лак

Доброго времени, All!

Как называется лак, которым покрывают печатные платы для работы в условиях повышенной влажности, и где такой можно достать? И можно ли заменить его на что-то легкодоступное в быту (на ПФ, например)?

Есть устройство, плохо переносящее влажность, хочется защитить. Герметичные боксы и/или заливка эпоксидкой/герметиком по ряду причин не катят, нужно более щадящие методы :-) Контакты и кнопки залью силиконовой смазкой, а вот чем защитить саму плату?...

Заранее спасибо!

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Hi Dmitry!

29 июля 2006 11:12, Dmitry Radishev писал All:

DR> Как называется лак, которым покрывают печатные платы для работы в DR> условиях повышенной влажности, и где такой можно достать?

ЦАПОH , ежли прально помню , достать ... спросил бы ты меня году в 90 - м ... я б пол бочки отлил , а сейчас ... угол Ленинского и Варшавской ( не совсем угол но во дворах по Ленинскому в сторону мака ) есть , и стоит вроде гуманно,правда мелкими упаковками .

DR> И можно ли DR> заменить его на что-то легкодоступное в быту (на ПФ, например)?

Замена -прямой нет , я пользовал эпоксу (EPO- прибалтика , ща ищу найти не могу

  • ацетон либо 646 й) .

DR> Есть устройство, плохо переносящее влажность, хочется защитить. DR> Герметичные боксы и/или заливка эпоксидкой/герметиком по ряду причин DR> не катят, нужно более щадящие методы :-) Контакты и кнопки залью DR> силиконовой смазкой, а вот чем защитить саму плату?...

А эпокса то почему не катит? - по растворителю - тоже .

Bye Dmitry! ... А ты воспользовался пакетом FTN?

Reply to
Dmitriy Alexeenkoff

"Dmitry Radishev" snipped-for-privacy@f42.n.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@f42.n.z2.ftn...

условиях

Их много - например, полиуретановый.

Продается в аэрозольных баллонах в магазинах радиодеталей (например, в чип-дипе).

И можно ли заменить его на

Могут быть эксцессы - потому лучше пользоваться проверенными решениями. Правильный лак вполне доступен.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Dmitry,

You wrote to All:

DR> Как называется лак, которым покрывают печатные платы для работы в DR> условиях повышенной влажности,

УР-231 Только ещё и печи для сушки нужны, если в самом деле интересует результат, а не иммитация бурной деятельности.

DR> и где такой можно достать? И можно ли DR> заменить его на что-то легкодоступное в быту (на ПФ, например)?

Зависит от ...

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Привет Dmitry!

29 Jul 06 10:12, Dmitry Radishev -> All:

> [...]

DR> И можно ли заменить его начто-то легкодоступное в быту (на ПФ, например)? Hарод использовал какой-то HЦ, но это из-за микротрещин, скорее декоративное покрытие, чем влагозащита.

DR> Есть устройство, плохо переносящее влажность, хочется защитить. DR> Герметичные боксы и/или заливка эпоксидкой/герметиком по ряду причин не DR> катят, нужно более щадящие методы :-) Контакты и кнопки залью DR> силиконовой смазкой, а вот чем защитить саму плату?... Что-то было по каталогам (С&D,Compel) химии для электроники.

Vitaly Polikarpov, vitvp[эt]mail.ru

Reply to
Vitaly Polikarpov

Доброго времени, Dmitriy!

Sunday July 30 2006 00:32, Dmitriy Alexeenkoff wrote to Dmitry Radishev:

DA> ЦАПОH , ежли прально помню , достать ... спросил бы ты меня году в 90

Точно? Цапон - это ж вроде нитролак, он разве хорошо защищает от влаги?

DA> А эпокса то почему не катит? - по растворителю - тоже .

У устройства - кнопочки и разъемчики, в монолитный брусок его превращать нельзя :-) А в пригодности эпоксидного _клея_ (лака под рукой нет и беглый обзор прилавков его не выявил) для тонкого защитного покрытия я немного сомневаюсь...

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Доброго времени, Vitaly!

Sunday July 30 2006 21:02, Vitaly Polikarpov wrote to Dmitry Radishev:

> [...]

Понял, спасибо! :-)

HЦ - нитроцеллюлоза? Действительно, вряд ли хорошо защитит, хрупкий...

До связи! / dibr [TEAM ВСЕ МАСТДАЙ] [шестая базовая]

Dmitry Radishev

Доброго времени, Andrey!

Sunday July 30 2006 15:44, Andrey Arnold wrote to Dmitry Radishev:

AA> УР-231 AA> Только ещё и печи для сушки нужны, если в самом деле интересует AA> результат, а не иммитация бурной деятельности.

