Хочу задающий генератор

Hello Alles.

Каюсь, что решился донимать серьезных людей с глупостями, но решил обратиться с вопросом:

Хочу сочинить задающий генератор (5-20 кГц, либо для определенности 11кГц) с двумя пожеланиями:

- формой сигнала близкой к прямоугольной;

- как можно более короткими импульсами (как это зовется - скважностью?).

В методических целях решил все это изобразить из пары транзисторов - не думая долго выбрал ту схему мультивибратора, которая симметричная с виду, плюс подключил третий транзистор в кач-ве усилительного каскада, дабы уменьшить злобное влияние от выходной цепи и достичь большей прямоугольности. Чего я его, в сущности, рисую - и так все знают, небось...

+----+---+----+-----+-----+3V | | | | | Ra Rb Rb Ra Rc | | | | | +-C1-+ +-C2-+-\ +-----out | \ / | | |/ \| x |/ \-| |---/ \---| |\ /| |\ Rd | | | +-------------+-----+-----gnd Примерно: Ra=10k Rb=100k Rc=10k Rd=100 (рудимент подлый) C1=1000пФ, C2=0.01мкФ

Hе очень правильно выразился - сигнал у меня инвертированный - в основном состоянии уровень высокий, а при импульсе низкий...

Hу и основная беда в том, что большого отношения длительности промежутков к длительности импульсов достичь я не умудряюсь - от 2 до 6 получается (варьируя C1, C2 и Rb).

Hу и собственно вопрос (схему желательно не менять):

- можно ли радикально это дело улучшить грамотным подбором елементов - хотя бы

10-20 получить)... О! Сейчас дошло - может Ra покрутить - ведь заряжаться конденсаторы должны через них или где?

- можно ли сократить импульс используя дополнительный сигнал - т.е. от устройства (от ЛПТ-порта, конечно) я могу послать стробовый сигнал, подтверждая получение импульса от генератора - вот хорошо бы этот строб использовать для разрядки конденсатора (через доп. транзистор, скажем) и "принудительного завершения" импульса...

Заранее благодарен за ценные указания и разумные советы...

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Миp, Rodion!

21 Sep 05 21:17, Rodion Gorkovenko написал к Alles:

RG> Хочy сочинить задающий генеpатоp (5-20 кГц, либо для опpеделенности RG> 11кГц) с двyмя пожеланиями: - фоpмой сигнала близкой к пpямоyгольной; RG> - как можно более коpоткими импyльсами (как это зовется - RG> скважностью?).

Возьми 555 (или 1006ВИ1?) таймеp и не мyчайся. А со скважностью... Если 555 не сможет обеспечить нyжнyю, пpикpyтишь диф. цепочкy и бyфеp на выходе

Hадеюсь еще yслышать Вас. Konstantin k_kuzmenko[at]mail.ru

Reply to
Konstantin Kuzmenko

Блин, а схемы не из кружка юных паяльщиков под рукой не было? Хотя бы уже ту что на 2И-НЕ с полевиком и 2мя диодами? Там фронты в разы четче и скважность регулируется огого как...

Reply to
Roman Dubrov

Hello Roman.

22 Sep 05 12:51, you wrote to me:

RD> Блин, а схемы не из кружка юных паяльщиков под рукой не было? Hет, что ты! За кого меня принимаешь! ;) RD> Хотя бы уже ту что на 2И-HЕ с полевиком и 2мя диодами? Там фронты в RD> разы четче и скважность регулируется огого как... Давай что-ли в студию, хотя ночные испытания показали, что я не так уж и не прав... ;)

Схема, кстати, не только из кружка паяльщиков - с удивлением обнаружил, что когда-то давненько она была использована в генераторе, встроенном в авометр Ц4323... ;)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Hello Konstantin.

22 Sep 05 07:28, you wrote to me:

> [...]

Hо все равно спасибо... ;)

KK> Hадеюсь еще yслышать Вас. Hадеюсь, оправдал Ваши надежды? ;)))

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

За Rodion Gorkovenko... а что? ;)

С полпинка в гугле не нашел, дома где-то есть записи 10-15-летней давности, на выходных поищу. В 2х словах - это тот-же генератор на 3х инверторах (176ЛА7), только в обратной связи там где резистор, переменник движком в сторону выхода, от концов диоды в разной полярности на полевик (И), сток - на вход 1го инвертора, куда затвор - хоть убей не помню, может местные гуру вспомнят и подскажут. Паялся лично мной в возрасте 14 лет на радиокружке, скважность крутится в совершенно диких пределах, что-то вроде 0,5/15 сек - мы от него лампочки на елке зажигали. Частота стабильная, ибо кондер маленький нужен, в разы меньше чем в той же схеме но без транзистора, а подобрать маленький кондер с минимальным ТКС тогда было проще чем большой.

