Hа: pегулятоp обоpотов

Мое почтение, Eugene!

06 января 2006 12:45, Eugene A. Petroff писал Andrew Matveev:

EAP> падение момента

EAP> ПОС по току. Как в классическом стабилизаторе для кассетного EAP> магнитофона.

А можно подробнее? Чем больше потребляяемый ток, тем дольше открыт ключевой элемент? Так мотор же сгорит?

Всего хорошего, Eugene!

Alex B. Solomatin AKA Magister Lex

Reply to
Alex B. Solomatin

Hello Eugene!

06 Jan 06 12:45, Eugene A. Petroff wrote to Andrew Matveev:

EP> ПОС по току. Как в классическом стабилизаторе для кассетного EP> магнитофона.

Для движка с последовательным возбуждением? Ой, сомневаюсь... :-)

С Hовым Годом!

"Alexander Zabairatsky" snipped-for-privacy@p28.f.n5084.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p28.f.n5084.z2.ftn...

этим

Сериесная машина обладает встроенной ПОС - потому ее моментная характеристика и жестче. Но глубина этой ПОС недостаточна для полной стабилизации и электроный регулятор способен докорректировать. Причем, глубина ПОС в самой машине оптимальна только при номинальном напряжении питания и падает при его снижении. Стабилизация достигается только для одного сочетания оборотов и питания. Нам же надо получить другие _обороты_ - то есть, вывести из режима оптимума.

Сущность стабилизации са счет токовой ПОС - введение в общий импеданс (с учетом электромеханических компонетов) отрицательной части, компенсирующей положительню его часть. Например, в машине с независимым возбуждением уменьшение импеданса приводит к увеличению размаха балансирующего тока, определяемого разностью входного напряжения и напряжения противоЭДС - что и обеспечивает стабилизацию оборотов, поскольку противоЭДС линейно сваязана с оборотами и незначительное уменьшение оборотов приводит к вкачиванию большого дополнительного тока.

В сериесной машине, как я сказал выше, часть этой токовой ПОС введена конструктивно, а значит при регулировании оборотов надо подобрать закон так, что б скомпенсировать падение ПОС на малых оборотах.

Ну, в общем, надеюсь что нюансы ты сообразишь сам.

Чао!

ЗЫ: помимо токовой ПОС есть еще один способ получения тахо-сигнала - прямое измерение противо-ЭДС при кратковременном снятии питания с электромашины. Когда-то я лепил такую хреньку, правда, для машины с независимым возбуждением - использовалось нефильтрованное питание от выпрямленных 50 Гц и замер при помощи УВХ производился в момент нуля синусоиды. Все хозяйство "весило" полтора корпуса КМОП + пара транзюков и держало обороты очень жестко. Для сериесной машины это решение, на мой взгляд, вполне применимо - если питать от выпрямленного несглаженного напряжения, то остаточная намагниченность возбуждения достаточна для формирования тахо-сигнала.

Надо просто посидеть и померять характеристики. А по нынешним временам все законы на счет раз забиваются в микроконтроллер...

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello Eugene!

07 Jan 06 15:49, Eugene A. Petroff wrote to Alexander Zabairatsky:

EP> Сериесная машина обладает встроенной ПОС - потому ее моментная EP> характеристика и жестче. Hо глубина этой ПОС недостаточна для полной EP> стабилизации и электроный регулятор способен докорректировать. Причем, EP> глубина ПОС в самой машине оптимальна только при номинальном EP> напряжении питания и падает при его снижении. Стабилизация достигается EP> только для одного сочетания оборотов и питания. Hам же надо получить EP> другие _обороты_ - то есть, вывести из режима оптимума.

Ошибаешься. У сериесной машины зарактеристика мягкая. Самая мягкая из всех машин. Если ее основательно нагрузить, скорость просаживается до минимума, при снижении нагрузки обороты растут, без нагрузки она вообще вразнос идет.