Печи, увы, не катят - защищаю я уже готовое (купленное в магазине) устройство, а на нем всякой пластмассы дофига...

AA> Зависит от ...

Сейчас пробую полиуретановый паркетный. Применим для наружных работ - значит, как-то защитит; проводимость высокая - тестером два склеенных через бумагу листа фольги не прозваниваются никак. Через недельку, как все слои высохнут, узнаю что получится - пока залил лаком управляющие кнопки - пришлось заменять :-)

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Там температуры не такие уж и большие. Её даже старые (МП21,... ) германиевые транзисторы выдерживали.

DR> дофига... DR>>> и где такой можно достать? И можно ли DR>>> заменить его на что-то легкодоступное в быту (на ПФ, например)? AA>> Зависит от ... DR> Сейчас пробую полиуретановый паркетный. Применим для наружных работ - DR> значит, как-то защитит; проводимость высокая - тестером два склеенных DR> через бумагу листа фольги не прозваниваются никак. Через недельку, DR> как все слои высохнут, узнаю что получится - пока залил лаком DR> управляющие кнопки - пришлось заменять :-)

А возможные отложенные последствия не интересуют?

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Hi Dmitry!

31 июля 2006 15:16, Dmitry Radishev писал Dmitriy Alexeenkoff:

DR> Точно? Цапон - это ж вроде нитролак, он разве хорошо защищает от DR> влаги?

ессесно - половина войны именно им защищалась , да и гражданские не брезговали .

DR> У устройства - кнопочки и разъемчики, в монолитный брусок его DR> превращать нельзя :-) А в пригодности эпоксидного _клея_ (лака под DR> рукой нет и беглый обзор прилавков его не выявил) для тонкого DR> защитного покрытия я немного сомневаюсь...

Для тонкого покрытия - РАЗБАВЛЯЕМ ацетоном или любым другим нитро растворителем , сохнет дольше но и прочнее . то есть - замешиваем эпоксидку до однородности ( мешать 10мин непрерывно!!!) после чего добавляем растворитель по вкусу , до нужной жидкости - наносим и сушим ... Растворитель уходит 12-24 часа , клей полимеризуется еще 24 - 36 - и того до

3-х суток , долго , но покрытие устойчиво и прочно .

Здpавствуй Dmitry! Monday July 31 2006 14:16, Dmitry Radishev wrote to Dmitriy Alexeenkoff:

> [...]

УР-231 Как ваpиант для защиты pазовой поделки, - вместо лака клей БФ-4 или любой водостойкий.

Reply to
Alexandr Zhurov

"Dmitry Radishev" snipped-for-privacy@f42.n.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@f42.n.z2.ftn...

устройство,

От температуры зависит лишь время полимеризации - при _пропечке_ полимеризация достигается за время "сушки". Без пропечки может полимеризоваться гораздо дольше - недели и даже месяцы. Но, по большому счету, это не столь и важно - не сразу же ты это все будешь в воду макать. Да и сушилку можно достаточно просто соорудить на коленке - не бог весть какая проблема: положить на утюг и прикрыть сверху газеткой для уменьшения конвекции. Я сушу так заготовки для печатных плат - терморегулятор на утюге работает градусов от 50.

Могут "для блеску" намешать какую-нибудь фигню, нинафиг ненужную радиодеталям...

чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

"Dmitriy Alexeenkoff" snipped-for-privacy@p86.f.n5030.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p86.f.n5030.z2.ftn...

брезговали

Цапон использовался только в аппаратуре, рассчитанной на комнатные условия - то есть, на условия эксплуатации (и складского хранения!) БЕЗ климатических воздействий. И о защите, как таковой, там речь не идет - это скорей чисто косметический камуфляж, призванный улучшить эстетику, и только.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Привет, Alexandr! Вы писали to Dmitry Radishev on Tue, 01 Aug 2006 07:59:00 +0400:

> [...]

Можно ли его кисточкой наносить, что бы разъемы не закрывать и с запахом при распылении проблем не было? Водонепроницаемость при этом получается?

With best regards, Leha Bishletov. E-mail: snipped-for-privacy@rol.ru

Reply to
Leha Bishletov

Пpивет Andrey! Andrey Arnold --> Dmitry Radishev ( Sun Jul 30 2034, 16:44 )

AA> УР-231 AA> Только ещё и печи для сушки нужны, если в самом деле интересует AA> результат, а не иммитация бурной деятельности.

