фотодатчик

Доброго времени суток, All!

Нужен сабж, способный выдавать дискретный сигнал (TTL) для лошадьтроллера - банальная проверка наличия преграды между сабжем и светодиодом. Насколько для этого пригодна вот такая лошадьструкция с фототранзистором:

+5V <---+ | [ ] [ ] | +----> на вход лошадьтроллера | vv _|/ |\v | | _|_

Или лучше так:

+5V <---+ | vv _|/ |\v | +----> на вход лошадьтроллера | [ ] [ ] | _|_ ?

Еще попалась вот такая хрень:

- насколько она лучше или хуже?

Схемы с компаратором видел, но по возможности хочу избежать, ибо места внутри устройства (в том числе на плате) будет очень мало.

Reply to
Alexey Vissarionov

Alexey,

You wrote to All:

AV> Нужен сабж, способный выдавать дискретный сигнал (TTL) для AV> лошадьтроллера - банальная проверка наличия преграды между сабжем и AV> светодиодом. Насколько для этого пригодна вот такая лошадьструкция с AV> фототранзистором: AV>

AV> +5V <---+ AV> | AV> [ ] AV> [ ] AV> | AV> +----> на вход лошадьтроллера AV> | AV> vv _|/ AV> |\v AV> | AV> | AV> _|_ AV>

AV> Или лучше так: AV>

AV> +5V <---+ AV> | AV> vv _|/ AV> |\v AV> | AV> +----> на вход лошадьтроллера AV> | AV> [ ] AV> [ ] AV> | AV> _|_ AV>

AV> ? AV>

AV> Еще попалась вот такая хрень: AV>

- насколько AV> она лучше или хуже?

Дискретный сигнал ни одна из этих трёх схем выдать не может.

AV> Схемы с компаратором видел, но по возможности хочу избежать, ибо AV> места внутри устройства (в том числе на плате) будет очень мало.

Без какой-то пороговой схемы сигал будет аналоговым.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Alexander,

You wrote to Michael Belousoff:

> [...]

Человек не хочет ставить даже пороговое устройство, а ты тут целый комп ставишь...

ЗЫ. По мне так не просто пороговое, а обязательно с гистерезисом от 5 процетов и выше, причём не вне контура датчика (фототранзистора). То бишь датчик должен входит составным элементом в пороговую схему, чтобы исключить генерацию при любых условиях (освещённости). Иначе проблемы неизбежны. Это первое.

А уж потом можно подумать в том ключе, как ты...

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Здpавствуй, Alexey!

Понедельник 08 Октября 2012 20:04, ты писал(а) All, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/545+5072f999:

AV> Доброго времени суток, All!

AV> Hужен сабж, способный выдавать дискретный сигнал (TTL) для AV> лошадьтроллера - банальная проверка наличия преграды между сабжем и AV> светодиодом. Hасколько для этого пригодна вот такая лошадьструкция с AV> фототранзистором:

AV> +5V <---+ AV> | AV> [ ] AV> [ ] AV> | AV> +----> на вход лошадьтроллера AV> | AV> vv _|/ AV> |\v AV> | AV> | AV> _|_

AV> Или лучше так:

AV> +5V <---+ AV> | AV> vv _|/ AV> |\v AV> | AV> +----> на вход лошадьтроллера AV> | AV> [ ] AV> [ ] AV> | AV> _|_

AV> ?

Обе хороши, если вход у контроллера симметричен. А он наверняка симметричен.

AV> Еще попалась вот такая хрень: AV>

- насколько AV> она лучше или хуже?

Хрень, да.

AV> Схемы с компаратором видел, но по возможности хочу избежать, ибо места AV> внутри устройства (в том числе на плате) будет очень мало.

Внутре контроллера на входах (возможно, не на всех) есть триггер Шмитта (он же триппер Смита), он заменит компаратора.

С уважением - Alexander

Привет, Alexey.

Вот что Alexey Vissarionov wrote to All:

AV> Нужен сабж, способный выдавать дискретный сигнал (TTL) для AV> лошадьтроллера - банальная проверка наличия преграды между сабжем и AV> светодиодом. Насколько для этого пригодна вот такая лошадьструкция с AV> фототранзистором:

> [...]

Вполне пригодны оба варианта - при наличии достаточной освещённости. Если база выведена, то её надо соединить с эмиттером через резистор порядка 100 кОм.

Здpавствуй, Michael!

Понедельник 08 Октября 2012 23:24, ты писал(а) Alexey Vissarionov, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+507360f3:

MB> Вполне пригодны оба варианта - при наличии достаточной освещённости.

А при наличии недостаточной - запитать светодиод меандром, выход фотодатчика на АЦП и далее - полосовой фильтр.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Andrey!

Понедельник 08 Октября 2012 22:12, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/830.590+5073546c:

AA> Человек не хочет ставить даже пороговое устройство, а ты тут целый AA> комп ставишь...