EP> ЗЫ: помимо токовой ПОС есть еще один способ получения тахо-сигнала - EP> прямое измерение противо-ЭДС при кратковременном снятии питания с EP> электромашины. Когда-то я лепил такую хреньку, правда, для машины с EP> независимым возбуждением - использовалось нефильтрованное питание от EP> выпрямленных 50 Гц и замер при помощи УВХ производился в момент нуля EP> синусоиды. Все хозяйство "весило" полтора корпуса КМОП + пара EP> транзюков и держало обороты очень жестко. Для сериесной машины это EP> решение, на мой взгляд, вполне применимо - если питать от EP> выпрямленного несглаженного напряжения, то остаточная намагниченность EP> возбуждения достаточна для формирования тахо-сигнала.

А вот это интересно. Можно чуть подробнее? Там же индуктивности, соответственно, нуля тока может просто не быть, а если он и есть, то не одновременно с нулем напряжения? Или как?

EP> Hадо просто посидеть и померять характеристики. А по нынешним временам EP> все законы на счет раз забиваются в микроконтроллер...

Это-то понятно...

"Alexander Zabairatsky" snipped-for-privacy@p28.f.n5084.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p28.f.n5084.z2.ftn...

полной

Причем,

достигается

получить

всех

Боюсь, что ошибаешься ты :) Я оставляю свое утверждение в силе.

Если ее основательно нагрузить, скорость просаживается до минимума, при

идет.

Давай во избежание ошибок уточним предмет спора. Сериесная машина - это коллекторный двигатель с обмоткой возбуждения, соединеной последовательно с якорем.

Поскольку ток возбуждения равен току якоря, то происходит следующее - если вследствие увеличения нагрузки на валу обороты упадут, то уменьшится противо-ЭДС якоря и возрастет ток якоря. Точно так же, как и в машине с независимым возбуждением. Но в силу положительной ОС по возбуждению, увеличение тока приведет к увеличению магнитного поля, что в свою очередь увеличит момент на валу и воспрепятствует в значительной мере снижению оборотов, как бы это произошло при независимом возбуждении. То есть, рабочая характеристика в области РАБОЧИХ нагрузок ужесточается.

Что касается повышенных оборотов на ХХ, то это свойственно многим системам с магнитным усилением - вспомним про феррорезонансный стабилизатор или стабилизатор переменного тока на магнитном усилителе.

Сериесная машина просто не расчитана для работы в широком диапазоне механических нагрузок - если стоит такая задача, то возбуждение выполняют комбинированным и параллельная ветвь препятствует излишнему разгону.

Боюсь, что ты попутал сериесную (то есть, последовательную) машину с чем то еще.

тахо-сигнала -

от

нуля

это

намагниченность

не

Мы измеряем тахо-напряжение на якоре в момент времени, когда напряжение на ВХОДЕ минимально - то есть, формируем импульс на УВХ, не ориентируясь на ток. Кроме того, речь ведь о питании от медленных 100-герцовых горбушек, причем, меняющихся достаточно плавно и потому индуктивные выплески незначительны. Еще раз обращу внимание на то, что питание производится от выпрямителя без сглаживающих емкостей.

В принципе, нет проблем применить способ и при питании от постоянного напряжения, но тогда придется специально формировать измерительные интервалы, принудительно отключая силовой ключ. Такие штуки тоже делал - и работает оно очень стабильно. Точность стабилизации определяется лишь стабильностью параметров двигателя в режиме генератора, и для большинства практически значимых приложений этого достаточно. Во всяком случае, стабильность тахогенераторной ОС значительно выше, чем у систем с токовой ПОС, то есть, мостовых, поскольку нестабильность тахо-ЭДС определяется только нестабильностью возбуждения, которое от температуры зависит все таки значительно меньше, чем активное сопротивление якоря, входящее в балансировку измерительного моста.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

"Alex B. Solomatin" snipped-for-privacy@p9.f.n467.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p9.f.n467.z2.ftn...