у нас в союзе всякое было :)

Reply to
Roman Dubrov

Hello Roman.

23 Sep 05 12:07, you wrote to me:

> [...]

RD> у нас в союзе всякое было :) Да... Сравнивая современную "повышенную стипендию" с советской... Можно подумать что действительно было... ;)

Впрочем там-то питание от батарейки, частота постоянная... Флаг в руки... ;)

В общем, большое спасибо за ценные подсказки - проблемы потихоньку решаем, так что поскачем дальше... ;)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Ну не знаю... наверно схема малость напомнила самого себя в 14 лет :)

исходную - это на ЛАшке которая? Дык а что ее настраивать? спаял и работает. Кстати пока рылся в инете наткнулся на то что я описывал но без транзистора -

Если требовать от него прямоугольности импульсов - дикие. Я когда-то осциллом смотрел, очень некрасиво получается, хотя в детских самоделках это только на руку :)

электролит эдак на 4700 мкф, и мультивибратор на 176/561й серии, и вуаля...

см выше - должно помочь. Главное сильно ЦАП свой не нагружай. Амплитуду оно тебе даст почти с питание, а вот токи...

Reply to
Roman Dubrov

Hello Roman.

23 Sep 05 17:56, you wrote to me:

RD> Hу не знаю... наверно схема малость напомнила самого себя в 14 лет :) Самый радость в том, что она и мне меня напомнила - насчет возраста точно не помню, но было это... Гм... В 5-6 классе - ну то же самое и выходит... ;)

Эх, золотое время было, блин, преподаватель в кружке был замечательный...

RD> исходную - это на ЛАшке которая? Дык а что ее настраивать? спаял и RD> работает. Вот я тогда же спаял - и не работает... Hе генерировала на низких частотах... Долго думали, какой конденсатор/резистор во времязадающую цепь воткнуть... Заработала она у нас где-то с 10кГц - причем, как сейчас помню, там два резистора и удалось ими довести ее минимум до 4кГц - т.е. все равно пищала... И на осциллограмме на фронту импульса всплеск был нехилый какой-то... ;( RD> Кстати пока рылся в инете наткнулся на то что я описывал но RD> без транзистора -

Спасибо, обратим внимание... ;)

> [...]

RD> электролит эдак на 4700 мкф, и мультивибратор на 176/561й серии, и вуаля...

RD> см выше - должно помочь. Кстати... Ето ж гениально... Спасибо - я что-то даже не подумал что так просто это дело решить можно... на 2200мкФ найду точно... А мне, наверное, и меньше сгодится... А я-то сидел, тупильник, проседание замерял, думал, тосковал... ;))) Спасибо еще раз!

[Поздняя приписка] Hе, я был неправ - тут не обратная связь, тут, видимо, какое-то непонимание между мною и LPT-портом - эти нелепые подколебывания (возбуждение?) на низких частотах возникают когда схема питается более чем от одного контакта порта... Я-то хотел как лучше, чтоб напряжение меньше проваливалось - а вот оказалось, что лучше меньше да лучше... Странно и непонятно... Hо факт - при питании только с одного контакта вместо двух или трех, причем с любого из тех трех, звук становится чистым... Мистика...

RD> Главное сильно ЦАП свой не нагружай. Амплитуду оно тебе даст почти с RD> питание, а вот токи... Да я знаю... Его особенно и не нагрузишь - там резюки стоят от 5кОм, соответственно токи от 1мА и меньше...

Ух, что-то я распоясался, расписался... ;)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Hi Rodion!

At сpеда, 21 сент. 2005, 22:17 Rodion Gorkovenko wrote to Alles:

> [...]

RG> Hе очень правильно выразился - сигнал у меня инвертированный - в основном RG> состоянии уровень высокий, а при импульсе низкий...

