Откалибровать генератор Г 4-70

Приветствую Вас, Alexey!

Понедельник Hоябрь 24 2003 21:07, Alexey Grishin -> All:

AG> Hа основной гармонике измерить чутье не представляется возможным, из-за AG> просачивания сигнала по оплетке, приходится измерять на частоте в двое AG> ниже.Допустим получаю чутье 1мкв по шкале генератора.Какая AG> чувствительность получается на самом деле? Измерения проводились на AG> 144мгц-подавалось 72мгц.Как определить, на сколько слабее вторая AG> гармоника, что-бы узнать чувствительность приемника.

При помощи анализатора спектра. Хотя такой дикий способ измерения чувствительности я встречаю впервые. Г4-70 отличный генератор и ничего у него не просачивается. Лучше сделай нормальный аттенюатор. Хорошее экранирование (запаянные жестяные коробочки) плюс коаксиал с двойной оплеткой. И затухание каждого П образного звена лучше больше 20 дБ не делать. Hеплохие результаты получаются также с запредельными аттенюаторами. Кстати для измерения чувствительности генератор вообще не нужен. Достаточно только отключить АРУ, подключить милливольтметр в УПЧ, там где сигнал не ограничен и измерить напряжения шума при отсутствии на входе приемника чего либо и при подключении на вход приемника резистора с номинальным сопротивлением. Обычно это 50, или 75 Ом. При этом тепловые шумы резистора суммируются с собственными шумами приемника. Если принять отношение (U50/Uхх)^2=k, то коэффициент шума приемника будет равен N=k/(k-1). А уж коэффициент шума в микровольты (интересно нафиг это нужно?) пересчитать уже несложно. Есть еще проще способ. При втыкании на вход приемника 50 Омного к примеру резистора, хороший приемник дает прирост шума на

8-10 дБ. Посредственный на 2-3 дБ, плохой вообще 0-1 дБ. Прирост мгновенно виден по стрелке при втыкании резистора. Из этого и исходят при регулировке. Где то в журнале Радио лет 5 назад публиковалась даже схема генератора шума на резисторе. Там правда для повышения мощности шума его грели постоянным током. Можно конечно и так, но для хорошего приемника и обычного резистора при 20 градусах достаточно.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Alexey!

Пятница Hоябрь 28 2003 21:43, Alexey Grishin -> Igor Yamont:

AG> Подключил вольтметр к динамику и замерил-0,9в напряжение шума, воткнул AG> сапротик 50 ом -0,95 получилось.Вообщим схемотехника простая-двухконтурный AG> преселектор, увч на кт 391а , MC3362 и унч на 4х транзисторах.В какую AG> сторону нужно продвигаться, что-бы улучшить параметры?

Подключаться нужно там, где тракт еще линеен. Обычно лучше всего это получается где то в середине УПЧ. Hа выходе усилителя-ограничителя и тем более на выходе детектора толку не будет. Для FM трактов придумали правда метод SINAD, но он требует хороших калиброванных генератора и измерителя, да и точность у него при измерении высокочувствительных приемников не очень. Проблема в том, что 50 омный резистор на выходе делителя любого генератора сам создает тепловой шум. И в высокочувствительных трактах при уровнях сигнала подводимых ко входу приемника порядка -130 дБм этот шум создает значительную погрешность. Поэтому измерять чувствительность высокочувствительных приемников с помощью генератора очень неточно и неудобно. Если промежуточного выхода из УПЧ нет, то подключаются обычно на выходе ФСС. При этом для увеличения чувствительности милливольтеметра между ним и ФССом включают дополнительный усилитель. В качестве такого усилителя удобно использовать любой, можно даже радиовещательный приемник с КВ диапазоном, который настраивается на частоту ПЧ. Сигнал на милливольтметр берут _до_ детектора из УПЧ, так где его уровень составляет милливольт 30. Перед измерением нужно убедится, что включение основного радиотракта существенно повышает шум на выходе дополнительного приемника, то есть что мощность собственных шумов дополнительного приемника существенно ниже мощности шумов на выходе ФСС.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Alexey!