ключевой

Тем БОЛЬШЕ открыт ключевой элемент - это родная схема для аналогового регулятора.

Так мотор же сгорит?

??? Он должен напрямую работать от источника не сгорая - гореть может только сверло на неподходящем материале, для чего и нужно движок попридержать в некоторых случаях на малых нагрузках...

В общем, бери классическую схемку от любого стабилизатора оборотов кассетного магнитофона и пределывай ее на соответствующие токи/напряжения. И будет тебе щасте...

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hi!

In a message of 09 Jan 06 Eugene A. Petroff wrote to Alexander Zabairatsky:

EAP> Сериесная машина просто не расчитана для работы в широком диапазоне EAP> механических нагрузок - если стоит такая задача, то возбуждение EAP> выполняют комбинированным и параллельная ветвь препятствует излишнему EAP> разгону.

А тебя не смущает, что в электричках, поездах метро, электровозах и проч. применяются именно коллекторые электродвигатели с последовательным возбуждением (асинхронники и вентильные - не в счёт), и прекрасно работают в диапазоне скоростей от 0 до макс, равно как и в диапазоне нагрузок от 0 до макс?

Bye...

Reply to
Vadik Akimoff

Привет Vadik!

Monday January 09 2006 17:58, Vadik Akimoff wrote to Eugene A. Petroff:

VA> А тебя не смущает, что в электричках, поездах метро, электровозах и проч. VA> применяются именно коллекторые электродвигатели с последовательным VA> возбуждением (асинхронники и вентильные - не в счёт), и прекрасно работают VA> в диапазоне скоростей от 0 до макс, равно как и в диапазоне нагрузок от 0 VA> до макс?

Его ничего не смущает. Hа самом деле - сериесная машина не предназначена для работы на холостом ходу - идет "вразнос". Hо в целом - онаобладает достаточно мягкой характеристикой, для применения как тяговой. (но используют и другие).

, ftp://altor.sytes.net

"Vadik Akimoff" snipped-for-privacy@p1.f.n5020.z2.fidonet.org>

сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@f835.n.z2.FidoNet.ftn...

диапазоне

излишнему

проч.

работают в

0 до

Меня - нет. Потому, что я знаю, что колеса не дадут раскрутиться якорю слишком быстро :)

А нагрузка (момент вращения на валу) всегда бывает или очень большой (на разгоне), или чуть поменьше (на максимальной скорости) - и потому как раз дипазон нагрузок у электричковой сериесной машины НЕ большой (на заходит в область малых нагрузок, поскольку отсутствует холостой ход).

А еще я знаю, зачем выпускаются ну очень мощные полупроводниковыые приборы!..

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello Eugene!

09 Jan 06 12:32, Eugene A. Petroff wrote to Alexander Zabairatsky:

EP> Боюсь, что ошибаешься ты :) Я оставляю свое утверждение в силе.

См. ниже.

EP> Давай во избежание ошибок уточним предмет спора. Сериесная машина - EP> это коллекторный двигатель с обмоткой возбуждения, соединеной EP> последовательно с якорем.

Угу.

EP> Поскольку ток возбуждения равен току якоря, то происходит следующее - EP> если вследствие увеличения нагрузки на валу обороты упадут, то EP> уменьшится противо-ЭДС якоря и возрастет ток якоря. Точно так же, как EP> и в машине с независимым возбуждением. Hо в силу положительной ОС по EP> возбуждению, увеличение тока приведет к увеличению магнитного поля, EP> что в свою очередь увеличит момент на валу и воспрепятствует в EP> значительной мере снижению оборотов, как бы это произошло при EP> независимом возбуждении. То есть, рабочая характеристика в области EP> РАБОЧИХ нагрузок ужесточается.

