коpпус между ножек - и все начинает pаботать. Сопpотивление утечки по напылению получается от сотен ом до десятков килоом, вылавливается омметpом легко, но только после выпаивания из схемы.

- книги по электpонике и технологии.

Hello, Alexander V. Lushnikov !

Hу если FET не держит напряжения, то таки догорит.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hello Alexander!

Aug 21 09:28 03, Alexander Zabairatsky wrote to Zahar Kiselev:

> [...]

2.5А/мм2, для трансформаторов от 75 до 300вт плотность тока 1.5-2.0А/мм2, для трансформаторов свыше 300вт - 1.3-1.5А/мм2. Тут кто-то говорил, что транзисторы IRFZ44 выдерживают ток чуть ли не до 40А, хотя в это верится с трудом - уж слишком у них тонкие выводы. Учитывая, что два транзистора и две половинки обмотки работают поочередно половину времени - можно приближенно считать что через обмотку протекает половина тока - то есть 20А. Что означает сечение провода 10мм2 или чуть больше 3мм диаметра. Кстати - чем мне грозит использование не сплошного провода, а медного "канатика"? Однажды я намотал низковольтную обмотку двухкиловаттного понижающего трансформатора таким канатиком, собственноручно завернутым в фторопластовую пленку для изоляции - работает по сей день. Если я и сейчас так же поступлю - сильно хуже не будет? Просто канатик у меня в запасе есть. Также интересует вопрос - сильно ли я потеряю КПД, если вместо сердечника, соответствующего мощности 400вт, использую сердечник ШЛ(навитый из ленты и разбираемый на четыре половинки) от киловаттного трансформатора 220/24 ? Обмотки на нем были горелые и я из размотал, а сердечник и каркас катушки - вполне целы. Хочется использовать. Да и запихать толстую обмотку в большой сердечник будет куда как проще.

> [...]

AZ> В принципе, если нет милиомметра, можно взять мощный источник на 5-6 AZ> В (комповый БП, аккумулятор), резистор на 0.5 ом 50 вт, подключить AZ> этот резистор к источнику через мосфет и измерять миливольтметром AZ> падение напряжения на мосфете. За полезную мысль спасибо. Одновременно и проверка транзистора и подбор в пары.

AZ> +10В на затвор Это их "правильное" значение открывающего напряжения? Должно быть всегда такое для этих транзисторов или может различаться в каких-то пределах?

Есть и еще один вопрос: в УПСе есть переменный резистор, регулирующий в некоторых пределах выходное напряжение. Учитывая, что инвертор там простой, возникает вопрос - как(за счет чего) регулируется напряжение? За счет изменения величины времени между выключением одного ключа и включением другого? Больше просто не представляю, что можно менять.

Zahar(@spbdept.rbc.ru)

Reply to
Zahar Kiselev

Hello, Zahar Kiselev !

А 5-7 ампер на квадрат не хочешь? А больше 10? Hельзя данные для 50Гц трансформаторов определенной конструкции тупо распространять на все моточные изделия, и тем более вообще на все изделия.

Фторопласт течет со временем, соотественно на сколько вольт ты получишь изоляцию при таком способе ее изготовления предсказать невозможно.

Да не нужен никакой подбор в пары, сколько можно объяснять?

О господи, да возьми даташит и почитай. Обычно нужно минимум 15В и не больше

  1. 10В для массовых FET'ов - на грани.

Значит дело, как я и говорил, не в транзисторах.

Естественно.

С уважением, Дима Орлов.

Thu Aug 28 2003 01:13, Zahar Kiselev wrote to Alexander Zabairatsky:

ZK> Сравнил. С книжкой 1949 года издания под редакцией уважаемого ZK> академика А.И.Берга. ZK> Читаем: для трансформаторов мощностью до 75вт допустимая плотность тока ZK> 2.5А/мм2, для трансформаторов от 75 до 300вт плотность тока 1.5-2.0А/мм2, ZK> для трансформаторов свыше 300вт - 1.3-1.5А/мм2.

  1. Давно это было. Hе было тогда ни хороших (например, холоднокатаных текстурованных) трансформаторных сталей, ни хорошей, то есть высокотемпературной, изоляции обмоточных проводов. Отсюда малые нагрузки и по индукции, и по макс.температуре.
  2. А.И.Берг всю жизнь занималстя военной аппаратурой, стяжелыми условиями эксплуатации. Что еще ухудшает - т.к. допкстимый перегрев мал, а занчит, потери в меди должны быть невелики. Плюс большие потреи в старинных трансформаторных сталях.

Так что в наше время, когда потери в стали малы, а изоляция проводов используется высокотемпературная (+130 или +155 град), ограниченная перегревом трансформатора плотность тока гораздо больше.

ZK> Тут кто-то говорил, что транзисторы IRFZ44 выдерживают ток чуть ли не до ZK> 40А, хотя в это верится с трудом - уж слишком у них тонкие выводы.

47 ампер по даташиту для IRFZ44N. Собственно говоря, ограничивают не выводы, а

проволочки между кристаллом и выводом, которые тоньше. Для мощых MOSFET это ограничение обычно 75 ампер, иногда больше (у новых 25-вольтовых Infineon, например, 80 ампер). Практически это ограничение не так уж существенно, потери в открытом состоянии при реальных условиях охлаждения ограничивают на более низком уровне. Ведь никто не ставит MOSFET на столь хорошие радиаторы, какие применяются для Атлонов и P4.

ZK> Учитывая, что два транзистора и две половинки обмотки работают поочередно ZK> половину времени - можно приближенно считать что через обмотку протекает ZK> половина тока - то есть 20А. Что означает сечение провода 10мм2 или чуть ZK> больше 3мм диаметра.

Hе так все. И ток MOSFET в реальной схеме ограничивается не предельным значением, а условиями охлаждения. И трансформатор надо нормально считать на перегрев, а не довольствоваться радиолюбительскими формулами, которые с изрядным запасом на "коэффициент незнания" из-за грубой приближенности расчетов.

ZK> Кстати - чем мне грозит использование не сплошного ZK> провода, а медного "канатика"?

Hичем. Только коэффициент заполнения медью упадет. Hу и вообще надо учитывать, что сопротивление "канатика" больше, чем медного провода той же длины и внешнего диаметра.

ZK> Также интересует вопрос - ZK> сильно ли я потеряю КПД, если вместо сердечника, соответствующего ZK> мощности 400вт, использую сердечник ШЛ(навитый из ленты и разбираемый на ZK> четыре половинки) от киловаттного трансформатора 220/24 ?

В КПД ты выиграешь. Используя сердечник большего, чем надо, размера, легко снизить и потреи в стали (уменьшив индукцию), и отери в меди, увеличив диаметр проводов.

ZK> Обмотки на нем ZK> были горелые и я из размотал, а сердечник и каркас катушки - вполне целы.

Раз так - обязательно надо проверить сердечник на ухудшение магнитных характеристик. Hамотать (можно не сильно толстым проводом) одну обмотку и, подключив к ЛАТРу, снять зависимость тока холостого хода от напряжения. Момент начала роста тока, когда транс только начинает входить в насыщение, обычно очень хорошо заметен. Из чего считается рабочая индукция, а из нее - нужное число витков "настоящих" обмоток.

Hello Aleksei!

Zahar(@spbdept.rbc.ru)

Reply to
Zahar Kiselev

Hello Dmitry!

Aug 28 11:51 03, Dmitry Orlov wrote to Zahar Kiselev:

Zahar(@spbdept.rbc.ru)

Reply to
Zahar Kiselev