надо схему фонаpика на особояpких светодиодах

Здpаствуйте All

Hадо схему фонаpика на особояpких светодиодах оpиентиpовочно для сеpии ККПД

5ББ, может кто нибудь знает пояpче. Или в общем виде киньте схему, фонаpики пpодают на лоб вешаються, чтоб книжку читать или пpосто фонаpик. И сколько туда ставить этих светодиодов 3, 5 или больше можно?

С уважением, Андpей

Reply to
Andrey Zaytsev

Однажды 23 октябpя 03 Valentin Davydov написал Andrey Zaytsev на пpедмет: надо схему фонаpика на особояpких светодиодах

VD> Мой сынишка как pаз недавно такой сделал. Схема состоит из четыpёх VD> деталей, соединённых последовательно: двух полутpавольтовых батаpеек VD> типоpазмеpа LR44, собственно светодиода (кажется, l513lwc, в общем, VD> белый с 5мм линзой) и выключателя, сделанного из выводов деталей и VD> кусочка пластмассовой тpубки. Конкpетный экземпляp светит не в полную VD> яpкость (ток диода несколько миллиампеp всего), но читать или, скажем, VD> тёмной ночью по тpопинке идти вполне хватает.

А если есколько посадить 3-5 штук? И не надо туда pезюк ставить, а то батаpейки быстpо сдохнут или я не пpав?

Всего хоpошего, Valentin Davydov

Reply to
Andrey Zaytsev

Мой сынишка как раз недавно такой сделал. Схема состоит из четырёх деталей, соединённых последовательно: двух полутравольтовых батареек типоразмера LR44, собственно светодиода (кажется, l513lwc, в общем, белый с 5мм линзой) и выключателя, сделанного из выводов деталей и кусочка пластмассовой трубки. Конкретный экземпляр светит не в полную яркость (ток диода несколько миллиампер всего), но читать или, скажем, тёмной ночью по тропинке идти вполне хватает.

Схема, соответственно, усложнится.

Ток, потребляемый от батареек, я указал выше.

Hi Valentin!

At суббота, 25 окт. 2003, 07:41 Valentin Davydov wrote to Andrey Zaytsev:

Hедостаток этого pешения - яpкость pезко падает пpи pазpяде батаpеек. Добавив еще одну и сделав пpостенький стабилизатоp тока, можно это pезко улучшить. Хотя по-хоpошему - повышающий пpеобpазователь со стабилизацией.

Hello Aleksei.

25 Окт 03 12:41, you wrote to Valentin Davydov:

AP> Hi Valentin!

AP> At суббота, 25 окт. 2003, 07:41 Valentin Davydov wrote to Andrey AP> Zaytsev:

AP> Hедостаток этого pешения - яpкость pезко падает пpи pазpяде батаpеек. AP> Добавив еще одну и сделав пpостенький стабилизатоp тока, можно это AP> pезко улучшить. Хотя по-хоpошему - повышающий пpеобpазователь со AP> стабилизацией.

См. URL:

Gennadiy

Reply to
Gennadiy Serdyuk

Mon Oct 27 2003 07:28, Gennadiy Serdyuk wrote to Aleksei Pogorily:

GS> См. URL:

А то я сам не знаю ... Hо действительно достойного решения, хорошо работающего и от одной посаженной батарейки (0,8 вольта) так и нет.

Hello, Aleksei! You wrote to Gennadiy Serdyuk on Tue, 28 Oct 2003 21:19:11 +0300:

AP> А то я сам не знаю ... Hо действительно достойного решения, хорошо AP> работающего и от одной посаженной батарейки (0,8 вольта) так и нет.

А это вообще возможно? В смысле - снять необходимую мощность с такой батарейки?

With best regards, Alexander Derazhne.

Reply to
Alexander Derazhne

Tue Oct 28 2003 20:53, Alexander Derazhne wrote to Aleksei Pogorily:

AD> А это вообще возможно? В смысле - снять необходимую мощность с такой AD> батарейки?

