Поль МкКартни

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 18:50:48 +0400:

MB> Вспомни-ка, что было этак тринадцать лет назад. Вот как раз MB> обсуждали тогда прибор для настройки пианино, только участвовал не MB> Александр Хохряков, а его сын. Hе ты ли тогда и сказал: а чем MB> картинка синусоиды на осциллографе не фигура Лиссажу? (Hу или что-то MB> подобное.)

Веришь ли, я и сейчас чуть было тоже самое не сказал... Собственно, кроме гашения обратного хода - она и есть.

MB> В-общем, идея не нова. Я такой вариант (нагрев транзистором) тоже

Тогда относительно нова была, мощные транзисторы в удобных для этого корпусах только-только стали доступны.

MB> рассматривал, правда, до реализации не дошло - оказалось удобнее MB> заказать печечку из нихрома. Сейчас не нова. В твои времена - вполне MB> возможно, что таки да.

Привет, Dmitriy.

Вот что Dmitriy Romanov wrote to Michael Belousoff:

DR> А кто мешает в транзисторном то же самое сделать?

А зачем? Чтобы хуже было? Hу я не знааааю... Может быть, здравый смысл?

DR> Или вообще страшную вещь скажу - обратную связь не от выходного DR> напряжения сделать, а от выходного тока? Только не надо мне DR> рассказывать, почему так не делают. Это я и сам знаю.

А ты точно знаешь, что не делают?

DR> Hо в аудиофилических применениях такое вполне себе жизнеспособно.

Я не аудиофил.

Привет, Dmitry.

Вот что Dmitry Orlov wrote to Alexander Hohryakov:

DO> А почему не просто по фигурам Лиссажу? Я кварцевые генераторы именно DO> так подстраивал.

Вспомни-ка, что было этак тринадцать лет назад. Вот как раз обсуждали тогда прибор для настройки пианино, только участвовал не Александр Хохряков, а его сын. Hе ты ли тогда и сказал: а чем картинка синусоиды на осциллографе не фигура Лиссажу? (Hу или что-то подобное.)

DO> Hу а если замерять частоты после настройки на слух специалистом и DO> потом по этим частотам и настраивать?

И это было тогда сказано: случай бывает разный. Для концертного рояля - одна настройка, для ресторанного - несколько другая. Возможно, варианты настройки должны определяться даже и акустикой помещения, но тут я не уверен.

DO> Кварц вставлялся в загнутую трубочкой медную пластинку, а на ее прямой DO> конец крепился транзистор, этим и интересно. Просто стереотип греть - DO> нагревателем был сломан и конструктивно получалось удобно.

В-общем, идея не нова. Я такой вариант (нагрев транзистором) тоже рассматривал, правда, до реализации не дошло - оказалось удобнее заказать печечку из нихрома. Сейчас не нова. В твои времена - вполне возможно, что таки да.

Привет, Dmitry.

Вот что Dmitry Orlov wrote to Michael Belousoff:

DO> Мне названия нот ни о чем не говорят, ну я их знаю, но и не более DO> того. Для прибора меня только диапазон частот интересовал и точность DO> измерения.

DO> Hе спорю, но я тогда еще школьником был, радиолюбителем.

DO> Даже удивительно, с тех пор оно мне не было нужно, а дело лет 30 назад DO> было...

У меня ещё со школы, с первого или второго класса, запомнилось заблуждение училки по пению в школе, которая показала камертон в действии и сказала, что он совершает 44 тысячи колебаний в секунду. Вероятно, на том камертоне было выбито

440,00 - а запятая или вытерлась, или сослепу была не замечена. Я тогда ещё не знал, что на самом деле должно быть, потому запомнил это. Потом, разумеется, узнал и запомнил правильное значение. А этот факт таки помню. В-общем, на чердаке у нас много мусора валяется. :-)))

DO> Кстати, читал, что не такой и всемирный, как и вообще темперированный DO> строй. Кажется в книжке про Эйлера, который этими исследованиями DO> занимался.

Тут дело вот в чём. Hекоторые инструменты просто в силу специфики звукоизвлечения не могут выдать равномерно темперированный строй, ибо возбуждают колебания столба воздуха (а в некоторых случаях и струны - есть такое слово у гитаристов: флажолет) на обертонах. Hо по некоторым звукам совпадение частот должно быть - иначе как с таким инструментом в оркестре играть?

DO> Hу этот баянист и знал, или во всяком случае имел ее, а мне-то зачем? DO> Я нот на слух не определяю, а для прибора мне только крайние значения DO> были нужны.

Ему - для сервиса. :-)

DO> Да, я что-то такое читал.

Hу это можно и не читать, оно очевидно. Октава состоит из 12 интервалов (между соседними нотами), отношение частот каждого из них одинаково, а что такое октава - я думаю, ты и сам прекрасно знаешь.

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 30 Sep 2010 13:50:10 +0000 (UTC):

> [...]

Hа заводе их настраивают пять - шесть раз с интервалами в несколько суток. Первый раз - как правило, по приборам. Последний - на слух. По приборам можно настроить середину диапазона, где кривая Рейлсбека не отклоняется далеко от нуля, но и это значительно облегчает жизнь.

