лампы накаливания - "мягкое" включение , ?ограничение тока

Hi All,

Дело в том, что у нас сетевое напряжение довольно нестабильное, и бывает завышено. Лампочки нынче не особо дешевые (речь идет о линейных на напряжение

220В, мощностью 200-1000Вт), самые дешевые сгорают просто неприлично быстро, самые дорогие (Филипс) слишком дорого обходятся чтобы с ними экспериментировать... и есть подозрение что тоже будут сгорать раньше положенного срока. А бросок тока при включении таких ламп - хорошо слышен ушами :( Вот и захотелось поэкспериментировать с "мягким включением", а в идеале - ограничитель тока с "плавным" запуском.

"Купить готовое" - неспортивно, да и неизвестно что там внутри. (Принцип действия тех устройств что продаются - не описан, но судя по цене - около 10баксов за 500вт-вариант в интернет-магазинах - там должно быть что-то достаточно простое, например схема на тиристоре или симисторе, включающая лампу вначале на один полупериод, а после задержки на оба)

Один "мощный стабилизатор" для всех и всего - не подходит - бОльшая часть мощности съедается именно лампами накаливания, общей мощностью 3-4кВт, а иногда и больше. А существующие стабилизаторы, кроме того что _очень_ недешевы, в основном работают по принципу ступенчатого регулирования - что очень заметно на лампах накаливания, особенно если напряжение в сети "гуляет" вокруг одного из порогов переключения, а варианты исполнения с маленькой величиной ступеньки - уже неприлично дорогие, особенно если учесть что это все затевается из-за лампочек, да и именно стабилизация не нужна - достаточно ограничителя тока - для продления срока службы ламп.

Т.е. - чего хочется: устройство "мягкого" включения, возможно - совмещенное с устройством ограничения тока, для одной или группы ламп, мощностью (разные мощности - разные устройства) 200, 500, 1000Вт, можно еще 1500 и 2000Вт, но вполне устроит и вариант "каждой лампочке свое устройство", т.е. на первые 3 номинала, работать это все должно от сети 220в, обязательное условие - после пуска устройство (если это только мягкий пуск) не должно заметно "подсаживать" напряжение на выходе (т.е. падение напряжения на нем должно быть поменьше), и в любом случае - после пуска устройство не должно быть источником помех. Желательно - минимальное тепловыделение и небольшие размеры :)

Попавшиеся под руку простые схемы не понравились - там где вначале лампа включается через диод или открывается симистор на один полупериод - я думаю, бросок тока все равно будет достаточно большим, хотя конечно меньше чем без этого устройства. В общем, если делать - то делать как надо :)

Когда-то видел две схемы - одну на мощном транзисторе, плавно "зажигавшем" лампу (вроде, была давно в журнале "МК" или ЮТ), а другую - типа тиристорного или симисторного регулятора мощности, плавно увеличивавшего мощность на лампе. Hо что-то не удалось сейчас найти ни одну ни другую.

А может уважаемый Олл чего-то подскажет?

Reply to
Oleg Lukyanchenko

"Oleg Lukyanchenko"

на тиристоре надёжней и к нему не надо радиатор мантулить...

Reply to
Sergeij Dobrojanskij

У мастеркита есть готовый девайс для этого. Hе хватает только блоа питания и собственно схемы управления - у него аналоговый вход для переменного резистора/фоторезитора/етс., как хочешь так и крутись :-). Почти все подобные схемы работают в режиме ШИМ, только одни (тиристорные) - на частоте сети, а транзисторные на более высоких частотах. При этом неизбежны помехи, но тут у транзиторных схем есть преимущество: после полного открытия схемы транзистор можно непрерывно удерживать в открытом состоянии, т.е. помехи кончаются вместе с периодом плавного зажиганияЮ а тиристор будет хлопать на каждом такте, хоть чуть-чуть, но будет.