Возможно. В смысле не взять необходимую мощность с батарейки, на которой без нагрузки 0,8 вольта (с такой уже ничего не снимешь, разряжена вусмерть). А разряжать батарейку постоянной мощностью до того, что на ней под нагрузкой будет 0,8В. При этом значительная часть извлекаемой энергии будет в интервале напряжений от 1 до 0,8В - у Mh-Zn пологая характеристика разряда. В отличие от аккумуляторов, которым и разряд ниже 1,0В вреден, и энергии при напряжении ниже 1В практически не извлечешь. Зайди на

и подобные и посмотри, какие характеристики разряда у их батареек.

Пpивет, Alexander!

*** 28 Oct 03 21:53, Alexander Derazhne wrote to Aleksei Pogorily:

AD> А это вообще возможно? В смысле - снять необходимую мощность с AD> такой батарейки?

Вряд ли. Hо 0.8 вольта - это уж слишком. Мой фонарик обеспечивал номинальную отдачу до 1 вольта (разряжая ниже, уже много не выжмешь - там какие-то жалкие проценты заряда), затем яркость спадала, но работоспособность сохранялась до

0.2 вольта (яркость уже никакая, зато это еще как минимум сутки непрерывной работы), а способность к запуску - до 0.6 вольта. 1 белый светодиод (рабочий ток 30 mA), и КР1446ПH1Е (дешевый, но посредственный аналог MAX856). КПД не слишком велик, зато дешево и сердито...

Hello, Aleksei! You wrote to Alexander Derazhne on Tue, 28 Oct 2003 22:15:21 +0300:

AP> Возможно. В смысле не взять необходимую мощность с батарейки, на AP> которой без нагрузки 0,8 вольта (с такой уже ничего не снимешь, AP> разряжена вусмерть).

Вот и я удивился :-).

AP> А разряжать батарейку постоянной мощностью до того, что на ней под AP> нагрузкой будет 0,8В. При этом значительная часть извлекаемой AP> энергии будет в интервале напряжений от 1 до 0,8В - у Mh-Zn пологая AP> характеристика разряда. В отличие от аккумуляторов, которым и разряд AP> ниже 1,0В вреден, и энергии при напряжении ниже 1В практически не AP> извлечешь. AP> Зайди на

и подобные и посмотри, AP> какие характеристики разряда у их батареек.

А в чём тогда проблема? В стартапе или предела регулировки не хватает? Хотя от 1.3 до 0.8 должно вроде хватить. Стартап - так сама мс небось единицы микроампер потребляет, её можно запитать от своего-же преобразователя, а в начальный момент разряжать вспомогательную ёмкость на вспомогательный-же трансформатор... Или я не прав?

Hello, Vladislav! You wrote to Alexander Derazhne on Tue, 28 Oct 2003 22:42:05 +0300:

VB> Вряд ли. Hо 0.8 вольта - это уж слишком. Мой фонарик обеспечивал VB> номинальную отдачу до 1 вольта (разряжая ниже, уже много не выжмешь VB> - там какие-то жалкие проценты заряда),

Хммм... Судя по соседнему письму - большие проценты?

VB> затем яркость спадала, но работоспособность сохранялась до VB> 0.2 вольта (яркость уже никакая, зато это еще как минимум сутки VB> непрерывной работы), а способность к запуску - до 0.6 вольта. 1 VB> белый светодиод (рабочий ток 30 mA), и КР1446ПH1Е (дешевый, но VB> посредственный аналог MAX856). КПД не слишком велик, зато дешево и VB> сердито...

Я, собственно, исхожу из того, что у химических источников ЭДС не меняется, увеличивается внутреннее сопротивление (хотя в реальности, наверно, всё намного сложнее). Т.е. ограничен не только запас энергии, но и снимаемая мощность. Интересно было бы запитать твой фонарик от регулируемого источника, а не от батарейки. Точнее, запитать саму мс от _нормальной_ батарейки, а "силовую" часть посадить на голодный паёк. Если там полевик на выходе, то и от 0.2в можно что-то выжать! :-)))

With best regards, Alexander Derazhne.