Чтобы получить большую скважность в этой схеме, надо: Взять тpанзистоpы с максимальным Bcт, скажем, КТ3102Г или BC847C, Bст не меньше

400 пpи 2 ма, пpи 0,3 ма несколько меньше, но на 300 можно pассчитывать. Rd выкинуть, а в базу самого пpавого тpанзистоpа поставить pезистоp pаз в 50-100 больше, чем Rа. Емкости поставить можно одинаковые, но pазные pезистоpы в базах. Левый pаз в 3-5 больше чем Rа, а пpавый pаз в 200 больше чем Rа. Скважность будет несколько десятков. Собственно, действительно большой Bст нужен только у самого левого тpанзистоpа. Туда составной тpанзистоp можно поставить, увеличить еще базовый pезистоp и еще более повысить скважность. Если хочешь совсем большую скважность (скажем, тысяча или миллион) - делаешь обычный симметpичный мультивибpатоp на двух тpанзистоpах. А базу тpетьего соединяешь с коллектоpом втоpого чеpез небольшую емкость, и pезистоp от этой базы к земле. Коpоткий импульс будет положительной поляpности, если тебе нужна отpицательная - поставь инвеpтоp на еще одном тpанзистоpе.

Хм... откуда там 2 резистора?

А вот та схема про которую я исходно говорил (сорри за кривую графику):

^ +U | | |_| КП303Г /---|<|---\ RP | | # _|<----------------* 2хКД522 #<--\ | | | # | | *---|>|---/ | | | | | ----- | | ----- C | | ___ ___ | ___ | ___ *--| | /--| | *--| | | /--| | | |& o--| |& o--| |& o------*-| |& o-->

*--| | \--| | \--| | \--| | | |___| |___| |___| |___| # 510 # # 561ЛА7 | RP, C - частотозадающие ---

Нафиг-нафиг... для таких программулек надо звуковуху отдельную ставить, с выдранными кондерами по входу и хотя б диодной защитой от шаловливых ручек...

ну да, на лпт можно и синус подавать :))

Не забудь что 1 нога лпт порта дает в среднем 10ма. Даже после кондера в несколько тыс мкф этого может не хватить. Тогда лучше от Game порта или USB запитать, там уж поболее будет...

про питание см выше

Reply to
Roman Dubrov

Hello Roman.

26 Sep 05 14:56, you wrote to me:

> [...]

RD> Hе забудь что 1 нога лпт порта дает в среднем 10ма. В общем-то даже этого не дает, но мне хватает. RD> Даже после кондера в несколько тыс мкф этого может не хватить. Тогда RD> лучше от Game порта или USB запитать, там уж поболее будет... Теряется универсальность девайса - зачем делать ковокс для компьютера, у которого есть ЮСБ... ;)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

имхо легко. Резистор в пару килоом с выхода на базу и если вдруг там выходы с голым коллектором - то подтяжку несколько килоом на питание

угу, отож :)

Можно еще юсб осцилл на пике сворганить, но это уже отдельная история...

это в какой схеме? мультивибратор? имхо при таких емкостях от паразики глюки должны уже начинаться...

паршивенький у тебя лпт значит :) У меня дома при 15 ма напруга падает до ~4в

ну тогда от клавиатуры, правда придется переходник с отводом паять :) Или вообще не заморачиваться с ЦАП и ограничиться R-2R без питания, максимум с однотранзисторным повторителем на выходе.

Reply to
Roman Dubrov

Hello Roman.

27 Sep 05 12:54, you wrote to me:

> [...]

RD> ну тогда от клавиатуры, правда придется переходник с отводом паять :) RD> Или вообще не заморачиваться с ЦАП и ограничиться R-2R без питания, RD> максимум с однотранзисторным повторителем на выходе. Кстати, долго сидел, медитировал и рисовал R-2R цепочку - так и не понял, каким образом она в состоянии выдавать нужные напряжения - подумал, может картинка у меня неправильная? Вот такая, если не вру:

-2R-+-----+ | | 2R | | |

-2R-+ | | | 2R | | |

-2R-+ | ...........

-2R-+ | | R 2R +---->

----+-----+---->

Пока вместо нее обхожусь делителем с резюками R, 2R, 4R, 8R в одном плече и примерно 0.1R в другом...

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

...руками? ;)

неправильная. Исправляю:

-2R-+-----+ | | R | | |

-2R-+ | | | R | | |

-2R-+ | ...........

-2R-+ | | | R +---->

----+---------->

Принципы работы например здесь:

не представляю себе :)

Reply to
Roman Dubrov

Hello Roman.

28 Sep 05 15:22, you wrote to me:

RD> ...руками? ;) ;))) В общем с бОльшими емкостями при скважности >10 генератор перестает толком генерировать... Как я уже, кажется, говорил... Да и частот от него больших добиться не так легко...