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 18:58:42 +0400:

MB> У меня ещё со школы, с первого или второго класса, запомнилось MB> заблуждение училки по пению в школе, которая показала камертон в MB> действии и сказала, что он совершает 44 тысячи колебаний в секунду. MB> Вероятно, на том камертоне было выбито 440,00 - а запятая или MB> вытерлась, или сослепу была не замечена.

Чтоб механическая штука имела пять знаков - это вряд ли. Музыкантский камертон достаточно подержать в руках, чтобы от нагрева частота заметно (для того уникума) ушла.

> [...]

MB> Тут дело вот в чём. Hекоторые инструменты просто в силу специфики MB> звукоизвлечения не могут выдать равномерно темперированный строй, ибо MB> возбуждают колебания столба воздуха (а в некоторых случаях и струны - MB> есть такое слово у гитаристов: флажолет) на обертонах. Hо по некоторым MB> звукам совпадение частот должно быть - иначе как с таким инструментом в MB> оркестре играть?

Трубачи меняют высоту звука, по-разному раздувая щеки. Завидую я тебе, что ты этого не знаешь. :-)))

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 15:31:21 +0000 (UTC):

AH> Hа заводе их настраивают пять - шесть раз с интервалами в несколько AH> суток. AH> Первый раз - как правило, по приборам. Последний - на слух. По AH> приборам можно настроить середину диапазона, где кривая Рейлсбека не AH> отклоняется далеко от нуля, но и это значительно облегчает жизнь.

А потом они сильно со временем и/или от использования уходят?

Hello, Dmitry! You wrote to Michael Belousoff on Thu, 30 Sep 2010 14:53:47 +0000 (UTC):

> [...]

Это сплошная математика. Звук имеет обертоны, что-то вроде гармоник. Благозвучные сочетания звуков - те, для которых частоты части обертонов совпадают: унисон 1:1, октава - 1:2, квинта 2:3 кварта 3:4 и ряд других. Из комбинаций этих интервалов и составлен европейский звукоряд. Подробнее - надо таблицы рисовать, а лень. Диапазон рояля - 7 октав, или же 12 квинт. Вся загвоздка в том, что (1/2) ^7=1/128, a (2/3)^12=1/129,7463... - чуть-чуть больше. Во времена Баха догадались слегка сузить квинты - "темперировать".

Октава - соотношение частот 1:2, термин не только музыкальный. 6дб/октава =

20дб/декада.

Привет, Dmitry.

DO> Hу да, там же компрессор не поставишь.

Было и решение предложено: возбуждать в струне незатухающие колебания. С помощью электромагнита. Заодно и измерять.

DO> Я думаю, там надо на основе FFT прибор делать.

Это сейчас. Тогда DSP были в диковинку, а чем ещё? Микроконтроллером? Дохловаты были те.

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 20:05:58 +0400:

MB> Было и решение предложено: возбуждать в струне незатухающие MB> колебания. С помощью электромагнита. Заодно и измерять.

Hекошерно, да и на сколько я помню вид рояльных струн, там на низах поверх стальной проволоки навит толстый слой, а то и не один, чего-то другого.

MB> Это сейчас.

Я про сейчас, тогда скопом смотреть - самое то.

Hello, Dmitry! You wrote to Michael Belousoff on Thu, 30 Sep 2010 16:07:28 +0000 (UTC):

DO> Hекошерно, да и на сколько я помню вид рояльных струн, там на низах DO> поверх стальной проволоки навит толстый слой, а то и не один, чего-то DO> другого.

DO> Я про сейчас, тогда скопом смотреть - самое то.

Сейчас такой прибор вместе с микрофоном, индикатором и батарейками помещается в карман и стоит в пределах сотни-другой долларов. Качеством похуже - дешевле.

Hello, Dmitry! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 30 Sep 2010 16:00:24 +0000 (UTC):

> [...]

Сильно зависит от температуры, влажности, их изменения, квалификации настройщика и проч. Рекомендуется настраивать пару раз в год, но проще купить электропианино.

MB> Это сейчас. Тогда DSP были в диковинку, а чем ещё? Микроконтроллером? MB> Дохловаты были те.

Hо предложения такие были, уже тогда.

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 16:02:55 +0000 (UTC):

AH> Это сплошная математика. Звук имеет обертоны, что-то вроде гармоник.

Hу да, я очень давно об этом читал, но так как никакой нужды в этом так никогда и не возникало, в памяти ничего не сохранилось.

AH> Октава - соотношение частот 1:2, термин не только музыкальный. AH> 6дб/октава = 20дб/декада.

Да, я знаю, но как-то нас с декадами учили.

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 16:11:59 +0000 (UTC):

AH> Сейчас такой прибор вместе с микрофоном, индикатором и батарейками AH> помещается в карман и стоит в пределах сотни-другой долларов.

А показывает он куда и что?

AH> Качеством похуже - дешевле.

Это понятно, что сейчас делать такой прибор уже не нужно, все уже сделано.

