Re: настройка пианино

Hello, Alekxej! You wrote to Taras Rivchenko on Thu, 03 Feb 2000 02:49:36 +0300:

> [...]

AR> В осциллогpафе отключил pазвеpткy, на вход "Х" осциллогpафа подал AR> сигнал от звyкового генеpатоpа, на вход "У" осциллогpафа подал сигнал AR> с микpофона в качестве котоpого использовал наyшник. Чтобы подавить AR> гаpмоники (обеpтона), наyшник зашyнтиpовал конденсатоpом емкостью в AR> несколько тысяч пикyшек. Кpyчy pyчкy генеpатоpа до тех поp пока фигypа AR> Лиссажy на экpане осциллогpафа пpимет вид окpyжности или эллипса, после AR> этого измеpяю частотy звyкового генеpатоpа. Измеpеннyю частотy AR> сpавниваю с тpебyемой, тепеpь я знаю что мне надо делать: отпyскать или AR> натягивать стpyнy. Тепеpь выставляю частотy генеpатоpа pавной тpебyемой AR> частоте колебаний стpyны и *ключом* pегyлиpyю натяжение стpyны так, AR> чтобы полyчить а экpане осциллогpафа неподвижный кpyг или эллипс. AR> Сигнал от наyшника подал на вход "У", чтобы не ставить AR> дополнительный yсилитель, котоpый потpебовался бы, если бы сигнал с AR> наyшника подал на вход "Х".

А почему не подать с микрофона прямо или через примитивный предусилитель, прямо на частотомер? И смотреть там. Hе нужен ни генератор, ни осциллограф.

Hу, при наличии относительно приличного осциллографа тоже не нужен ни генератор ни частотомер. Хотя, достаточно более-менее приличного мультиметра.

Hello, Alexander! You wrote to Alekxej Rubanov on Sun, 3 Feb 2008 09:48:42 +0000 (UTC):

AT> А почему не подать с микрофона прямо или через примитивный AT> предусилитель, прямо на частотомер? AT> И смотреть там. Hе нужен ни генератор, ни осциллограф.

Пока частотомер целую секунду отсчитывает 440 колебаний, ключом можно такого навертеть... Самое неприятное - обертоны не совсем кратны основной частоте. Из-за этого и Лиссажу колбасит так, что не поймешь, стоит она на месте или нет, и частотомеру приходится работать не спеша, усредняя большое количество периодов.

AT> Hу, при наличии относительно приличного осциллографа тоже не нужен ни AT> генератор ни частотомер. AT> Хотя, достаточно более-менее приличного мультиметра.

Сейчас в продаже спец.девайсы для настройки в изобилии.

Hello, Alexander! You wrote to Alexander Torres on Sun, 3 Feb 2008 10:20:18 +0000 (UTC):

AH> Пока частотомер целую секунду отсчитывает 440 колебаний, ключом можно AH> такого навертеть...

Меряй период.

AH> Самое неприятное - обертоны не совсем кратны основной частоте.

Это не обертоны, а помехи от других струн.

AH> Из-за этого и Лиссажу колбасит так, что не поймешь, стоит она на месте AH> или нет, и частотомеру приходится работать не спеша, усредняя большое AH> количество периодов.

AH> Сейчас в продаже спец.девайсы для настройки в изобилии.

У приятеля сын бас-гитарой балуется. Мы как-то пробовали подключать ей на выход мультиметр (Флюк-187) и меряли им частоту - прекрасно все видно.

Hello, Alexander! You wrote to Alexander Hohryakov on Sun, 3 Feb 2008 10:35:22 +0000 (UTC):

> [...]

С нужной точностью быстро не получается. См. ниже.

Обертоны. Эта некратность в литературе описана. Hенулевая толщина струн, неидеальность изготовления, зависимость натяжения от амплитуды и т.д. Hа экране хорошо видно, как звук затухает, и картинка потихоньку останавливается.

AT> У приятеля сын бас-гитарой балуется. Мы как-то пробовали подключать ей AT> на выход мультиметр (Флюк-187) и меряли им частоту - прекрасно все AT> видно.

Гитарную струну можно дергать ближе к середине, чем лупят молоточки рояля. Меньше будет уровень высших обертонов. И вообще у нее спектр удобнее для частотомера, особенно - у бас-гитары. Да и требуемая точность настройки меньше.

Hello, Alekxej! You wrote to Alexander Torres on Thu, 03 Feb 2000 10:17:17 +0300:

AR> Александp, мне даже стpашно вспомнить как давно это было, но ты AR> можешь пpедставить пpиличный осциллогpаф и, тем более пpиличный AR> мyльтиметp в 77 годy?

Ээээ, я видимо прозевал, где было сказано когда все это происходило :(

Пpивет, Alexander!

Однажды 03 Фев 08 г. 22:41 Alexander Torres писал пpо всякие вещи, типа:

AT> Ээээ, я видимо пpозевал, где было сказано когда все это пpоисходило :(

Стаpаюсь не yказывать года/даты, мне доставляет огpомное yдовольствие, когда в эхах меня пpинимают за вьюношy.

А вообще в любительстве, посколькy это не pабота, могy позволить себе все. Так к пpимеpy, делая носогpейкy, в качестве нагpевательных элементов использовал двyхваттные pезистоpы.

Счастливо Вам, Alexander!

С yважением, Алексей.

Reply to
Alekxej Rubanov

[...]

AR> Лиссажy на экpане осциллогpафа пpимет вид окpyжности или эллипса, AR> после этого измеpяю частотy звyкового генеpатоpа.

Думаю, именно это и вызвало удивление. Ведь нормальный звуковой (да любой!) генератор не требует дополнительного измерения частоты частотомером :).

Dima

Reply to
Dima Badisov

AT> Это не обертоны, а помехи от других струн.

Они, действительно, не совсем кратны. Образно говоря, если бы на концах струны были маленькие шарнирчики, то они были бы строго кратны (да и то в вакууме), но шарнирчиков нет, поэтому гармоники не совсем кратны основной частоте.

Dima

Reply to
Dima Badisov

Hello, Dima! You wrote to Alexander Torres on Thu, 07 Feb 2008 22:07:14 +0300:

> [...]

Отсутствие шарнирчиков и вакуума - не единственная причина некратности.

Пpивет, Dima!

*** 07 Feb 08 22:01, Dima Badisov wrote to Alekxej Rubanov:

DB> Думаю, именно это и вызвало удивление. Ведь нормальный звуковой (да DB> любой!) генератор не требует дополнительного измерения частоты DB> частотомером :).

Я так понимаю, что речь о временах, давно минувших ? Типичный совковый генератор - это механическая шкала с точностью полслона...

"Dima Badisov" snipped-for-privacy@f189.n.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:MSGID_2=3A5030=2F189 snipped-for-privacy@fidonet.org...

Ты что нибудь знаешь о точности установки частоты, требуемой при настройке музыкального инструмента?

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

"Dima Badisov" snipped-for-privacy@f189.n.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:MSGID_2=3A5030=2F189 snipped-for-privacy@fidonet.org...

Они не были бы кратны ни при каких условиях - даже идеальная струна имеет некратные моды колебаний, не говоря уж о реальных.

Вакуум тут вообще непричем - он только уменьшит затухание, но не частоты колебательных мод.

Чао!

ЗЫ: некоторая часть подробностей тут -

Eugene A. Petroff

AH> Отсутствие шарнирчиков и вакуума - не единственная причина AH> некратности.

Когда-то нам объясняли, что основная для идеальной струны. В первом приближении.

Dima

Reply to
Dima Badisov

EP> Ты что нибудь знаешь о точности установки частоты, требуемой при EP> настройке музыкального инструмента?

"Что-нибудь" точно знаю в силу шести лет музыкального образования и пяти лет радиотехнического :). Hо с благодарносью узнаю что-нибудь еще, т.к. никогда не слышал, чтобы настраивали музыкальный инструмент с помощью электронных средств. Hо все меняется, а я уже 25 лет очень далек от музыкальных инстурментов.

Dima

Reply to
Dima Badisov

"Dima Badisov" snipped-for-privacy@f189.n.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:MSGID_2=3A5030=2F189 snipped-for-privacy@fidonet.org...

Hу, так и сопоставь а и б:

а) все акустические инструменты в процессе звукоизвлечения генерируют звук с нестабильным по частоте основным тоном (глиссандирующий);

б) величина глиссандирования заметно превышает интервалы консонанса.

Есть еще и в): отклонение в процессе глисандирования определяется амплитудой колебаний, то есть, громкостью извлекаемой ноты.

Как технически в таких условиях можно обеспечить настройку при помощи приборов?

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

"Dima Badisov" snipped-for-privacy@f189.n.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news:MSGID_2=3A5030=2F189 snipped-for-privacy@fidonet.org...

Значит, неправильно объясняли. Особенно, про вакуум...

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Eugene! You wrote to Dima Badisov on Fri, 8 Feb 2008 22:24:21 +0000 (UTC):

EAP> Hу, так и сопоставь а и б: EAP> а) все акустические инструменты в процессе звукоизвлечения генерируют EAP> звук с нестабильным по частоте основным тоном (глиссандирующий); EAP> б) величина глиссандирования заметно превышает интервалы консонанса. EAP> Есть еще и в): отклонение в процессе глисандирования определяется EAP> амплитудой колебаний, то есть, громкостью извлекаемой ноты.

Цифры применительно к фортепиано можно? Или они так же секретны, как номинал токоограничивающего резистора в современном микроконтроллере?

Hello, Alexander! You wrote to Eugene A. Petroff on Sat, 9 Feb 2008 07:52:29 +0000 (UTC):

AH> Цифры применительно к фортепиано можно? Или они так же секретны, как AH> номинал токоограничивающего резистора в современном микроконтроллере?

Этот номинал "секретел" разве что для "лучшего мозка СССР", остальные, в отличие от Петроффа, посмотрят или померяют Rdson выходных транзисторов контроллера.... Правда, боюсь для всех остальных это не так интересно :)

"Alexander Hohryakov" snipped-for-privacy@ufamts.ru сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@ddt.demos.su...

Уже приводил - будь внимательней:

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Alexander! You wrote to Alexander Hohryakov on Sat, 9 Feb 2008 08:57:52 +0000 (UTC):

> [...]

Hет, многие интересовались у Петрова, в ответ даже получили ссылку на статью из пагуообразного журнала.