Я его не ставлю, конь-пьютер, именуемый в дальнейшем конь-троллером (не путать с троллером), уже установлен. Hа танке. Или в ином месте, нам подробности не доложили.

AA> ЗЫ. AA> По мне так не просто пороговое, а обязательно с гистерезисом AA> от 5 процетов и выше, причём не вне контура датчика (фототранзистора). AA> То бишь датчик должен входит составным элементом в пороговую схему, AA> чтобы исключить генерацию при любых условиях (освещённости). AA> Иначе проблемы неизбежны. AA> Это первое.

Еще стабилизацию рабочей точки фотодатчика, чтобы работать при разнообразной внешней освещенности. Примерно так, как это делается в дистанционном управлении телевизора или иной техники. Кстати, оттуда же можно и взять готовую схему в виде трёхногого клопа. Там и пороговое, и фильтр, и всё, что надо.

AA> А уж потом можно подумать в том ключе, как ты...

"Было бы величайшей ошибкой думать" (с), не имея достаточной информации.

С уважением - Alexander

Доброго времени суток, Michael!

08 Oct 2012 23:24:26, ты -> мне:

[картинки инвертора и повторителя skipped]

MB> Вполне пригодны оба варианта - при наличии достаточной освещённости. MB> Если база выведена, то её надо соединить с эмиттером через резистор MB> порядка 100 кОм.

Ага. А что предпочтительнее в случае, если выход планируется подавать на вход INT2 ATmega8535 (он работает только по фронту или по спаду, а не по уровню) и обрабатывать посредством ISR(INT2_vect)?

Reply to
Alexey Vissarionov

Hello, Alexander!

At 2012 October 09 11:40:36 (+0400) Alexander Hohryakov wrote to Andrey Arnold AH> Еще стабилизацию рабочей точки фотодатчика, чтобы работать при разнообразной AH> внешней освещенности. Примерно так, как это делается в дистанционном управлении AH> телевизора или иной техники. Кстати, оттуда же можно и взять готовую схему в AH> виде трёхногого клопа. Там и пороговое, и фильтр, и всё, что надо.

Hекоторые клопы-фотоприёмники не реагируют на немодулированную несущую, считая её помехой.

Reply to
Alexandr Davidenko

Привет, Alexey.

Вот что Alexey Vissarionov wrote to Michael Belousoff:

AV> [картинки инвертора и повторителя skipped]

AV> Ага. А что предпочтительнее

Я бы транзистор поставил вниз, но это вовсе не обязательно.

AV> в случае, если выход планируется подавать AV> на вход INT2 ATmega8535 (он работает только по фронту или по спаду, а AV> не по уровню) и обрабатывать посредством ISR(INT2_vect)?

Может быть, всё-таки лучше задействовать входы аналогового компаратора, и взять прерывание по его срабатыванию (вроде бы есть такое)? Из него можно сделать триггер Шмитта. Потребуется любая свободная нога (порт) и два резистора. Hастоятельно рекомендую рассмотреть этот вариант. Кстати, каковы внешние условия: размеры преграды, расстояние между источником и светодиодом? Что есть источник?

Alex,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

Разницу в работе

последующей схемы имеющей на входе дискретный сигнал и аналоговой схемы с последующим пороговым входом

разумиешь или нужно объяснять?

Hаводка ;) А что будет во втором варианте если в прерываниях, скажем, ведётся счёт, уровень в аккурат у порога, а рядом вздумали приварить шпильку диаметром эдак миллиметров хотя бы 3, типа чтобы "жестянку" после аварии вытянуть?

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Hello, Andrey !

Once (Monday October 08 2012) at 21:01 someone named Andrey Arnold wrote to Alexey Vissarionov. So, look here:

AA> Дискретный сигнал ни одна из этих трёх схем выдать не может.

AA> Без какой-то пороговой схемы сигал будет аналоговым. А вход контроллера за пороговую схему не потянет ? Пусть там даже вход простого логического элемента , всё равно он имеет порог срабатывания .

Здpавствуй, Michael!

Вторник 09 Октября 2012 18:46, ты писал(а) Alexey Vissarionov, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+507472b3:

MB> Я бы транзистор поставил вниз, но это вовсе не обязательно.

MB> Может быть, всё-таки лучше задействовать входы аналогового MB> компаратора, и взять прерывание по его срабатыванию (вроде бы есть MB> такое)? Из него можно сделать триггер Шмитта. Потребуется любая MB> свободная нога (порт) и два резистора.

Разве нет триггера Шмитта внутре Атмеги?

MB> Hастоятельно рекомендую MB> рассмотреть этот вариант. Кстати, каковы внешние условия: размеры MB> преграды, расстояние между источником и светодиодом? Что есть MB> источник?

И мне про источник.

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

AH> Разве нет триггера Шмитта внутре Атмеги?

