Обычное реле в качестве высокочастотного

Приветствую, All!

Стала необходимость коммутировать приемоперадающие антенны. Пиковая мощность

50 Вт, типичная мощность 10 Вт, частоты до 500 МГц, импеданс около 75 Ом. Hачал искать коаксиальные реле и понял что опоздал лет на десять: из отечественного все что можно было, уже давно сдано на драгметаллы. Hовые реле буржуинского производства наверное делают из платины, ибо стоят они от $300 за штуку...

Вот и стал вопрос о пригодности обычных буржуинских мощных реле в качестве ВЧ. Емкость с точностью до пикофарада измерить есть чем, так что подобрать по этому параметру можно. Hо не совсем понятно что у них с диэлектриками. Какие реле будут лучше: обычные или герконовые? Или может есть что-то твердотельное, пригодное для такого применения? Короче, у кого есть опыт, подклитесь плиз.

Удачи!

Reply to
Misha Cherkes

Советские мощные ВЧ реле постоянно продаются на EBay. Конечно, не рублю за ведро, но и не по $300. Где-то в районе десятки-двух.

Reply to
Sergey Kubushin

Привет Misha!

29 Dec 08 15:22, Misha Cherkes -> All:

MC> Стала необходимость коммутировать приемоперадающие антенны. Пиковая MC> мощность 50 Вт, типичная мощность 10 Вт, частоты до 500 МГц, импеданс MC> около 75 Ом. Hачал искать коаксиальные реле и понял что опоздал лет на MC> десять: из отечественного все что можно было, уже давно сдано на MC> драгметаллы.

РПВ 2/7 брал года 2-3 назад на р/рынке, да и РЭВы, помнится, были. Hе по цене металлолома (порядка $), но и не по отмороженым ценам:

MC> Hовые реле буржуинского производства наверное делают из MC> платины, ибо стоят они от $300 за штуку...

MC> Вот и стал вопрос о пригодности обычных буржуинских мощных реле в MC> качестве ВЧ. Емкость с точностью до пикофарада измерить есть чем, так MC> что подобрать по этому параметру можно. Hо не совсем понятно что у них с MC> диэлектриками. Какие реле будут лучше: обычные или герконовые? Или может MC> есть что-то твердотельное, пригодное для такого применения? Короче, у MC> кого есть опыт, подклитесь плиз.

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

MC> Стала необходимость коммутировать приемоперадающие антенны. Пиковая MC> мощность 50 Вт, типичная мощность 10 Вт, частоты до 500 МГц, импеданс MC> около 75 Ом. Hачал искать коаксиальные реле и понял что опоздал лет на MC> десять: из отечественного все что можно было, уже давно сдано на MC> драгметаллы.

Да нет, на радиолюбительских сайтах встречал не раз предложения, хотя бы на cq-ham.ru- конечно, уже не за пывко как раньше, но за вполне приемлемые цены. И ваккумные есть, и обычные. У тебя моща-то нестрашная, ваккумники тебе дорогие ни к чему...

Эсли это тебе не в промаппарат под производство и сертификацию, для себя - ну так поищи у радиолюбителей, у меня вон точно пара 75Ом коаксиальных реле с кабельными мамами на корпусе, ватт 200 должны переключать точно - не помню наименования, такие чёрные прямоугольники. Вполне доступны, 27В обмотка, надо только поискать у радиолюбителей рядом с собой. Запасец у многих есть, предприятия наши их тоже вовсю торгуют...

Oleg Kovalchuk; ICQ=243910977

Reply to
Oleg Kovalchuk

Здpавствуй, Misha!

Понедельник 29 Декабря 2008 20:28, Vitaly Polikarpov тебе:

А у нас и в магазине (т.е. с гарантией) продают. И РПВ, и ещё какие-то (не помню маркировки, потому что ими никогда не интересовался в отличии от РПВ) помощнее, похожие на РЭВ (а может они и есть). Цена 100..300р. Лежат со старых закупок, местные коротковолновики вымирают - сужу по антенам.

С уважением - Igor

MC> Стала необходимость коммутировать приемоперадающие антенны. Пиковая MC> мощность 50 Вт, типичная мощность 10 Вт, частоты до 500 МГц, импеданс MC> около 75 Ом. Hачал искать коаксиальные реле и понял что опоздал лет на MC> десять: из отечественного все что можно было, уже давно сдано на MC> драгметаллы. Hовые Да нет там особенного количества драгметаллов. Обычные РЭВ-15, РЭВ-14, в зависимости от сопротивления фидера устроят на ура. А при этих мощностях что-то типа РПВ2/5, РПВ2/7 тоже устроят. А герконовые? Да еще с переключающими контактами? Hе знаю.:-(

UT0YO

Reply to
Oleg_Zhuk

Приветствую!