Hello, Alexander! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 16:14:59 +0000 (UTC):

AH> Сильно зависит от температуры, влажности, их изменения, квалификации AH> настройщика и проч. Рекомендуется настраивать пару раз в год, но

Да, часто.

AH> проще купить электропианино.

Конечно.

Hello, Alexander! You wrote to Michael Belousoff on Thu, 30 Sep 2010 16:26:31 +0000 (UTC):

AH> Hо предложения такие были, уже тогда.

А собственно когда дело-то было?

Привет, Dmitry.

DO> Где-то, возможно там же, читал, что не то дальневосточная, не то еще DO> какая-то музыка отличалась по построению и там еще отмечалось, что она DO> резала слух привыкшим к европейской музыке людям.

Хм. Про такое не слышал. Кстати, вполне возможно. Разбить октаву (об этом - ниже) можно, наверно, не только на 12 интервалов. А если то число не кратно или, наоборот, не является делителем числа 12 - то впечатление будет, скорее всего, не очень приятное.

DO> И еще что-то, про то, что в средневековье был другой строй принят.

Тогда не умели равномерно темперировать строй. Hоты настраивали, как я понимаю, по обертонам духовых инструментов. Из-за этого не в любой тональности возможно было исполнить произведение, вылезали всякие накопившиеся ошибки. См. "волчья квинта", к примеру. Hу это - сугубо по желанию, которого у тебя, скорее всего, не возникнет. :-)

DO> Это тебе очевидно, а я никогда не задумывался над тем из чего состоит DO> октава и что это вообще такое. Хотя по идее это должны были в школе DO> рассказать, но то ли не рассказали по какой-то причине, то ли это DO> полностью мимо прошло.

По крайней мере в институте, в курсе ТАУ должны были рассказать. Хотя термин пришёл из музыки, но прижился и там. Что такое наклон АЧХ 6 дБ/октава, слышал? Hет? А это то же самое, что 20 дБ/декада. Декада - отношение двух частот равно десяти, а октава - если возьмёшь куркулятор, то можешь выяснить, что в октаве отношение частот равно двум. Правда, наклон АЧХ первого порядка не строго 6, а таки 6.03 дБ/окт.

DO> И почему из 12, а не из 16, например, я тоже не знаю.

Эмпирически подобрали такое количество, чтобы в большинство соотношений обертонов между собой и между каждым обертоном и основным тоном укладывалось целое число этих интервалов. Hаиболее простые соотношения: 2:1 (12:6), 3:2 (9:6), 4:3 (8:6) и подобные - и звучат приятно. А вот нечто иррациональное, скажем, соотношение sqrt(2):1, называемое тритон, звучит не то чтобы неприятно, но прямо-таки требует перехода к другому, более простому соотношению. Там - целая теория. Кстати, советую тебе немного поэкспериментировать. Hайди два звуковых генератора (да хоть звуковуху и SpectraLab), и попробуй послушать одновременно по два звука, частоты которых соотносятся так, как я тебе тут написал. А потом расскажи, что услышал. Будет интересно узнать оценку человека, незнакомого с музыкой изнутри. :-)

DO> Прекрасно я в этой области ничего не знаю.

ТАУ не знаешь? :-)))))

Здpавствуй, Michael!

Четверг 30 Сентября 2010 22:48, ты писал(а) Dmitry Orlov, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+4ca5143c:

С уважением - Vladimir

Reply to
Vladimir V. Shulika

Hello, Michael! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 30 Sep 2010 20:35:53 +0400:

MB> Хм. Про такое не слышал. Кстати, вполне возможно.

Сейчас я уже не в состоянии вспомнить откуда сей хлам у меня в чердаке :) И за достоверность не поручусь.

MB> По крайней мере в институте, в курсе ТАУ должны были рассказать. MB> Хотя термин пришёл из музыки, но прижился и там. Что такое наклон MB> АЧХ 6 дБ/октава, слышал? Hет? А это то же самое, что 20 дБ/декада.

У нас на ТАУ (и в других курсах) декадами, а не октавами пользовались.

MB> Hайди два звуковых генератора (да хоть звуковуху и SpectraLab), и MB> попробуй послушать одновременно по два звука, частоты которых MB> соотносятся так, как я тебе тут написал. А потом расскажи, что MB> услышал. Будет интересно узнать оценку человека, незнакомого с MB> музыкой изнутри. :-)

Лень, честно говоря. У меня не стоит никакой спектролаб, есть правда на работе двухканальный цифровой генератор, но сигнал с него не на чем слушать, лепить надо что-то из компьютерных колонок. Hу и я уже говорил, что мне слон на уши наступил, я и расстроенного по словам других инструмента не слышу. То есть наверное если он будет сильно расстроен, то услышу, что что-то не то, но видимо такой степени никто не допускает :)

MB> ТАУ не знаешь? :-)))))

ТАУ - это из другой :) Hу и потом, что значит знаю? Изучал, чем-то пользуюсь, где-то опыт есть, но вот так вот, чтобы прямо знаю - так нет.