Есть, но - там порог неуправляемый, тут можно будет выбрать по вкусу. Резисторов потребуется три, не два - это, тсзть, по максимуму. А если есть несколько свободных выводов - можно организовать их по типу ковокса, при этом пороги можно будет гибко регулировать. Я ещё долго могу фантазировать, не зная обстановку и задачу в целом.

AH> И мне про источник.

Кому ещё про источник? В очередь! Модераторам скидка.

Здpавствуй, Alexandr!

Вторник 09 Октября 2012 18:46, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid= snipped-for-privacy@and.visti.net>+066dd607:

AD> Hекоторые клопы-фотоприёмники не реагируют на немодулированную AD> несущую, считая её помехой.

Еще лучше. Помехоустойчивость выше.

С уважением - Alexander

Здpавствуй, Michael!

Вторник 09 Октября 2012 21:31, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/ snipped-for-privacy@fidonet.org+507497ac:

MB> Есть, но - там порог неуправляемый, тут можно будет выбрать по MB> вкусу. Резисторов потребуется три, не два - это, тсзть, по максимуму. MB> А если есть несколько свободных выводов - можно организовать их по MB> типу ковокса, при этом пороги можно будет гибко регулировать. Я ещё MB> долго могу фантазировать, не зная обстановку и задачу в целом.

Единственное известное нам требование - минимум внешних элементов, а ты - три резистора.

С уважением - Alexander

Доброго времени суток, Michael!

09 Oct 2012 18:46:50, ты -> мне:

Есть, ISR(ANA_COMP_vect).

Писание гласит: "In addition, the comparator can trigger a separate interrupt, exclusive to the Analog Comparator. The user can select Interrupt triggering on comparator output rise, fall or toggle."

MB> Из него можно сделать триггер Шмитта. Потребуется любая свободная MB> нога (порт) и два резистора. Hастоятельно рекомендую рассмотреть этот MB> вариант.

Триггер-то зачем? Вывешиваем AIN1 в половину напряжения питания (два резистора) и ловим прерывание по "output rise" - чем плохо?

MB> Кстати, каковы внешние условия: размеры преграды, расстояние между MB> источником и светодиодом? Что есть источник?

Мышачье колесо (ZAxis, прокрутка) представляешь? Теперь увеличь его диаметр примерно до 80 мм, а количество отверстий уменьши до 4 или 5.

Reply to
Alexey Vissarionov

Здpавствуй, Alexey!

Среда 10 Октября 2012 15:45, ты писал(а) Michael Belousoff, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid=2:5020/545+50755fbd:

AV> Есть, ISR(ANA_COMP_vect).

AV> Писание гласит: "In addition, the comparator can trigger a separate AV> interrupt, exclusive to the Analog Comparator. The user can select AV> Interrupt triggering on comparator output rise, fall or toggle."

AV> Триггер-то зачем? Вывешиваем AIN1 в половину напряжения питания (два AV> резистора) и ловим прерывание по "output rise" - чем плохо?

См. ветхий завет АКА ХиХ, псалом "сопряжение аналоговых и цифровых сигналов". Когда колесо перекрывает половину светодиода и дрожит, мы имеем очень много для ловить, а оно нам надо?

AV> Мышачье колесо (ZAxis, прокрутка) представляешь? Теперь увеличь его AV> диаметр примерно до 80 мм, а количество отверстий уменьши до 4 или 5.

Я такого колеса не только представляю, но и делал, на других МК. Цифровой вход с ТШ и ничего аналогового, только колпак для защиты от внешней засветки. Светодиод ради экономии электричества можно питать короткими импульсами. Бесколпачный вариант сложнее, но до этого, я думаю, не дойдет.

С уважением - Alexander

Привет, Alexander.

AH> Единственное известное нам требование - минимум внешних элементов, а AH> ты - три резистора.

Да я их вообще элементами не считаю. :-) Размера 0201 - их и не разглядишь. :-) Шютка, я мельче 0603 не применяю. Хотя нацеливался нынче на 0402, но обошёлся пока.

> [...]

AV> Триггер-то зачем? Вывешиваем AIN1 в половину напряжения питания (два AV> резистора) и ловим прерывание по "output rise" - чем плохо?

В другую сторону срабатывание не фиксируется? Тогда можно без ТШ, но порог неплохо бы иметь подстраиваемым. Можно сделать это, если резистор в коллекторе фотортранзистора будет (частично) подстроечный, тогда можно сигнал с него давать на любой вход, а том числе и на INT.

AV> Мышачье колесо (ZAxis, прокрутка) представляешь? Теперь увеличь его AV> диаметр примерно до 80 мм, а количество отверстий уменьши до 4 или 5.

  1. Толщина его какая? 2. Тогда ТШ, наверно, не помЫшает. Hадёжнее будет работать, без дребезга.