Hе так. Забудем на минуту об активном сопротивлении обмоток, будем считать его равным нулю. Итак, машина с постоянным магнитным потоком (постоянный магнит или независимое возбуждение) кормится от источника ЭДС. Здесь противо-ЭДС, генерируемая этой машинкой в точности равна ЭДС источника. И учитывая, что ее противо-ЭДС прямо пропорциональна оборотам, наблюдается стабилизация скорости: если скорость по каким-то причинам попытается уменьшиться, то уменьшится противо-ЭДС, компенсация нарушится. попрет большой ток, который и вернет обороты к прежнему значению. Таким образом, механическая характеристика машинки с постоянным магнитным потоком и и нулевым активным сопротивлением обмоток, питаемой от идеального источника напряжения - где-то между жесткой и абсолютно жесткой. Стабилизаторы скорости с ПОС, как раз, и используют эту их особенность

- ПОС вносит отрицательное сопротивление, которое компенсирует положительное сопротивление обмоток, а, заодно и "просадку" магнитного поля статора, буде таковая найдется, а собственно стабилизацию скорости обеспечивает сам движок конструктивно.

В сериесной машинке все не так. Опять же, берем "идеальную машинку, кормим ее от идеального источника. Вот есть какой-то стабильный режим с конкретным током потребления, оборотами и моментом. Увеличим момент на валу. Вал притормозится, ток возрастет, магнитное поле статора _увеличится_, возрастет ЭДС, генерируемая якорем и режим стабилизируется в новой точке. Если, наоборот, уменьшить момент, то двигатель начнет разгоняться, ток потребления уменьшится, при меньшем токе, чтобы противо-ЭДС сравнялась с источником, требуются гораздо бОльшие обороты, на которых режим стабилизируется опять.

Для идеального случая все выражается элементарной математикой. Момент любого коллекторного движка прямо пропорционален току через якорь, а ЭДС в режиме генератора пропорциональна скорости его вращения и току возбуждения, то есть

М = К1 * Iя (1) Eг = K2 * n * Iвозб (2)

где К1 и К2 - коэффициенты, постоянные для данного движка и определяемые его конструкцией.

У сериесного движка Iя =I возб, найдем этот ток из (1) и подставим в (2), учтем также, что Ег = U питания, и заменим К = К2 / К1, в итоге имеем:

Uпит = K * M * n,

Отсюда

n = Uпит / (K * M) или M = Uпит / (K * n)

Таким образом, у сериесного двигателя зависимость оборотов от момента _гиперболическая_ - идеальный сериесный движок разовьет сколь угодно большой момент при почти нулевой скорости, и, наоборот, сколь угодно большие обороты при почти нулевом моменте.

В реале, конечно, скажутся и сопротивление обмоток, и нелинейность намагничивания железа, и трение, и куча других факторов, но сильно они проявляются только на краях характеристики, а при допустимых нагрузках так оно и есть, почти гипербола.

Hello, Eugene A. Petroff! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alexander Zabairatsky on Mon, 9 Jan 2006 09:32:19 +0000 (UTC):

EAP> Боюсь, что ошибаешься ты :) Я оставляю свое утверждение в EAP> силе.

Ну и продемонстрируешь незнакомство с предметом. У сериесной машины выходная характеристика гиперболическая, у шунтовой машины - линейная. Это два крайних случая в чистом виде в достаточно мощных машинах практически не используются и возбуждение обычно комбинированное. Подробности - в любом учебнике по электроприводу.

Hello, Vadik Akimoff! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Eugene A. Petroff on Mon, 09 Jan

2006 17:58:22 +0300:

VA> А тебя не смущает, что в электричках, поездах метро, VA> электровозах и проч. VA> применяются именно коллекторые электродвигатели с VA> последовательным возбуждением (асинхронники и вентильные - не VA> в счёт), и прекрасно работают в диапазоне скоростей от 0 до VA> макс, равно как и в диапазоне нагрузок от 0 до макс?

Там применяется именно смешанное возбуждение. И никогда нет нулевой нагрузки, при которой последовательная машина идет в разнос.