Reply to
Alexander Derazhne

Mon Feb 11 2008 01:41, Sergeij Dobrojanskij wrote to Oleg Lukyanchenko:

SD> на тиристоре надёжней и к нему не надо радиатор мантулить... Если на наших железных КУ202 (ток до 10А, но рассеиваемая мощность 4-5Вт) - для 200 и 500Вт еще можно без радиатора, а 1 кВт и более - только с радиатором. + мост Если на симисторе, скажем, КУ208 - ток до 5А, но и падение на нем больше, т.е. опять же - до 500Вт без радиатора. А если на импортном - они ведь в большинстве случаев в ТО220 или аналогичных корпусах - только с радиатором. Hесмотря на то что у них падение напряжение чуть меньше (по даташитам)

Да, встречал кучку схем на специализированной микрухе 1182ПМ1 - их у нас купить нереально. Интересно, не аналог ли она какой "буржуйской" - их стало легче добыть чем некоторые "наши". Впрочем, ничего особенного те схемы не представляют.

Больше понравились схемы на полевиках - достаточно просто и сердито. Hо насколько надежно?

Reply to
Oleg Lukyanchenko

"Oleg Lukyanchenko"

а незнаю... я привык всякое что требует большой мошности и "высоких" напряжений ( начиная гдето от 100- 150 вольт ) варганить на тиристорах... как то полевикам не доверяю... хотя может я это... консервативно очень смотрю на эту проблему...

Reply to
Sergeij Dobrojanskij

Салют, Oleg! You wrote to All on Sun, 10 Feb 2008 22:26:28 +0000 (UTC):

> [...]

OL> "Купить готовое" - неспортивно, да и неизвестно что там внутри.

Внутри там симистор и PIC, я разбирал, срисовывал схему.

OL> . (Принцип действия тех устройств что продаются - не описан, но судя по OL> цене - около 10баксов за 500вт-вариант в интернет-магазинах - там OL> должно быть что-то достаточно простое, например схема на тиристоре или OL> симисторе, включающая лампу вначале на один полупериод, а после OL> задержки на оба)

Там честное фазоимпульсное управление, нарастание от нуля до максимума за пару секунд. Контроля тока нет. Симистор для управления более мощной нагрузкой можно поставить помощнее и прикрутить на радиатор. При цене вопроса 200 рублей делать девайс самому смысла не вижу.

С приветом из Hовосибирска Самойленко Михаил aka Билли Бонс

Reply to
Mikhail Samoilenko

NTC терморезистор, который inrush current limiter. Дешевле, думаю, не получится. Правда, есть один недостаток: перед повторным вкючением надо дать резистору остыть.

Mon Feb 11 2008 10:03, Mikhail Samoilenko wrote to Oleg Lukyanchenko:

MS> Там честное фазоимпульсное управление, нарастание от нуля до максимума MS> за пару секунд.

Это конечно уже лучше.

MS> Симистор для управления более мощной нагрузкой можно поставить помощнее MS> и прикрутить на радиатор. При цене вопроса 200 рублей делать девайс MS> самому смысла не вижу.

Hу у вас может и 200 рублей, у нас дороже. Hо самое главное - ты поскипал - требование об отсутствии излучаемых помех и помех по цепям питания, после того как устройство выйдет на режим (полный накал). Как там с этим? Если "честное фазоимпульсное управление на симисторе" - думаю, помехи остаются, если не принято дополнительных мер по борьбе с ними.

После "штудирования" всего что попалось под руки на эту тему - фазоимпульсное управление позволяет избавиться от "печки" - сильно греющегося элемента во время мягкого разогрева, но при использовании в качестве коммутирующего элемента тиристора/симистора помехи неизбежны, даже после полного прогрева. Есть еще варианты на транзисторах или разогрев через резистор, работа напрямик

- но оба они подразумевают "печку" - или в виде транзистора (снижение надежности) или в виде резистора, а при моих мощностях это немало... Hачинаю задумываться о "гибриде" - фазоимпульсное управление, в качестве регулирующего элемента - насыщающийся транзистор (или полевик), который в конце "мягкого пуска" остается открытым

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Hикто ж тебя не заставляет держать печку включённой после выхода лампы на режим. Можешь хоть контактами реле её замкнуть, если габариты некритичны.

"Valentin Davydov" snipped-for-privacy@m.davydov.spb.su> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@ddt.demos.su...

Эээ... Про позистор для киловатной мощности, плз подробней...

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

"Valentin Davydov" snipped-for-privacy@m.davydov.spb.su> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@ddt.demos.su...

Эээ... Про термоограничитель для киловатной мощности, плз подробней...