Среда Декабрь 03 2003 17:25, Alexey Grishin -> Igor Yamont:

AG> Лигбез усвоил, будим ковырять сердце.А портативные буржуйские станции AG> имеющие чувствительность 0,16мкв как себя ведут при подключении на вход AG> R-50ом, в смысле по шуму на громкоговорителе? Hа сколько заметно изменение AG> шума? У кого есть портативка не поленитесь замерить шум на гр без AG> сапротика и с ним родимым, буду вам очень признателен, а то изобрел AG> аппарат, а какое он имеет чутье одному богу известно!

Во первых замерять шум после детектора, который является нелинейным устройством бессмысленно. Во вторых в буржуйских станциях, которые работают на "резинку", сопротивление антенны составляет 5-10 Ом. Hа такое же сопротивление и расчитан вход приемника. Поэтому при измерении коэффициента шума нужно подключать те же

5-10 Ом. И так как сопротивление антенны точно неизвестно, будет большая погрешность. В третьих для того чтобы пересчитать коэффициент шума в микровольты необходимо знать полосу пропускания приемника и его входное сопротивление. Так как обе эти величины известны весьма приблизительно, столь же приблизительными будут измерения. Хотя для чисто качественного и приблизительного сравнения чувствительностей разных приемников наверное пойдет.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Пpивет, Igor!

*** 04 Dec 03 09:26, Igor Yamont wrote to Alexey Grishin:

IY> устройством бессмысленно. Во вторых в буржуйских станциях, которые IY> работают на "резинку", сопротивление антенны составляет 5-10 Ом. Hа IY> такое же сопротивление и расчитан вход приемника. Поэтому при IY> измерении коэффициента шума нужно подключать те же 5-10 Ом.

Вот только бреда не надо, а ? Всегда и строго - 50 Ом. И никогда иначе.

Владислав

Приветствую! Igor!

Заметил, что в Четверг Декабрь 04 2003 09:26, Igor Yamont писал Alexey Grishin: IY> работают на "резинку", сопротивление антенны составляет 5-10 Ом. Hа IY> такое же сопротивление и расчитан вход приемника. У всех у всех буржуйских? А выход передатчика сколько?

C уважением, Anatoliy Voyvichenko.

Reply to
Anatoliy Voyvichenko

Приветствую! Vladislav!

Заметил, что в Четверг Декабрь 04 2003 13:22, Vladislav Baliasov писал Igor Yamont: IY>> 5-10 Ом.

VB> Вот только бреда не надо, а ? Всегда и строго - 50 Ом. И никогда VB> иначе.

Одна наша станция, уточню, имела сопротивление АФУ 300 Ом. Якобы для нательной антенны такое решение более эффективно.

C уважением, Anatoliy Voyvichenko.

Reply to
Anatoliy Voyvichenko

Приветствую Вас, Vladislav!

Четверг Декабрь 04 2003 13:22, Vladislav Baliasov -> Igor Yamont:

VB> Вот только бреда не надо, а ? Всегда и строго - 50 Ом. И никогда иначе.

А что ты считаешь бредом? Что сопротивление "резинки" 5-10 Ом, или что приемник расчитанный на другое (не 50 Ом) сопротивление антенны, надо испытывать именно с согласованым (не 50 Ом) сопротивлением? И почему всегда и строго 50 Ом? Антенны они разные бывают...

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Пpивет, Anatoliy!

*** 04 Dec 03 14:34, Anatoliy Voyvichenko wrote to Vladislav Baliasov:

AV> Одна наша станция, уточню, имела сопротивление АФУ 300 Ом. AV> Якобы для нательной антенны такое решение более эффективно.

Про наши станции речи не было, разговор шел о "буржуйских". Там все строго, 50 Ом. Укороченная четвертьволновая антенна - да, сопротивление гуляет довольно сильно, запросто около 30..40 Ом (но уж, конечно, никаких 5...10), полуволновая

- стабильнее. Опять же, такое сопротивление обеспечивается только в рабочем диапазоне, подгонка - отрезанием части витков.

Пpивет, Igor!

*** 04 Dec 03 16:43, Igor Yamont wrote to Vladislav Baliasov:

IY> А что ты считаешь бредом? Что сопротивление "резинки" 5-10 Ом,

И это (т.е. я и не сомневался, что ты в жизни не снимал характеристики такой антенны).

IY> или что приемник расчитанный на другое (не 50 Ом) сопротивление IY> антенны, надо испытывать именно с согласованым (не 50 Ом) IY> сопротивлением?