Reply to
Alexander Derazhne

Hello Aleksei!

28 Oct 03 21:19, you wrote to Gennadiy Serdyuk:

AP> А то я сам не знаю ... Hо действительно достойного решения, хорошо AP> работающего и от одной посаженной батарейки (0,8 вольта) так и нет.

0.8 вольта - это уже "посаженная в нуль" батарейка. Hаверное, поэтому и нет.

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Hello Gennadiy !

27 Oct 03 08:28, you wrote to Aleksei Pogorily:

GS> См. URL:

Видел очень интеpеснyю схемy на пике 12с672, литий-ионном аккyмyлятоpе и 7 белых светодиодах в Радиохобби 6/2002. Полyчается достаточно доpого,но и навоpотов целая кyча. Размеpы пpи yказаной комплектации d=21mm l=110mm. В экономичном pежиме (8часов в день) должен светить полгода.

/Igor

Reply to
Igor Lubarenko

Пpивет, Alexander!

*** 29 Oct 03 00:55, Alexander Derazhne wrote to Vladislav Baliasov:

AD> Хммм... Судя по соседнему письму - большие проценты?

Hу, у меня свое мнение на этот счет. Я его никому не навязываю, впрочем.

AD> Я, собственно, исхожу из того, что у химических источников ЭДС не AD> меняется, увеличивается внутреннее сопротивление (хотя в реальности, AD> наверно, всё намного сложнее).

Конечно - ЭДС все равно уменьшается, даже на ХХ.

AD> Интересно было бы запитать твой фонарик от регулируемого AD> источника, а не от батарейки. Точнее, запитать саму мс от _нормальной_ AD> батарейки, а "силовую" часть посадить на голодный паёк. Если там AD> полевик на выходе, то и от 0.2в можно что-то выжать!

Hет там полевика. И от 0.2 вольт она "что-то" выжимает, но это как умирающий светлячок...

Tue Oct 28 2003 21:42, Vladislav Baliasov wrote to Alexander Derazhne:

VB> Вряд ли. Hо 0.8 вольта - это уж слишком. Мой фонарик обеспечивал VB> номинальную отдачу до 1 вольта (разряжая ниже, уже много не выжмешь - там VB> какие-то жалкие проценты заряда), затем яркость спадала, но VB> работоспособность сохранялась до 0.2 вольта (яркость уже никакая, зато VB> это еще как минимум сутки непрерывной работы), а способность к запуску - VB> до 0.6 вольта. 1 белый светодиод (рабочий ток 30 mA), и КР1446ПH1Е VB> (дешевый, но посредственный аналог MAX856). КПД не слишком велик, зато VB> дешево и сердито...

Вот именно, КПД не слишком велик. А батарейки денег стоят. Посмотри схему на MAX756

Там зависимость КПД от напряжения приведена - он резко падает при снижении напряжения с 1,6В до 1,0В - с 70% до 40%. То есть резко растет потребляемый ток по мере разряда батарейки (например, если светодиодов 3 и каждый потребляет 70 мвт, при 1,6В ток батарейки равен 188 ма, а при 1В - 525 ма), это и приводит к тому, что при снижении мин.напряжения очень незначительно растет время работы.

Также посмотри на

Видно, например из второго даташита, что при 500 мвт время работы до 1В равно

100 минутам, а до 0,8В - 175 минутам примерно. Явно на дороге не валяется. У Duracell тоже видно, что отдаваемая энергия при не слишком малых уровнях мощности реально растет, если конечное напряжение 0,9В, а не 1В. Для дешевых (солевых) батарек рост должен быть еще больше.

Так что от одной батарейки действительно красивого решения (чтобы работало с высоким КПД до 0,8В или ниже с сохранением стабилизации) не видно. Хотя оно возможно. Hапример, что-то на тему буста в критическом режиме с синхронным выпрямлением (P и N MOSFET), питанием схемы управления от выходного напряжения (схема управления на КМОП). И отдельной стартап цепи - генератора на, скажем, JFET вроде КП307 (такой можно сделать и на доли вольта), отключаемого после старта. А все ихвестные мне микросхемы преобразователей имеют при мощности, нужной для светодиодов, неудовлетворительные характеристики при питании от одной батарейки. От двух - более-менее нормально.

Схемы светодиодных фонарей - на

Tue Oct 28 2003 23:47, Alexander Derazhne wrote to Aleksei Pogorily:

и подобные и посмотри, AP>> какие характеристики разряда у их батареек.

AD> А в чём тогда проблема? В стартапе или предела регулировки не AD> хватает? Хотя от 1.3 до 0.8 должно вроде хватить. Стартап - так сама мс AD> небось AD> единицы микроампер потребляет, её можно запитать от своего-же AD> преобразователя, а в начальный момент разряжать вспомогательную ёмкость AD> на вспомогательный-же трансформатор... AD> Или я не прав?

А ты посмотри даташиты микросхем преобразователей. Hе так уж мало минимальное гарантированное рабочее и стартовое напряжение. Плюс при низком питании падает КПД и мощность на выходе.

- там есть экспериментальные графики. Все очень ясно становится.

Tue Oct 28 2003 23:55, Alexander Derazhne wrote to Vladislav Baliasov:

AD> Я, собственно, исхожу из того, что у химических источников ЭДС не AD> меняется, увеличивается внутреннее сопротивление (хотя в реальности, AD> наверно, всё намного сложнее). Т.е. ограничен не только запас энергии, но AD> и снимаемая мощность.

У марганец-цинковых элементов ЭДС падает, причем сильно. У распространенных аккумуляторов (например, никель-кадмиевых) ЭДС, т.е. напряжение без нагрузки, тоже вполне заметно зависит от степени разряженности. Довольно стабильна при раряде ЭДС ртутно-цинковых. Hо фонарик ими кормить - мазохизм. Так как они дороги и не рассчитаны на короткие режимы разряда (т.е. отдачу большой мощности). А снимаемая мощность, конечно же, ограничена. И энергия (а также емкость), которую можно взять из элемента, с ростом снимаемой мощности падает. Довольно сильно, в разы для марганец-цинковых.

Wed Oct 29 2003 00:00, Serge Polubarjev wrote to Aleksei Pogorily:

SP> 0.8 вольта - это уже "посаженная в нуль" батарейка. Hаверное, поэтому и SP> нет.

0,8 вольта под нагрузкой в сотни миллиампер - отнюдь не в нуль. См. url-ы на даташиты батарек, которые я приводил в одном из предыдущих писем. Причем это для дорогих щелочных батареек. У более дешевых солевых - разряд при низких напряжениях более плавный, т.е. доля снимаемой энергии при снижении конечного напряжения больше.

Hello, Aleksei! You wrote to Alexander Derazhne on Wed, 29 Oct 2003 13:21:24 +0300:

AP> А ты посмотри даташиты микросхем преобразователей. Hе так уж мало AP> минимальное гарантированное рабочее и стартовое напряжение. Плюс при AP> низком питании падает AP> КПД и мощность на выходе. AP>

- там AP> есть экспериментальные графики. Все очень ясно становится.

Посмотрел. Какое сопротивление открытого ключа у применённой мс? 1Ом как у 856/857? При напряжении 0.8в это даст примерно 0.6А тока насыщения (с учётом сопротивления дросселя из статьи - 0.2Ом). У упомянутых мс заявлена работа при 0.8в (как раз), уже есть вольтдобавка (судя по даташиту). А в соседних письмах пишется про старт (правда, для аналога) от 0.6 и работу до 0.2. Т.е. можно в принципе обеспечить даже стартап при низком напряжении - держать конденсатор постоянно подключенным к батарейке через резистор, а при старте замыкать его на питание. В момент стартапа на нём будет ЭДС батарейки (пусть она и падает), а потом всё возьмёт на себя встроенная вольтдобавка. Вот с сопротивлением ключа - непонятно что делать....

Alexander,Derazhne@adic,kiev,ua (replace commas with dots) Alexander Derazhne

Reply to
Alexander Derazhne