Пpивет тебе, Eugene!

Дело было 09 янваpя 06, Eugene A. Petroff и Alexander Zabairatsky обсуждали тему "Hа: pегулятоp обоpотов".

EAP> Боюсь, что ошибаешься ты :) Я оставляю свое утвеpждение в силе.

Он не ошибается. Именно так и есть - кpутопадающая хаpактеpистика обоpотов от нагpузки. И кpутопадающая момента от обоpотов.

EAP> Давай во избежание ошибок уточним пpедмет споpа. Сеpиесная машина - это EAP> коллектоpный двигатель с обмоткой возбуждения, соединеной EAP> последовательно с якоpем. Да. Машина с последовательным возбуждением.

[хpяп!]

EAP> Боюсь, что ты попутал сеpиесную (то есть, последовательную) машину с чем EAP> то еще.

Ты таки загляни в спpавочник, не теоpетизиpуй.

"Alexander Zabairatsky" snipped-for-privacy@p28.f.n5084.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p28.f.n5084.z2.ftn...

как

по

поля,

области

Можно не забывать - оно определит начальный ток при остановленном двигателе (импульс тока разгона).

будем считать его

Достаточно считать его просто _малым_...

Итак, машина с постоянным магнитным потоком (постоянный магнит или

Да.

И учитывая, что ее

скорости:

уменьшится

вернет

Да.

Таким образом, механическая характеристика машинки

обмоток,

абсолютно

Строго говоря - абсолютно жесткая. "Между" не получится...

Стабилизаторы скорости с ПОС, как раз, и используют эту их особенность

положительное

Да.

а, заодно и "просадку" магнитного поля статора, буде

движок

А про это подробней - что понимаешь под "просадкой поля"?

кормим ее

конкретным током

притормозится,

генерируемая

Не стоит рассматривать сериесную машину в отрыве от реальности. Прежде чем переходить к анализу ее работы, следует учесть влияние сопротивления обмотки. И в машине с НВ сопротивление цепи приводит к падению реального _движущего_ напряжения (против которого работает противо-ЭДС) так, что моментно/обротная характеристика становится линейно-падающей от максимального крутящего момента при остановленном якоре до нулевого на ХХ, случившегося при оборотах ХХ. Вот эту характеристику реального ДНВ мы и должны взать в качестве базовой для сравнения с характеристиками ДПВ. Еще раз отметим - прямая линия, определяемая предельным моментом и предельными оборотами (при нулях по каждой из осей графика моментной характеристики).

любого

Для любого?? Извиняюсь, но придется уточнить - только для ДНВ/ДПМ. Потому, что момент определяется произведением ампер-витков на напряженость магнитного поля. В ДНВ/ДПМ поле условно постоянно - и потому один из сомножителей константа. В сериесной машине поле является функцией тока и потому момент квадратичен от тока (если забыть про насыщение магнитопровода, конечно).

так оно

Рабочий участок х-ки сериесной машины более жесткий - перепад оборотов в заданных границах изменения момента на валу меньше, чем для машины с НВ. Понять это можно просто - допустим, у нас установившися режим. Если мы увеличим нагрузку на валу, то обороты упадут, что приведет к увеличению тока возбуждения. Ответной реакцией якоря будет увеличение оборотов относительно значения, которое получилось бы при неизменном значении возбуждения (то есть, относительно машины с НВ) - и не нужно забывать про отличия реальных машин от идеальных.

Участок гиперболической х-ки сериесной машины в области рабочих нагрузок (то есть, от максимальной проектной до примерно ее половины) более _пологий_, чем х-ка ДНВ. Это и означает именно большую жесткость рабочей характеристики. Двигатели не оптимизируют на работу в области холостого хода - двигатели оптимизируют для работы в окрестности максимального момента на валу.

Чао!

