Повысить частоту?

Hi, All!

Хочется сделать БП компа бесшумным. Слышится высокочастотный писк - как я понимаю пищит трансформатор дежурки.

Подскажите, что можно сделать? Проклеить или как-то поднять частоту?

Reply to
Maxim Diakonov

Hello Maxim!

MD> Хочется сделать БП компа бесшумным. Слышится высокочастотный писк - MD> как я понимаю пищит трансформатор дежурки.

сменить повермастера на повермана от fsp

MD> Подскажите, что можно сделать? Проклеить или как-то поднять частоту?

отключить дежурку совсем, гавнется скоро

[Team OS/2][Team ЕДСМО]

Hi, Sasha Shost snipped-for-privacy@f11.n.z2.fidonet.org>,

SS> сменить повермастера на повермана от fsp

Э-э, вас ист дас? Объясни, плз, вдруг это совет дельный?

SS> отключить дежурку совсем, гавнется скоро

Интересно. А как тогда включать? Обычной кнопкой коротить зеленый провод с черным? Можно, конечно, но отключаться сам уже не сможет. Функциональность теряется.

Reply to
Maxim Diakonov

Hello Maxim!

бп сменить на нормальный

ты что - ат бп не видел? кнопа сетевая разрывает 220в какие проблемы ее нажать после работы?

MD> но отключаться сам уже не сможет. MD> Функциональность теряется.

когда твой бп выжгет маму+винт+озу+видео+сдром, вот тогда функциональность потеряется

типово-китайский бп с убранной дежуркой намного менее подвержен к выносу всего и вся, умирая просто отгнивает и все а с дежуркой умирая - выдает 20в вместо +5 и под 40 вместо +12

вот свисты с дежурки - хороший такой симптом приближения к этому...

[Team OS/2][Team ЕДСМО]

Hi, Sasha Shost snipped-for-privacy@f11.n.z2.fidonet.org>,

SS> бп сменить на нормальный SS>>> отключить дежурку совсем, гавнется скоро

Извини, Саша, но мне бы хотелось решить задачу в моей постановке. Можно ли что-то сделать со схемой дежурки, чтобы не пищала, но работала?

2Алл: Проанализируйте, плз, кто-нибудь, варианты решения, что пришли мне в голову: проклеить трансформатор (ведь это он пищит?) или изменить частоту, на которой работает дежурка. Там вообще есть часторозадающая цепь?

> [...]

Hello Maxim!

MD> Можно ли что-то сделать со схемой дежурки, чтобы не пищала, но MD> работала?

наконец то открыть бп, срисовать схему дежурки по деталям и дорожкам ужастнутся от увиденного удалить эту дежурку

далее - перевести бп на бездежурное пит - простой вариант собрать свою дежурку (+5стенбай на 2а и 16-18в для микросхемы шим, см пдф на нее для уточнения режима) - сложный вариант

если у человека гангрена, таблетка от поноса ему не поможет (проклейка того транса, как ты хочешь), резать надо...

Hello Maxim!

16 Jun 04 13:40, you wrote to Sasha Shost:

MD> 2Алл: Проанализируйте, плз, кто-нибудь, варианты решения, что пришли MD> мне в голову: проклеить трансформатор (ведь это он пищит?)

Да, он. Пищит, потому что паршиво пропитаны обмотки и/или так же плохо проклеен сердечник. Hо сделать с этим без полной разборки (в сущности, изготовления трансформатора заново) практически ничего нельзя.

MD> или изменить частоту, на которой работает дежурка.

Дежурка работает на частоте, которую ты в любом случае услышать не можешь -

40..60кГц. И кстати говоря, попытка изменить ее повлечет за собой пересчет всей схемы.

Трансформатор пищит на частотах собственного механического резонанса составляющих его деталей (половинок сердечника и обмоток), которые никак не связаны с рабочей частотой преобразователя. У Power Integrations этому вопросу отдельный документ посвящен, AN-24 "Audio Noise Suppression Techniques". Можешь ради просвещения почитать.

И вообще, проблемы у дешевых БП ATX связаны отнюдь не с частотой дежурки, а с тем, что при их разработке экономили на всем, без чего БП еще запускается и как-то работает. Малой кровью из этого дерьма конфетку не сделаешь, придется менять всю начинку полностью.

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Здравствуйте, Sasha !

Сpд Июн 16 2004,в 15:40... Sasha Shost написал Maxim Diakonov: MD>> Можно ли что-то сделать со схемой дежурки, чтобы не пищала, но MD>> работала? SS> наконец то открыть бп, срисовать схему дежурки по деталям и дорожкам SS> ужастнутся от увиденного SS> удалить эту дежурку [укоцано] Может для начала стоит попpобовать паpню электpолит поменять? Радикальные сpедства хоpоши когда "Изя всё".:)

С уважением, Misha

Письмецо в конверте, погоди не рви...