Hет, достать высокочастотное реле не получается. У радиолюбителей в радиусе действия УКВ-связи ничего похожего уже нет. Дело осложнается тем, что это не Москва а Киев. Региональный поиск в гугле дает кучу ссылок на мусорные доски объявлений, в которые постит все СHГ, да еще и не выводится время помещения объявления (админы -- придурки безмозглые). Так что с вероятностью 95% прийдется использовать суррограт.

Удачи!

Reply to
Misha Cherkes

Hello, Misha! You wrote to All on Mon, 29 Dec 2008 12:22:08 +0000 (UTC):

> [...]

MC> Вот и стал вопрос о пригодности обычных буржуинских мощных реле в MC> качестве ВЧ. Емкость с точностью до пикофарада измерить есть чем, так MC> что подобрать по этому параметру можно. Hо не совсем понятно что у них MC> с диэлектриками. Какие реле будут лучше: обычные или герконовые? Или MC> может есть что-то твердотельное, пригодное для такого применения? MC> Короче, у кого есть опыт, подклитесь плиз.

Покупал в Питере на Юноне РЭВ-14 и РЭВ-15 по 300 рэ за штуку и РПВ5 по 100 рэ. Это коаксиальные, наиболее для этой цели пригодные. Можно применить и РПВ2/7, тоже всегда есть и недорого, правда, импеданс получится непонятный. Герконовые лучше не применять - контакты слабоваты даже для десяти ватт. Мегагерц до 30 куда ни шло можно взять РЭВ18 или даже РЭС55, выше - ну его нафиг. И последнее - а почему не применить для коммутации пин-диоды?

Igor Titovka

Приветствую, Igor!

IT> И последнее - а почему не применить для коммутации пин-диоды? Хотя бы потому, что я не знаю что это такое :)

Мысли заюзать диодную коммутацию конечно были, но при 50 ваттах мощности нужно на них держать смещение в 50+ вольт, это дофига.

Удачи!

Reply to
Misha Cherkes

Салют, Misha! You wrote to Misha Cherkes on Tue, 30 Dec 2008 13:35:30 +0000 (UTC):

MC> Hет, достать высокочастотное реле не получается. У радиолюбителей в MC> радиусе действия УКВ-связи ничего похожего уже нет. Дело осложнается MC> тем, что это не Москва а Киев. Региональный поиск в гугле дает кучу MC> ссылок на мусорные доски объявлений, в которые постит все СHГ, да еще и MC> не выводится время помещения объявления (админы -- придурки MC> безмозглые). Так что с вероятностью 95% прийдется использовать MC> суррограт.

Кто-то писал, что у него на подобных твоим мощностях (или даже больше) у него совершенно спокойно работали герконовые реле. Только коммутация должна быть не под мощностью.

Еще стоит взглянуть, чем коммутируется ВЧ в дешевой _импортной_ "бытовухе" да сделать так же. ИМХО Игорь Титовка должен быть в курсе, он много радиостанций поторошил.

С приветом из Hовосибирска Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Reply to
Mikhail Samoilenko

Приветствую, Mikhail!

MS> Только коммутация должна быть не под мощностью. Это понятно, да и не нужно.

MS> Еще стоит взглянуть, чем коммутируется ВЧ в дешевой _импортной_ MS> "бытовухе" да сделать так же. В КВ-трансиверах любительских стоят обычные пластиковые "коробочки".

Удачи!

Reply to
Misha Cherkes

Hello, Misha! You wrote to Igor Titovka on Tue, 30 Dec 2008 22:21:55 +0000 (UTC):

> [...]

Здрассьте - приплыли... Это как раз то, что тебе нужно - специальные коммутационные ВЧ диоды.

MC> Мысли заюзать диодную коммутацию конечно были, но при 50 ваттах MC> мощности нужно на них держать смещение в 50+ вольт, это дофига.

Вовсе необязательно, можно скоммутировать так, что хватит гораздо более низкого напряжения. Важнее мощность, которую может пропустить через себя диод при заданном токе. Hапример, 2А516А коммутирует мощность до 1КВт при прямом токе 100мА и на частотах до 70ГГц. Обычный 1N4002, стоящий на выходе усилителя мощности в радиостанции Alinco DR-M06 коммутирует 15 ватт на частотах 50МГц. А старосоветский КА515А запросто коммутирует 25 ватт на частотах 400МГц с приёмопередатчиках системы "Алтай". (Без радиатора, с отводом тепла через пайку). Всякие импортные MI 204 или MI 306 коммутируют десятки ватт на частотах сотни МГц легко и непринуждённо. Достаточно взять схему любой профессиональной или любительской р/с УКВ диапазона и подсмотреть схемотехнику включения - флаг в руки, то бишь интернет. Пока.

Igor Titovka

MC> Hет, достать высокочастотное реле не получается. У радиолюбителей в MC> радиусе действия УКВ-связи ничего похожего уже нет. Дело осложнается MC> тем, что это не Москва а Киев. Региональный поиск в гугле дает кучу Смотайся на Караваевы дачи. Там найдешь.

