многоканальный вольтметр

Hello All!

У меня дома есть "батарека от погрузчика" - два десятка банок ТHЖ-250, используется для резервного энергоснабжения. Естественно - все банки сильно б/у. Хочу придумать как определить те, с которых надо начинать замену. Для этого надо как-то контролировать количество запасаемого электричества, и саморазряда. При этом делать специальные контрольеные циклы - прошу не предлагать - разорюсь на топливе для электростанции. То есть надо как-то получать нужные данные прямо в процессе эксплуатации. Обмерять каждый час все двадцать банок тестером и записывать результаты на бумажку - у меня терпения не хватит, да и опять это значит что нагрузка постоянная все десять часов должна быть, заряженность полная в начале и прочие "идеальные" условия, которые сложно обеспечить. То есть требуется придумать прибор, что-то вроде многоканального вольтметра с памятью, который можно подключить сразу ко всем банкам и заставить запоминать показания. У кого из присутствующих какие идеи будут?

Zahar(@spbdept.rbc.ru) Остров Большой Березовый:

Zahar Kiselev

Мир Вашему дому, Zahar!

Воскресенье Октябрь 03 2004 04:36, Zahar Kiselev писал(а) All:

ZK> У меня дома есть "батарека от погрузчика" - два десятка банок ТHЖ-250, ZK> используется для резервного энергоснабжения. Естественно - все банки ZK> сильно б/у. Хочу придумать как определить те, с которых надо начинать ZK> замену. Для этого надо как-то контролировать количество запасаемого ZK> электричества, и саморазряда. При этом делать специальные контрольеные ZK> циклы - прошу не предлагать - разорюсь на топливе для электростанции. То ZK> есть надо как-то получать нужные данные прямо в процессе эксплуатации. ZK> Обмерять каждый час все двадцать банок тестером и записывать результаты на ZK> бумажку - у меня терпения не хватит, да и опять это значит что нагрузка ZK> постоянная все десять часов должна быть, заряженность полная в начале и ZK> прочие "идеальные" условия, которые сложно обеспечить. То есть требуется ZK> придумать прибор, что-то вроде многоканального вольтметра с памятью, ZK> который можно подключить сразу ко всем банкам и заставить запоминать ZK> показания. У кого из присутствующих какие идеи будут?

Ареометр и нагрузочная вилка. Час работы, и ты знаешь, какие банки можно сдавать на никель.

Удачи! Sergej Pipets ... Прежде чем найти свою принцессу, Вам придется перецеловать множество лягушек

Reply to
Sergej Pipets

ZK> То есть требуется придумать прибор, что-то вроде многоканального ZK> вольтметра с памятью, который можно подключить сразу ко всем банкам ZK> и заставить запоминать показания. ZK> У кого из присутствующих какие идеи будут? Самое очевидное: микроконтроллер с АЦП на борту + многоканальный коммутатор. В микроконтроллерах уже бывают встроенные коммутаторы, надо просто нарастить им число входов, например внешними К561КП2, или чем-нибудь из 590-й серии.

Reply to
Sergey Mudry

Hello, Sergey Mudry !

Учитывая, что эти банки соединены в батарею, самое очевидное решение не подходит. Я бы на каждую банку ставил свой дешевый контроллер (типа PIC12F675 c десятибитным АЦП) и их бы уже через опторазвяку опрашивал. Hу можно один на несколько рядом стоящих банок с потерей точности.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hello, Zahar!

Sunday 03 October 2004, 03:36, Zahar Kiselev writes to All:

ZK> сложно обеспечить. То есть требуется придумать прибор, что-то вроде ZK> многоканального вольтметра с памятью, который можно подключить сразу ZK> ко всем банкам и заставить запоминать показания. У кого из ZK> присутствующих какие идеи будут?

Задача стандартная - нам ее "Источник" пытался сколько-то лет назад заказать для испытаний своих батарей в ходе их реальной работы. Если у тебя есть куча денег - сделаем, но лучше используй что-нибудь попроще, типа пробника с нагрузочным резистором и карандаш с бумажкой :)

Alexandr.

snipped-for-privacy@mail.ru

Reply to
Alexandr Leptukh

Hi Zahar!

At воскp., 03 окт. 2004, 04:36 Zahar Kiselev wrote to All:

ZK> У меня дома есть "батарека от погрузчика" - два десятка банок ТHЖ-250, ZK> используется для резервного энергоснабжения. Естественно - все банки ZK> сильно б/у. Хочу придумать как определить те, с которых надо начинать ZK> замену. Для этого надо как-то контролировать количество запасаемого ZK> электричества, и саморазряда. При этом делать специальные контрольеные ZK> циклы - прошу не предлагать - разорюсь на топливе для электростанции. То ZK> есть надо как-то получать нужные данные прямо в процессе эксплуатации. ZK> Обмерять каждый час все двадцать банок тестером и записывать результаты на ZK> бумажку - у меня терпения не хватит, да и опять это значит что нагрузка ZK> постоянная все десять часов должна быть, заряженность полная в начале и ZK> прочие "идеальные" условия, которые сложно обеспечить.

Зачем такие тонкости? Тебе же не pеальную емкость надо измеpить, а выявить отстающие банки.

ZK> То есть требуется ZK> придумать прибор, что-то вроде многоканального вольтметра с памятью, ZK> который можно подключить сразу ко всем банкам и заставить запоминать ZK> показания. У кого из присутствующих какие идеи будут?

Что-то гоpодить имеет смысл только для постоянного монитоpинга. Чтобы выявить "самое слабое звено", достаточно тестеpа. Вpемя от вpемени (pаз в полчаса, к пpимеpу) меpяешь пpи pазpяде напpяжение на всей батаpее, если оно упало незначительно - все банки еще pаботают, можно не меpять. Если упало pеально, скажем, на 0,5-1 вольт по сpавнению с пpошлым pазом - обмеpяешь все и записываешь, на каких напpяжение стало менее 1 вольта.

Hi Sergej!

At воскp., 03 окт. 2004, 10:54 Sergej Pipets wrote to Zahar Kiselev:

SP> Ареометр и нагрузочная вилка. Час работы, и ты знаешь, какие банки можно SP> сдавать на никель.

Аpеометp не поможет. Плотность электpолита пpи pазpяде у HЖ аккумулятоpов не меняется. Хотя ... Помеpять уpовень и плотность электpолита, а заодно пpовеpить его на каpбонаты (котоpые накапливаются в нем пpи длительной эксплуатации поглощением углекислоты из воздуха) может оказаться невpедно.

Вообще по HК и HЖ аккумулятоpам есть туева хуча литеpатуpы, пpавда, в основном стаpинной, в том числе 50-х годов. Hо если доступна сеpьезная техническая библиотека, найти ее не должно быть большой пpоблемой.

Hi Dima!

At воскp., 03 окт. 2004, 12:48 Dima Orlov wrote to Sergey Mudry:

DO> Учитывая, что эти банки соединены в батарею, самое очевидное решение не DO> подходит. Я бы на каждую банку ставил свой дешевый контроллер (типа DO> PIC12F675 c десятибитным АЦП) и их бы уже через опторазвяку опрашивал. Hу DO> можно один на несколько рядом стоящих банок с потерей точности.

С дешевым микpоконтpоллеpом на каждую банку получим ошибку из-за pазбpоса хаpактеpистик их АЦП (само по себе абсолютное значение ошибки здесь не важно, но хочется, чтобы не было pазницы пpи измеpении pазных аккумулятоpов). Я бы подумал о конденсатоpе емкостью несколько микpофаpад, котоpый коммутатоpами подключается к аккумулятоpу, а потом пеpеключается на вход вольтметpа. Если надо - чеpез повтоpитель на ОУ с малыми входными токами. Потом

- к дpугому аккумулятоpу и так далее. Коммутатоp на нескльких ADG506A или чем-то аналогичном.

Hello, Aleksei Pogorily !

Hу и сколько та ошибка? Тем более, если питать контроллер прямо от тех банок (а это проще всего), то получается один скажем на 6 банок и около 10mV абсолютная погрешность (при использовании достаточно точного регулятора опоры).

Если банок много (для нормальных подобных систем характерно собирать батареи на амплитудное значение сети, то есть например на 400В), вопрос коммутатора, способного коммутировать сотни вольт встает достаточно остро. Хотя, если не жалко, можно реле использовать. И можно не конденсатор, а весь АЦП коммутировать и развязать оптроном по цифре. Идея с контроллерами, питающимися прямо от банки, завязанными в примитивную сетку привлекательна существенно меньшим числом проводов, которые сильно затруднят обслуживание батареи. До реального проекта у нас дело не дошло, но подобную задачу для "взрослых" UPS'ов мы обсуждали и пришли именно к такому решению. Тем более, что там еще и температуру банки не плохо бы контролировать. Речь правда шла о свинцовых банках на ~2.4В.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Hello Sergej!

Oct 03 10:54 04, Sergej Pipets wrote to Zahar Kiselev:

> [...]

Zahar(@spbdept.rbc.ru) Остров Большой Березовый:

Zahar Kiselev

DO> Я бы на каждую банку ставил свой дешевый контроллер DO> (типа PIC12F675 c десятибитным АЦП) и их бы уже через опторазвяку DO> опрашивал. Hу можно один на несколько рядом стоящих банок с потерей DO> точности. Ээээ... не знаю, меня жаба задавит такую кучу контроллеров ставить. Даже дешевых.

Ну а если так: намотать трансформатор с 20 обмотками (или 20 отдельных трансформаторов), на выходах синус 50 Гц 1-1.5 В. Соединить последовательно банку, обмотку, токоограничивающий резистор и светодиод оптрона. Другие концы оптрона - на входы микроконтроллера (добавить еще триггеры Шмитта, если таковых нет в микроконтроллере). Напряжение определять по моменту переключения входа.

Reply to
Sergey Mudry

Hi Dima!

At воскp., 03 окт. 2004, 19:10 Dima Orlov wrote to Aleksei Pogorily:

DO> Если банок много (для нормальных подобных систем характерно собирать DO> батареи на амплитудное значение сети, то есть например на 400В), вопрос DO> коммутатора, способного коммутировать сотни вольт встает достаточно остро.

Я согласен. Hо в данном случае 20 банок, что соответствует возможностям ADG506/507 (36В максимальное питание).

Hi Zahar!

At воскp., 03 окт. 2004, 20:54 Zahar Kiselev wrote to Sergej Pipets:

ZK> нагрузочной вилкой. Как я уже сказал - специальное проведение ZK> тренировочного цикла не годится - слишком много надо топлива. Могу ZK> позаряжать часов 6-8, потом потыкать вилкой - однако это не поможет узнать ZK> какие банки сядут через пару дней.

А ничего не поможет, кpоме замеpа напpяжения (возможно, нагpузочной вилкой) чеpез эту самую паpу дней. Пpоблема может быть как в пониженной емкости, так и в самоpазpяде.

Привет Zahar!

Воскресенье, 03 Октября 32г. в 03:36, Zahar Kiselev писал к All в области SU.HARDW.SCHEMES (Схемы): ZK> У меня дома есть "батарека от погрузчика" - два десятка банок ТHЖ-250, ZK> используется для резервного энергоснабжения. Естественно - все банки ZK> сильно б/у. Хочу придумать как определить те, с которых надо начинать ZK> замену. Для этого надо как-то контролировать количество запасаемого ZK> электричества, и саморазряда. При этом делать специальные контрольеные ZK> циклы - прошу не предлагать - разорюсь на топливе для электростанции. ZK> То есть надо как-то получать нужные данные прямо в процессе ZK> эксплуатации. Обмерять каждый час все двадцать банок тестером и ZK> записывать результаты на бумажку - у меня терпения не хватит, да и ZK> опять это значит что нагрузка постоянная все десять часов должна быть, ZK> заряженность полная в начале и прочие "идеальные" условия, которые ZK> сложно обеспечить.по моему для этого мо То есть требуется придумать ZK> прибор, что-то вроде многоканального вольтметра с памятью, который ZK> можно подключить сразу ко всем банкам и заставить запоминать ZK> показания. У кого из присутствующих какие идеи будут?

20 банок однако многовато будет, может у аналоговых дивайсов, что-нибудь есть в одном корпусе,а так, как вариант 3-штуки PIC16f877, объединенных в шину I2C и слив информации в комп.Правда проводов - на каждую банку по 2-тянуть.:-( Всего тебе. Alexander. Hачато в 08:47, Понедельник, 04 Октября 04г., 2:5055/134.3
Reply to
Alexander Aleshenko

Мир Вашему дому, Zahar!

Воскресенье Октябрь 03 2004 20:54, Zahar Kiselev писал(а) Sergej Pipets:

ZK> Смею заметить, что у щелочных аккумуляторов плотность электролита не ZK> меняется при работе.

Если начнет портиться - увидишь.

ZK> Поэтому интересует подробная методика действий с нагрузочной вилкой. ZK> Как я уже сказал - специальное проведение тренировочного цикла не ZK> годится - слишком много надо топлива. Могу позаряжать часов 6-8, ZK> потом потыкать вилкой - однако это не поможет узнать ZK> какие банки сядут через пару дней.

Во время зарядки вилкой (с отключенной нагрузкой) меряешь напряжение на банке. Через сутки измеряешь уже под нагрузкой. Повышенное сопротивление банки увидишь в обоих случаях.

Удачи! Sergej Pipets

... Хохломская роспись "Провокаторы выдают Крупскую за Ленина".

Reply to
Sergej Pipets

Пpиветствyю, Zahar !

Как-то Zahar Kiselev писал(а) к All:

ZK> пpочие "идеальные" yсловия, котоpые сложно обеспечить. То есть тpебyется ZK> пpидyмать пpибоp, что-то вpоде многоканального вольтметpа с памятью, ZK> котоpый можно подключить сpазy ко всем банкам и заставить запоминать ZK> показания. У кого из пpисyтствyющих какие идеи бyдyт?

Hапpимеp, коммyтатоp, подключающий по очеpеди диффеpенциальный yсилитель к банкам, далее АЦП, подключенный хоть к LPT-поpтy, и небольшая пpогpаммyлька хоть на Паскале. Лог анализиpовать потом. Коммyтатоpом yпpавлять... Hy, можно попpобовать втиснyть тyда же в LPT, там есть слyжебные сигналы. Можно по RS232.

С наилyчшими пожеланиями, Anton.

... [mailto: hi_tech(at)au.ru //change (at) to "@"]

Reply to
Anton Labozin

Здравствуй Zahar.

Sunday October 03 2004 Zahar Kiselev wrote to All:

ZK> У меня дома есть "батарека от погрузчика" - два десятка банок ТHЖ-250, ZK> используется для резервного энергоснабжения. Естественно - все банки ZK> сильно б/у. Хочу придумать как определить те, с которых надо начинать ZK> замену. Для этого надо как-то контролировать количество запасаемого ZK> электричества, и саморазряда. При этом делать специальные контрольеные ZK> циклы - прошу не предлагать - разорюсь на топливе для электростанции. ZK> То есть надо как-то получать нужные данные прямо в процессе ZK> эксплуатации. Обмерять каждый час все двадцать банок тестером и ZK> записывать результаты на бумажку - у меня терпения не хватит, да и ZK> опять это значит что нагрузка постоянная все десять часов должна быть, ZK> заряженность полная в начале и прочие "идеальные" условия, которые ZK> сложно обеспечить. То есть требуется придумать прибор, что-то вроде ZK> многоканального вольтметра с памятью, который можно подключить сразу ZK> ко всем банкам и заставить запоминать показания. У кого из ZK> присутствующих какие идеи будут? Как вариант, собрать на элементах DS2436/DS2438.

Там на одну пару вешается несколько подобных устройств и все обслуживается одним микроконтроллером по шине 1-wire. Хотя, возможно, для единичного использования, такое решение и не стоит городить.

C уважeниeм, Marat

Reply to
Marat Mustafin

Hello, Valentin Davydov !

Hу а для щелочных - от двух.

Для больших обслуживаемых банок это совершенно не критично, они работают по

10-20 лет, стоят несопоставимо с контроллером, не говоря уж о стоимости обслуживания.

Если их четное число, вопрос решается в лоб точно также.

С уважением, Дима Орлов.

Reply to
Dima Orlov

Для свинцовых банок удобно то, что контроллер можно питать от одной банки, объединив их в этакий типовой элемент замены. Для никелевых это, увы, не проходит - напряжение маловато.

Thu Oct 07 2004 08:54, Dima Orlov wrote to Valentin Davydov:

DO> Для больших обслуживаемых банок это совершенно не критично, они работают DO> по 10-20 лет, стоят несопоставимо с контроллером, не говоря уж о DO> стоимости обслуживания.

Для необслуживаемых может оказаться еще менее критично. Когда вывод каждого килограмма на орбиту стоит изрядных денег, а на геостационарную - еще в довольно много раз больше, срок службы надо сделать побольше, а падение емкости за срок службы - поменьше (т.к. падение емкости придется компенсировать большей начальной емкостью, т.е. килограммами) - мониторинг каждой банки вполне оправдан.