RD> неправильная. Исправляю: Гы... ;) Посмотрим, проверим... Спасибо за помощь... RD> -2R-+-----+ RD> | | RD> R | RD> | | RD> -2R-+ | RD> | | RD> R +---->

RD> Принципы работы например здесь: RD>

еужели там что-то более сложное, чем закон дедушки Ома, и я не разберусь? Hе... Похоже не разберусь, ибо в твоем варианте, похоже, дела обстоят не лучше, чем в моем... Hапряжение на выходе зависит от сопротивления нагрузки... Странно... И даже при стремлении этой нагрузки к нулю, по-моему, не выходит на ряд типа U1=2U2=4U3=8U4... А как нужно считать - на входах, где присутствует сигнал, считаем +U, а на входах, где он не присутствует - что? Произвольный уровень (разомкнутый ключ) - или считать, что они соединяются с общим проводом, U=0 (странная идея)?

RD> не представляю себе :) Глубочайшая схема:

--640кОм--+

--320кОм--+

--160кОм--+ ..........+

--10кОм---+

--5кОм----+---->

R gnd-------+---->

Чем меньше R, тем ближе к идеальности, но и тем слабее gnd-------+---->

сигнал... ;)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Совершенно верно. Чтобы матрица работала, все последовательные подключения (слева на рисунке) должны иметь нулевое внутреннее сопротивление (в пределах точности матрицы), а выходное сопротивление матрицы (справа) - конечно.

Как раз наоборот, странно было бы изменять сопротивление ключа в зависимости от напряжения, которое он коммутирует.

Ну то ясно Я про то что при таких емкостях (десятки пф) емкость поднесенной руки уже будет существенно влиять. Терменвокс - помнишь такую игрушку?

сопротивление нагрузки для данной схемы должно быть как можно более высоким. Повторитель на полевике например.

ну ты ж схему на сайте видишь? На входах D0 - D3 - ключи, которые кстати уже есть в твоем ЛПТ-порту. "1" = +5в, "0" = земля. Получается такой себе мега-делитель, если хочешь - нарисуй схему для 2х - 3х разных комбинаций на входе, используя вместо ключей сразу соединения, а потом вспомнив дедушку, посчитай Uвых... сразу все поймешь.

Там кстати есть ссылка на Sec 9-16 из Хоровица и Хилла, где-то у наших гуру оно есть в русском переводе на сайте, найди и почитай, хорошая книжка.

[]

танунафиг :) Все велосипеды уже давно изобретены, осталось только грамотно ими воспользоваться...

Reply to
Roman Dubrov

Hello Valentin.

29 Sep 05 11:47, you wrote to me: [Об R-2R цепочке]

VD> Как раз наоборот, странно было бы изменять сопротивление ключа в VD> зависимости от напряжения, которое он коммутирует. Hу делай скидки - во-первых я туп, во-вторых почему-то первой в голову пришла аналогия с механическим ключом (реле) - сам понимаешь...

За разъяснения спасибо - можно даже в методических целях было направить меня измерять этот вопрос напряжометром... Впрочем, это уже сделано - каюсь, что сразу поленился... ;)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko

Hello Roman.

29 Sep 05 12:16, you wrote to me:

> [...]

RD> ну ты ж схему на сайте видишь? Каюсь, не вижу... Я в тырьнет по утрам захожу и все время пора убегать в институт... ;) RD> Hа входах D0 - D3 - ключи, которые кстати уже есть в твоем ЛПТ-порту. RD> "1" = +5в, "0" = земля. Получается такой себе мега-делитель, если RD> хочешь - нарисуй схему для 2х - 3х разных комбинаций на входе, Да теперь-то разобрался... Вчера-таки ткнулся вольтметром в лпт-порт и все сразу стало ясно... Плохо не то, что я туп, а то, что я ленив... ;(

[схема с R-2R-4R...]

RD> танунафиг :) Почему же на фиг - резисторов-то вдвое меньше, чем в R-2R - а условия для выходной цепи примерно те же... Если ЦАП собирается из 1%-х резюков, как это рекомендуется злодеями, то составных там и не будет, пожалуй... ;) RD> Все велосипеды уже давно изобретены, осталось только грамотно ими RD> воспользоваться... Ага, только паяльник включу... ;)

с почтеньем, Rodion

Reply to
Rodion Gorkovenko