ЗЫ: в общих чертах, мы с тобой физику работы представляем адекватно - только вот ты попытался охарактеризовать по жесткости ВСЮ область работы, а меня интересует только практически значимый участок в правой части графика. Думаю, флеймить смысла нет - просто достаточно понять причину наших расхождений.

Reply to
Eugene A. Petroff

"Alexander V. Lushnikov" snipped-for-privacy@p19.f.n5005.z2.fidonet.org> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@p19.f.n5005.z2.ftn...

обоpотов от

Меня, как практика, не интересует область в районе ХХ - реально ЭД работают в области максимальных нагрузок. А там нагрузочная характеристика сериесной машины значетельно жестче, чем при независимом возбуждении - гипербола падает менее круто, чем константная прямая.

Так же, в силе остается мой тезис о том, что сериесная машина имеет ПОС через обмотку возбуждения.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Eugene A. Petroff! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alexander V. Lushnikov on Tue, 10 Jan 2006 11:55:27 +0000 (UTC):

EAP> Меня, как практика, не интересует область в районе ХХ - EAP> реально ЭД работают в области максимальных нагрузок. А там

Чушь собачья.

EAP> нагрузочная характеристика сериесной машины значетельно EAP> жестче, чем при независимом возбуждении - гипербола падает EAP> менее круто, чем константная прямая.

Зависит от конструкции двигателя.

EAP> Так же, в силе остается мой тезис о том, что сериесная машина EAP> имеет ПОС через обмотку возбуждения.

Потому и идет в разнос без нагрузки.

> [...]

Зависит от конструкции двигателя.

EAP> Так же, в силе остается мой тезис о том, что сериесная машина EAP> имеет ПОС через обмотку возбуждения.

Hello, Eugene A. Petroff! You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Alexander Zabairatsky on Tue, 10 Jan 2006 11:55:27 +0000 (UTC):

EAP> ЗЫ: в общих чертах, мы с тобой физику работы представляем адекватно - EAP> только вот ты попытался охарактеризовать по жесткости ВСЮ EAP> область работы, а меня интересует только практически значимый EAP> участок в правой части графика.

Практически значимый для электроинструмента весь диапазон нагрузок. От холостого хода, до полностью заторможенного якоря.

EAP> Думаю, флеймить смысла нет - просто достаточно понять причину наших расхождений.

В твоем незнании азбучных истин.

Hi Eugene!

At втоpник, 10 янв. 2006, 14:55 Eugene A. Petroff wrote to Alexander V. Lushnikov:

EAP> Меня, как практика, не интересует область в районе ХХ - реально ЭД EAP> работают в области максимальных нагрузок. А там нагрузочная EAP> характеристика сериесной машины значетельно жестче, чем при независимом EAP> возбуждении - гипербола падает менее круто, чем константная прямая.

Hет. У электpодвигателя пpи пpотиво-ЭДС сильно меньшей чем напpяжение питания pезко падает КПД и возpастает нагpев. Пpактически, кpоме совсем уж специальных или весьма маломощных движков, pаботать в таком pежиме двигатели способны лишь кpатковpеменно, пpи pазгоне. То есть пpактически важна область именно тех нагpузок, что названы малыми.

Hello Eugene!

10 Jan 06 14:55, Eugene A. Petroff wrote to Alexander Zabairatsky:

EP> Участок гиперболической х-ки сериесной машины в области рабочих EP> нагрузок (то есть, от максимальной проектной до примерно ее половины) EP> более _пологий_, чем х-ка ДHВ.

Что значит более пологий? Hа этом участке обороты сериесного движка изменятся _вдвое_.

EP> Это и означает именно большую жесткость рабочей характеристики.

:-) У движка с жесткой характеристикой, в тех же условиях, - процентов на 20 максимум.

EP> Двигатели не оптимизируют на работу в области холостого хода - EP> двигатели оптимизируют для работы в окрестности максимального момента EP> на валу.

В общем-то да, хотя и не всегда, поскольку это зависит от назначения движка.