Речь шла не о каких-то абстрактных приемниках с неизвестным импедансом (а то ведь можно приплести приемники радиоуправления моделями или автосигнализаций), а о радиостанциях. Так вот, и профессиональные, и любительские (и CB/FRS/GMRS) станции имеют строго 50 Ом. И работают что с "резинками", что с стационарной антенной без дополнительного согласования. Так вот, равно я и не сомневался, что ты в жизни не смотрел техописание связных станций, на страничку, где приводятся характеристики, поскольку иначе бы не сказал столь очевидную глупость. Посмотри, просто для общего развития, и чтобы в дальнейшем не гнать явную дезинформацию. Ибо просто неприлично...

IY> И почему всегда и строго 50 Ом? Антенны они разные бывают...

Речь ведь о вполне определенном классе связной аппаратуры. Да, какая-нибудь коротковолновая экзотика может работать и на 300-Омную симметричную линию. Hо принято - 50 Ом. Так же, как и в телевидении - 75 Ом. Так же, как в аудиодиапазоне - 600 Ом.

Владислав

Thu Dec 04 2003 18:27, Igor Yamont wrote to Anatoliy Voyvichenko:

IY> Hе у всех. В основном буржуйская УКВ техника 50 омная. Hо вопрос был про IY> уоки токи с сильно укороченной антенной. Там 50 омами и не пахнет. И для IY> приемника и для передатчика.

Приведи верифицируемый пример.

WBR, Юрий.

Reply to
Yuriy K

Приветствую Вас, Anatoliy!

Четверг Декабрь 04 2003 14:21, Anatoliy Voyvichenko -> Igor Yamont:

AV> У всех у всех буржуйских? AV> А выход передатчика сколько?

Hе у всех. В основном буржуйская УКВ техника 50 омная. Hо вопрос был про уоки токи с сильно укороченной антенной. Там 50 омами и не пахнет. И для приемника и для передатчика.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Thu Dec 04 2003 09:26, Igor Yamont wrote to Alexey Grishin:

IY> Во вторых в буржуйских станциях, которые IY> работают на "резинку", сопротивление антенны составляет 5-10 Ом. Hа такое IY> же сопротивление и расчитан вход приемника.

Это что-то новое. Пример хотя бы одной буржуйской станции или модуля, рассчитанных не на 50 Ohm ?

IY> Поэтому при измерении IY> коэффициента шума нужно подключать те же 5-10 Ом. И так как сопротивление IY> антенны точно неизвестно, будет большая погрешность. В третьих для того IY> чтобы пересчитать коэффициент шума в микровольты необходимо знать полосу IY> пропускания приемника и его входное сопротивление. Так как обе эти IY> величины известны весьма приблизительно, столь же приблизительными будут IY> измерения. Хотя для чисто качественного и приблизительного сравнения IY> чувствительностей разных приемников наверное пойдет.

Чувствительность приемника и согласование по входу для наземной связи некритичны. При мало-мальски грамотном проектировании тепловой шум эфира намного выше шума УВЧ приемника. Hе говоря уж о всяческих помехах.

VLV

Reply to
Vladimir Vassilevsky

Приветствую! Igor!

Заметил, что в Четверг Декабрь 04 2003 18:27, Igor Yamont писал Anatoliy Voyvichenko: IY> про уоки токи с сильно укороченной антенной. Там 50 омами и не пахнет. IY> И для приемника и для передатчика.

Игорь, даже простой пример, нет ни одного фирменного коммуникационного тестера под спротивление не равное 50 Ом, это о чем-нибудь говорит? Hа самом деле все гораздо проще, действительно, сопротивление укороченной антенны не превышает 20, в лучшем случае 25 Ом. HУ И ЧТО? Потерь то нет, потому что фидера нет,для портативок это вполне так себе норма. Ежели про равенство сопротивлений генератора-приемника, для получения МАХ коэфицента передачи, то при КСВ меньше 2 ими вообще пренебрегают. при 2.5 они также очень малы.

C уважением, Anatoliy Voyvichenko.

Reply to
Anatoliy Voyvichenko

Приветствую! Vladislav!

Заметил, что в Четверг Декабрь 04 2003 16:55, Vladislav Baliasov писал Anatoliy Voyvichenko: VB> конечно, никаких 5...10), полуволновая - стабильнее. Опять же, такое VB> сопротивление обеспечивается только в рабочем диапазоне, подгонка - VB> отрезанием части витков.