Я смешиваю в пpопоpции 10:1 и полyчаю сyхyю платy чеpез сyтки. Иногда наношy ещё pаз. Мне вpемя тестиpования позволяет. Акypат пока девайс pаботает на стенде. Это пpи паpтиях 100-200.

-= Брест. Павел Гришин =-

Reply to
Pavel Grishin

Пpивет Leha!

01 авгyста 2006 года (а было тогда 19:51) Leha Bishletov в своем письме к Dmitry Radishev писал:

??>>>> Как называется лак, котоpым покpывают печатные платы для ??>>>> pаботы в DR>> По pезyльтатам магазинных изысканий :-) кyпил полиypетановый DR>> паpкетный лак для наpyжных/внyтpенних pабот. Пpоводимость DR>> пpовеpил, "склеив" слоем лака два листа фольги чеpез газетный DR>> лист - тестеp на пpеделе 2МОм ничего не видит.Рискнyл и начал DR>> покpывать им, посмотpим что полyчится :-)

LB> Для пpовеpки навеpное пpавильнее покpыть лаком платy с двyмя LB> доpожками, затем окyнyть ее в стакан с водой и меpять сопpотивление LB> междy LB> доpожками. ИМХО, самая большая пpоблема лаков пpименительно к защите LB> от от влаги это наличие микpотpещин или поp, на сyхyю они все хоpоший LB> изолятоp. Влагопоглощение меpялось после пpебывания обpазца в воде (как помнится 24 часа) по изменению епсилон. Водопоглощение эпоксидных так мало, что yдельное сопpотивление почти не меняется и контpолиpовать по немy не yдается. А УР231 отвеpдитель нyжен, иначе месяц сохнyть бyдет. Если и вообще высохнет. Пpоще из эпоксидных что-то на подобии ЭП710 сотвоpить. Hоpмально и им покpытие тpехслойное назначалось. Пpи однослойном и с yскоpенной сyшкой после климатики на платy смотpеть жалко:(.

С yважением, Nick. 01 авгyста 2006 года

Reply to
Nick SalNik

Hello Dmitriy!

01 Aug 06 08:25, you wrote to Dmitry Radishev:

> [...]

Отвратительно. Быстро стареет и покрывается сквозными трещинами, сквозь которые влага быстро и беспрепятственно проникает к подложке.

DA> ессесно - половина войны именно им защищалась

Ровно до того момента, как отечественный химпром освоил производство уретановых (УР-231) и эпоксидных (ЭП-730, если мне память не изменяет) лаков. После чего на предприятиях оборонного комплекса стало гораздо проще "прихватизировать" канистру любого из вышеуказанных лаков, чем отыскать хотя бы маленький флакончик "цапона".

DA> да и гражданские не брезговали .

А "гражданка" с момента появления недорогих акриловых лаков перешла именно на них. И "цапон" с тех пор встречается либо в радиолюбительских лавках (для окраски баллонов электролампочек), либо в музее.

WBR, P.S. aka Serge

Reply to
Serge Polubarjev

Вы эта, не слушайте его аки не ведает что несет...

Цветным цапоном было принято замазывать пайки при навесном монтаже. Но делалось это не для защиты от чего-то, а для проверки того, что соединение действительно пропаяно и пропаяно качественно - проверенные пайки маркировались цапоном, что позволяло не пропустить чего-то при инспекции.

Народный лак был уретановый, УР-231. Где были требования посерьезнее, применялись другие лаки, в-основном эпоксидные.

Нонешние буржуинские "Conformal coatings", которые для любителей в баллончиках - те бывают уретановые, акриловые и силиконовые. Все г@овно, т.к. ни один как следует не высыхает, готовое покрытие мягкое и растворяется в чем ни попадя, включая вульгарный этиловый спирт. Если выхода нет, то лучше (точнее, менее хуже) брать уретановый и сушить его горячей сушкой. Получится некое подобие УР-231.

Reply to
Sergey Kubushin

Можно. И очень даже хорошо получается.

Reply to
Sergey Kubushin

Доброго времени, Leha!

Tuesday August 01 2006 14:51, Leha Bishletov wrote to Dmitry Radishev:

LB> Для проверки наверное правильнее покрыть лаком плату с двумя LB> дорожками, затем окунуть ее в стакан с водой и мерять сопротивление LB> между LB> дорожками. ИМХО, самая большая проблема лаков применительно к защите LB> от от влаги это наличие микротрещин или пор, на сухую они все хороший LB> изолятор.

Это "мягкий" лак, типа масляной краски - если там микротрещины и образуются, то не через сутки-другие, а через месяцы-годы, и их так не выловить. Hо вообще это мысль, надо проверить. А то мало ли...