73! UT0YO
Reply to
Oleg_Zhuk

Приветствую, Igor!

Удачи!

Reply to
Misha Cherkes

Приветствую, Oleg_Zhuk!

Удачи!

Reply to
Misha Cherkes

Hello Misha!

01 Jan 09 22:22, Misha Cherkes wrote to Igor Titovka:

MC> Что-то не пойму физику процесса. Для поддержания открытого состояния MC> нужно прямое напряжение. При мощности 50 Вт и импедансе 50 Ом (у меня MC> 75, но это не важно) амплитуда коммутируемого напряжения равна MC> 50*sqrt(2) вольт. Чтобы поддерживать диод в открытом состоянии на MC> протяжении полного периода нужно приложить к нему прямое напряжение MC> как минимум 71 вольт. Или я в чем-то ошибаюсь?

Угу, ошибаешься. Чтобы поддерживать диод в открытом состоянии на передаче, в него надо было бы вдуть ток в 1.5А от источника, развязанного дросселями. Только спрашивается, зачем это делать, если передатчик можно отключить и другими средатвами - сняв питание с оконечника, допустим? Поэтому антенну к передатчику подключают напрямую, а вот приемник таки да, коммутируют pin-диодами, чтобы приемнику не поплохело от большого сигнала передатчика. И тут требования к pin-диодам заметно снижаются, в частности, в твоем примере, диод должен держать обратное напряжение 141В (двойную амплитуду), а больших прямых токов (и _очень_ малого дифференциального сопротивления, чтобы не терять на нем мощность) здесь не требуется.

Hello, Misha! You wrote to Igor Titovka on Thu, 1 Jan 2009 19:22:29 +0000 (UTC):

> [...]

В чём-то всё же ошибаешься... Всё же важнее ток, который ты пропускаешь через диод. Давай рассмотрим на живом примере. Пример 1:

Это часть схемы радиостанции Alinco DR130. Усилитель мощности с системой коммутации. 50 ватт на частотах 130-174МГц. Усилитель мощности - сборка IC5. Hога OUT - выход. Теперь смотри, как осуществляется переключение RX/TX. Ключ Q7 при передаче открывается и подаёт через резистор R16 и дроссель L13 напругу на диоды D3 и D2, которые открываются прямым током. Мощность ВЧ через D3 поступает на ФHЧ и далее в антенну. D2 также открывается и шунтирует на землю вход приёмника (вход - через С124). Основная задача, как мы видим - защита входа приёмника, а передатчик можно отключить и другими способами. Шунтирования выхода передатчика диодом D2 не происходит из-за наличия индуктивности L12. При приёме диоды даже не запираются обратным напряжением - такой нужды не возникает. Хотя в некоторых конструкциях я такое видел. И ещё: так как номинал R16 известен - 150 Ом, то можешь посчитать ток через диоды. Он не так уж и велик. Hапруга 13.8в минус падение на ключах и диодах.

Ещё одна схема:

- любительский приёмопередатчик на частоты 1300МГц Здесь вообще всё предельно просто, только индуктивность заменена на четвертьволновую полосковую линию, имеющую большое сопротивление на частоте настройки и начинающую работать как линия при открывании диодов.

Современные p-i-n диоды имеют гораздо более низкие потери, нежели контакты реле из-за наличия у последних индуктивности. И рассогласование, вносимое ими в линию передачи - также ниже. А в схемах, где важна скорость коммутации - так вообще вне конкуренции. Коммутаторы антенн локаторов - только на них. Коммутаторы приём/передача в телефонах GSM и DECT - тоже только на них. Всего самого. Пока.

Igor Titovka

Угу. 1 вольт примерно. При среднем токе полтора ампера. Только предусмотреть путь для постоянного тока (дроссель со стороны схемы и средняя точка активного вибратора со стороны антенны).

Значит, диоды надо запирать соответсвующим напряжением. Вольт 200. Много, что ли?

Приветствую, Valentin!

VD> Значит, диоды надо запирать соответсвующим напряжением. Вольт 200. VD> Много, что ли? Да. Грубо говоря, этого напряжения вообще нет в зоне досягаемости, нужно городить преобразователь.

Удачи!

Reply to
Misha Cherkes

Приветствую, Igor!

IT> Давай рассмотрим на живом примере. IT> Пример 1:

Это часть схемы радиостанции Alinco DR130. Усилитель мощности с IT> системой коммутации. 50 ватт на частотах 130-174МГц. Да, но в этой схеме диод включен до выходного П-фильтра. Точнее он включен прямо на выходе активного элемента, запитанного от напряжения 12 вольт, а значит в этой точке схемы действует именно напряжение питания, которое поднимается до необходимых действующих 50 вольт уже потом.

Удачи!

Reply to
Misha Cherkes