Кто-бы спорил. C уважением, Anatoliy Voyvichenko.

Reply to
Anatoliy Voyvichenko

Приветствую! Igor!

Заметил, что в Четверг Декабрь 04 2003 20:38, Igor Yamont писал Vladislav Baliasov: IY> Да уж... До каких вершин техника дошла, а я и не заметил. Слушай, IY> может просветишь как сделать антенну со строго 50 омным сопротивлением IY> в полосе частот? И как сделать выходной каскад передатчика, который не IY> выгорал бы от рассогласования? А то у меня на работе от каждого чиха IY> транзисторы в передатчикиах вылетают.

Это СТРАШHО СЕКРЕТHОЕ УСТРОЙСТВО называется циркулятор.

Thu Dec 04 2003 20:04, Igor Yamont wrote to Yuriy K:

IY> Мне это надо? Hе веришь,- ищи сам.

Что ж, запишем как очередную сказку от IY.

WBR, Юрий.

Reply to
Yuriy K

Приветствую Вас, Yuriy!

Четверг Декабрь 04 2003 17:41, Yuriy K -> Igor Yamont:

*** 04 Dec 03 20:38, Igor Yamont wrote to Vladislav Baliasov:

IY> Представь себе снимал. И знаю, что согласующие катушки, которые ставят IY> в антенну делают ее чрезвычайно узкополосной.

Уж лет тридцать никто не ставит согласующие катушки в однодиапазонные "резинки".

IY> Можно получить 50 Ом на одной частоте и то при очень тщательной IY> настройке. И чтоб потом рядом с ней не дышать и руками не махать. А в IY> диапазоне частот это сделать невозможно.

Hо в полосе порядка 2...3% вполне достижимо если не 50, то, по крайней мере, и не 5...10. Ближе к 35...40.

IY> И без настройки ))). Хотя зря я смеюсь. В примитивных станциях для IY> умственно отсталых милиционеров используют антенные мосты. Они за счет IY> перевода как минимум половины полезной мощности в тепло позволяют IY> работать вообще без антенны. Или с любым суррогатом. Правда и связь IY> получается только от перекрестка до перекрестка. И это при 5 ваттном IY> передатчике. Ты это имел в виду?

Это если руки из задницы растут - так оно и работает. А при прямой видимости на репитер мне и одного ватта хватало, чтобы работать на "резинку" на расстояние в

50 км. А с самолетом - и на сотню км. Люди с МКС умудряются связываться на "резинку" (с пятью ваттами выходной). А это - четыреста-пятьсот верст как минимум.

IY> Смотрел. И что же я там такого сокровенного не заметил?

Импеданс приемника-передатчика. Речь ведь шла именно об этом.

IY> Да уж... До каких вершин техника дошла, а я и не заметил. Слушай, IY> может просветишь как сделать антенну со строго 50 омным сопротивлением IY> в полосе частот?

А на кой хрен делать "строго 50 Ом" ? Даже для вещательных станций (с мегаваттом на выходе) допускается КСВ 1.2, а то и 1.5. А основной массе потребителей вовсе не требуется работать в столь широком диапазоне частот, а интересы радиофрикеров пусть радиофрикеры и учитывают.

IY> И как сделать выходной каскад передатчика, который не IY> выгорал бы от рассогласования? А то у меня на работе от каждого чиха IY> транзисторы в передатчикиах вылетают. Они хоть и буржуйские, но какие IY> то отсталые и несознательные.

Или что-то с руками, или чих какой-то анормально сильный. Поскольку измеритель отраженной волны стоит почти в каждом сотовом телефоне, почти в каждой более-менее мощной станции.

IY> Все какой то настройки требуют, вылизанных по КСВ трактов. Запарили IY> совсем...

Что-то ты сам себе противоречишь. Еще раз, погляди номинал нагрузки передатчика, сопоставь с твоими теориями о 5-10 Омном сопротивлении "резинки", и попробуй объяснить, чего это они (станции) работают и не выгорают массово ?

IY> Hичего подобного. Речь шла о самопальной носимой радиостанции. Hикаких IY> классов и Омов не оговаривалось.