Reply to
Misha Paveliev

Привет, Maxim!

Как-то Maxim (2:5052/27) написал Sasha Shostу 16.06.32 в 13:40

MD> Извини, Саша, но мне бы хотелось решить задачу в моей постановке. MD> Можно ли что-то сделать со схемой дежурки, чтобы не пищала, но работала?

MD> 2Алл: Проанализируйте, плз, кто-нибудь, варианты решения, что пришли MD> мне в голову: проклеить трансформатор (ведь это он пищит?) или изменить MD> частоту, на которой работает дежурка. Там вообще есть часторозадающая MD> цепь?

пищит транс, потому что в дежурке нагрузка маленькая, и преобразователь работате с пропуском импульсов. так что как частоту не меняй - шипеть он не перестанет. попробуй его слегка нугрузить. емкости, надеюсь, все проверил?

Dima Lyzhin

Reply to
Dima Lyzhin

Wed Jun 16 2004 21:23, Serge Polubarjev wrote to Maxim Diakonov:

SP> Да, он. Пищит, потому что паршиво пропитаны обмотки и/или так же плохо SP> проклеен сердечник. Hо сделать с этим без полной разборки (в сущности, SP> изготовления трансформатора заново) практически ничего нельзя.

SP> Дежурка работает на частоте, которую ты в любом случае услышать не можешь SP> - 40..60кГц. И кстати говоря, попытка изменить ее повлечет за собой SP> пересчет всей схемы.

Hет, не так. Судя по сказанному в AN2 (Power Integrations), а также в даташите на TNY264/266-268 TinySwitch-II Family - проблему создают имеено электрические колебания в звуковом диапазоне. === An innovative design minimizes audio frequency components in the simple ON/OFF control scheme to practically eliminate audible noise with standard taped/varnished transformer construction. === (это из вышеупомянутого даташита)

SP> Трансформатор пищит на частотах собственного механического резонанса SP> составляющих его деталей (половинок сердечника и обмоток), которые никак SP> не связаны с рабочей частотой преобразователя. У Power Integrations этому SP> вопросу отдельный документ посвящен, AN-24 "Audio Noise Suppression SP> Techniques". Можешь ради просвещения почитать.

Я его, знаешь ли, читал. Собственно, вся борьба с звучанием основана на двух вещах:

  1. Частьота работы в ультразвуковом диапазоне и никаких биений, субгармоник и т.п. на звуковых частотах, в особенности частотах механического резонанса.
  2. (Если п.1 не обеспечивается) Прочная конструкция трансформатора, склейка, пропитка и т.д. Причем для надежности и долговечности выполнение п.2 важно само по себе - хотя ультразвук и не слышен, колебания, пусть слабые, оказывают разрушающее действие. ТО есть их давить прочностью конструкции полезно само по себе.

А проблема у, в частности, TinySwitch - в том, что они работают на пропуске тактов, а не ШИМ. То есть частота при пониженной нагрузке может сильно падать. Это, хотя и способствует росту КПД при малой нагрузке, приводит к шумам в звуковом диапазоне. Другие схемы дежурки также могут обладать этим свойством - либо переходить на низкую частоту. либо давать биения или HЧ составляющую.

SP> И вообще, проблемы у дешевых БП ATX связаны отнюдь не с частотой дежурки, SP> а с тем, что при их разработке экономили на всем, без чего БП еще SP> запускается и как-то работает. Малой кровью из этого дерьма конфетку не SP> сделаешь, придется менять всю начинку полностью.

Hу это конечно. Как с тем верблюдом, который на вопрос, почему у него шея кривая, ответил "А ты что, увидел у меня что-то прямое?"

Хотя мерзкое свойство отказа именно дежурки, приводящего к завышению выходных напряжений основного БП с вытекающими печальными последствиями, дешевым БП свойственно.

Thu Jun 17 2004 00:32, Misha Paveliev wrote to Sasha Shost:

MP> [укоцано] MP> Может для начала стоит попpобовать паpню электpолит поменять? Радикальные MP> сpедства хоpоши когда "Изя всё".:)

Если бы у нас были широко доступны LowESR конденсаторы приличных фирм ... А произвольный (общего назначения, хз какой фирмы) конденсатор того же номинала

- шило на мыло менять.

Hello Aleksei!

17 Jun 04 14:37, you wrote to me:

AP> Собственно, вся борьба с звучанием основана на двух вещах: AP> 1. Частьота работы в ультразвуковом диапазоне и никаких биений, AP> субгармоник и т.п. на звуковых частотах, в особенности частотах AP> механического резонанса. 2. (Если п.1 не обеспечивается) Прочная AP> конструкция трансформатора, склейка, пропитка и т.д.

Угу. А теперь рассмотрим не проблему акустических шумов вообще, а конкретный случай - дежурку дешевого БП.

При ее разборке обычно обнаруживается трансформатор с зазором по средней ноге. Причем очень большим (по сравнению с типичными для источников на TOP/Tiny размерами) зазором - от 1 до 2.5-3 мм. При этом еще и феррит зачастую "длинноногий", но с малым сечением ног (EEL16 или EEL19).

Хорошо проклеить такой трансформатор - проблема отнюдь не простая. Hе случайно используемые в них компаунды довольно пластичны даже при комнатной температуре. Жесткий компаунд там использовать рискованно, из-за разницы в коэффициентах теплового расширения сердечник может просто порвать при нагреве. "Glass bead gapping" мне не встречался даже в самых крутых и дорогих писюковых БП.

Вдобавок к этому, технология проклейки этих трансформаторов отличается от той, что описана в AN-24. Вместо нанесения дозированного количества компаунда на места склейки здесь применяется метод "чем пропитываем, тем и проклеиваем". То есть клей наносится только на внешние ноги, а внутренняя нога проклеивается в процессе пропитки. Результат зависит от того, сколько пропиточного лака затечет в зазор. А с воспроизводимостью результата все достаточно плохо - разобрав с десяток образцов, приходишь к мнению, что используется самый примитивный способ пропитки, погружением в лак, даже без вакуумирования (воздушные пузыри на треть обмотки - обычное явление). Hеудивительно, что добрая четверть таких БП "чирикает" прямо от рождения.

AP> Причем для надежности и долговечности выполнение п.2 важно само по AP> себе

В этом сомнений нет, и быть не должно...

AP> А проблема у, в частности, TinySwitch - в том, что они работают на AP> пропуске тактов, а не ШИМ.

Hу, TOPswitch-II работают на ШИМ и не умеют пропускать циклы (этому научились только Top-FX и Top-GX) - однако и в паре с ними халтурно изготовленные трансформаторы свистят, как соловьи.

Впрочем, типовая схема дежурки в дешевых БП работает с пропуском импульсов. Так что, учитывая все вышесказанное, ждать от нее бесшумности не следует ;-)

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Здравствуйте, snipped-for-privacy@nm.ru !

Чет Июн 17 2004,в 14:53... Aleksei Pogorily написал Misha Paveliev: SS>>> наконец то открыть бп, срисовать схему дежурки по деталям и SS>>> дорожкам ужастнутся от увиденного удалить эту дежурку MP>> [укоцано] MP>> Может для начала стоит попpобовать паpню электpолит поменять? MP>> Радикальные сpедства хоpоши когда "Изя всё".:) AP> Если бы у нас были широко доступны LowESR конденсаторы приличных фирм AP> ... А произвольный (общего назначения, хз какой фирмы) конденсатор AP> того же номинала - шило на мыло менять. Hет. Речь о том свисте, что появляется в некотоpых дежуpках пpи высыхании электpолита. В этом случае замена не только желательна, а жизненно необходима, потому как завышенное напpяжение питания 494-й, 7500 и иже с ними, может пpивести к сбою, в pезультате котоpого блок выплюнет настолько завышенные напpяжения, что от машины только коpпус останется. Посему уже неважно насколько хоpош электpолит на замену, лишь бы жил. Разумеется, что по возможности надо пpименить и 105-ти гpадусный, и с малым есp... Вот тут ты пpав, нет хоpоших электpолитов обычно...

С уважением, Misha

Письмецо в конверте, погоди не рви...

Reply to
Misha Paveliev

Hi, Dima Lyzhin snipped-for-privacy@p4.f.n5052.z2.fidonet.org>,

Интересная мысль, спасибо, попробую. А какой ток вынудит дежурку не пропускать такты? Наверное стоит померять на работающем и выключенном компе :-)

DL> пищит транс, потому что в дежурке нагрузка маленькая, и преобразователь DL> работате с пропуском импульсов. так что как частоту не меняй - шипеть он не DL> перестанет. DL> попробуй его слегка нугрузить. емкости, надеюсь, все проверил?

Reply to
Maxim Diakonov

Fri Jun 18 2004 05:29, Misha Paveliev wrote to snipped-for-privacy@nm.ru:

MP> Hет. Речь о том свисте, что появляется в некотоpых дежуpках пpи высыхании MP> электpолита.

Hу это другое. Замена неисправной детали. Hо для начала следовало бы ESR этого конденсатора померять. Благо устройство для этого делается быстро и легко. И менять если ESR не в норме.

Привет, Maxim!

Как-то Maxim (2:5052/27) написал Dima Lyzhinу 18.06.32 в 13:55

MD> Интересная мысль, спасибо, попробую. А какой ток вынудит дежурку не MD> пропускать такты? незнаю, пробуй. MD> Hаверное стоит померять на работающем и выключенном компе :-) не переусердствуй ;)

Dima Lyzhin

Reply to
Dima Lyzhin