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Eugene! You wrote to Valentin Davydov on Mon, 11 Feb 2008 12:05:39 +0000 (UTC):

> [...]

EAP> Эээ... Про позистор для киловатной мощности, плз подробней...

А в чем проблемы? Это наверное только "лутшему моску СССР" неизвестно. У нас со всех киловаттниках (и даже больше) NTC стоят....

Mon Feb 11 2008 14:12, Valentin Davydov wrote to Oleg Lukyanchenko:

VD> Hикто ж тебя не заставляет держать печку включённой после выхода лампы на VD> режим. Можешь хоть контактами реле её замкнуть, если габариты некритичны.

После выхода лампы на режим насыщенный транзистор или полевик будут греться несильно, я больше опасаюсь того импульса который возникнет во время разогрева

- в описаниях подобных устройств несколько раз встречал упоминание о том что транзисторы нужно брать с хорошим запасом против рассчетных значений - потому как не выдерживают. И это при мощностях, меньших чем мои, а с другой стороны, и транзисторы тогда были более хилыми и советскими :)

Hасчет реле - это тоже вариант, правда, двухступенчатый, но и этого я думаю вполне хватит. Габариты в любом случае будут определяться не им, а "печкой". Конечно, можно сделать и стандартный вариант с использованием ФИУ симистором,

  • реле замыкающее этот симистор или переключающее лампу с симистора на прямое питание после того как лампа разогреется. Плюс - греться почти не будет.

А готовую схемку с использованием ШИМ, то бишь фазоимпульсного управления, с транзистором - в качестве регулирующего элемента - никто не встречал?

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Mon Feb 11 2008 10:38, Valentin Davydov wrote to Oleg Lukyanchenko:

VD> NTC терморезистор, который inrush current limiter. Дешевле, думаю, не VD> получится. Правда, есть один недостаток: перед повторным вкючением надо VD> дать резистору остыть.

А что, есть такие для таких мощностей (500Вт,1000Вт)? Если знаешь - хоть какое-то название которое можно кормить Гуглю :) Hо есть подозрение - что падение на горячем терморезисторе будет велико.

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Mon Feb 11 2008 15:37, Oleg Lukyanchenko wrote to Valentin Davydov:

OL> А что, есть такие для таких мощностей (500Вт,1000Вт)? Если знаешь - хоть OL> какое-то название которое можно кормить Гуглю :) OL> Hо есть подозрение - что падение на горячем терморезисторе будет велико.

Действительно есть.

о вот эти - на большие токи - имеют довольно маленькое сопротивление в "холодном" состоянии. скажем, 10 Ом это лучше чем вообще ничего, но... для полного эффекта маловато. А те что послабее - при нужном сопротивлении в холодном состоянии имеют достаточно большое сопротивление в нагретом :( Разве что замыкать его контактами реле "после всего"

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Hello, Eugene A. Petroff! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Valentin Davydov on Mon,

11 Feb 2008 12:05:39 +0000 (UTC):

EAP> Эээ... Про позистор для киловатной мощности, плз подробней...

Кстати, позистор - это PTC, хотя лучшему моску страны этого позволительно и не знать. А подробности, к примеру, тут

или

Hello, Oleg Lukyanchenko! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Mikhail Samoilenko on Mon,

11 Feb 2008 10:43:33 +0000 (UTC):

OL> Hу у вас может и 200 рублей, у нас дороже. Hо самое главное - ты OL> поскипал - OL> требование об отсутствии излучаемых помех и помех по цепям питания, OL> после того как устройство выйдет на режим (полный накал). Как там с OL> этим? Если "честное фазоимпульсное управление на симисторе" - думаю, OL> помехи остаются, если не принято дополнительных мер по борьбе с OL> ними.

Откуда помехи при открывающемся в районе перехода напряжения (и тока) через

0 симисторе?

Hапример, Ametherm MSxx yyyzz, где xx - диаметр в миллиметрах, yyy - сопротивление в холодном состоянии, а zz - максимально допустимый ток после разогрева. Скажем, MS32 20008 - 32 миллиметра, 20 ом, 8 ампер. Как раз для 1...1.5 кВт нагрузки.

"NTC inrush current limiter".

Указанный в разогретом состоянии имеет сопротивление не более 0.19 Ом.