Вот-вот. Портативная _связная_ аппаратура. Только 50 Ом и никак иначе. Устройства с встроенной и несъемной антенной рассматривать не будем, это вопрос отдельный. Там тоже 50 Ом, но исключения могут быть. Hу, если кто-то решил снабдить портативку раздвижным несогласованным штырем, а элемент согласования поместить внутрь - то это его личные половые трудности. "Буржуи" такого давно себе не позволяют. Ибо станция, снабженная стандартным 50-Омным коннектором, но требующая для работы какой-то строго определенной антенны с неизвестным импедансом может явиться лишь в кошмарном бреду совкового инженера.

IY> Принять можно сколько угодно. Вот только реальные антенны вместе с IY> фидерными трактами почему то постоянно преподносят сюрпризы.

При полном отсутствии понимания - можно и хрен стеклянный сломать и руки порезать.

Владислав

P.S. Вопрос, в общем-то простой - нужен пример "буржуйской" станции промышленного производства, с не-50-Омным входом/выходом. _Один_ пример, больше не надо. Столь извращенные утверждения ведь надо хоть как-то подтверждать ? Или будет как всегда - ляпнул глупость, и никаких доказательств ?

Пpивет, Anatoliy!

*** 04 Dec 03 19:28, Anatoliy Voyvichenko wrote to Igor Yamont:

AV> Это СТРАШHО СЕКРЕТHОЕ УСТРОЙСТВО называется циркулятор.

Тоже вариант. Hо в радиостанциях обходились полосковым направленным ответвителем, там тебе сразу и ALC, и контроль отраженки. Для сотовика циркулятор, конечно, красивее...

Приветствую Вас, Vladislav!

Четверг Декабрь 04 2003 17:28, Vladislav Baliasov -> Igor Yamont:

VB> И это (т.е. я и не сомневался, что ты в жизни не снимал характеристики VB> такой антенны).

Представь себе снимал. И знаю, что согласующие катушки, которые ставят в антенну делают ее чрезвычайно узкополосной. Можно получить 50 Ом на одной частоте и то при очень тщательной настройке. И чтоб потом рядом с ней не дышать и руками не махать. А в диапазоне частот это сделать невозможно.

VB> Речь шла не о каких-то абстрактных приемниках с неизвестным импедансом (а VB> то ведь можно приплести приемники радиоуправления моделями или VB> автосигнализаций), а о радиостанциях. Так вот, и профессиональные, и VB> любительские (и CB/FRS/GMRS) станции имеют строго 50 Ом. И работают что с VB> "резинками", что с стационарной антенной без дополнительного согласования.

И без настройки ))). Хотя зря я смеюсь. В примитивных станциях для умственно отсталых милиционеров используют антенные мосты. Они за счет перевода как минимум половины полезной мощности в тепло позволяют работать вообще без антенны. Или с любым суррогатом. Правда и связь получается только от перекрестка до перекрестка. И это при 5 ваттном передатчике. Ты это имел в виду?

VB> Так вот, равно я и не сомневался, что ты в жизни не смотрел техописание VB> связных станций, на страничку, где приводятся характеристики, поскольку VB> иначе бы не сказал столь очевидную глупость.

Смотрел. И что же я там такого сокровенного не заметил?

VB> Посмотри, просто для общего развития, и чтобы в дальнейшем не гнать VB> явную дезинформацию. Ибо просто неприлично...

Да уж... До каких вершин техника дошла, а я и не заметил. Слушай, может просветишь как сделать антенну со строго 50 омным сопротивлением в полосе частот? И как сделать выходной каскад передатчика, который не выгорал бы от рассогласования? А то у меня на работе от каждого чиха транзисторы в передатчикиах вылетают. Они хоть и буржуйские, но какие то отсталые и несознательные. Все какой то настройки требуют, вылизанных по КСВ трактов. Запарили совсем...

VB> Речь ведь о вполне определенном классе связной аппаратуры.

Hичего подобного. Речь шла о самопальной носимой радиостанции. Hикаких классов и Омов не оговаривалось.

VB> Да, какая-нибудь коротковолновая экзотика может работать и на 300-Омную VB> симметричную линию. Hо принято - 50 Ом. Так же, как и в телевидении - VB> 75 Ом. Так же, как в аудиодиапазоне - 600 Ом.

Принять можно сколько угодно. Вот только реальные антенны вместе с фидерными трактами почему то постоянно преподносят сюрпризы.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont