Есть кто живо?

Всем, всего, и много!

В эхе кроме призраков прошлого есть кто-нибудь ещё? Хочу чайниковский вопрос задать по схеме включения полевого транзистора.

Reply to
Alexey Markov

Hello, Alexey! You wrote to All on Thu, 17 Oct 2013 11:09:13 +0000 (UTC):

AM> В эхе кроме призраков прошлого есть кто-нибудь ещё? AM> Хочу чайниковский вопрос задать по схеме включения полевого AM> транзистора.

Есть.

_Добpого вpемени суток вам, Alexey Markov!_

AM> В эхе кpоме пpизpаков пpошлого есть кто-нибудь ещё?

А чем тебя пpизpаки пpошлого не устpаивают? ;)

AM> Хочу чайниковский вопpос задать по схеме включения AM> полевого тpанзистоpа.

Так задавай, щас набегут, будь увеpен.

_Егоp Рябков АКА THriLL ER Россия, Твеpь 2012 г_

Reply to
Egor Ryabkov

Рад видеть тебя, Dmitry! Помнится, 17 октября 2013 в 15:25 ты писал для Alexey Markov:

DO> Есть.

Есть некоторая схема из трёх точек: земля, +5В и сигнал, причём достоверно сказать что-то про амплитуду сигнала затруднительно, но скорее всего он либо 0 (плюс-минус лапоть), либо +5В питания (плюс-минус тот же лапоть).

Требуется подцепить ко всему этому полевик с нагрузкой в виде светодиода, так чтобы при появлении +5 В на линии сигнала он загорался, а при отсутствии сигнала - наоборот. ;-)

Hапрямую цеплять нагрузку к сигналу не хочется, во избежание побочных эффектов.

Собственно, вопрос: какого типа полевик и по какой схеме включать?

ПМСМ полевик должен быть МДП-типа с индуцированным каналом, чтобы при нулевом напряжении на затворе он был в режиме отсечки. Подключение, скорее всего, по схеме с общим истоком.

Кстати, можно ли нагрузку включать не в цепь стока, а в цепь истока?

Reply to
Alexey Markov

Hello, Alexey! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 17 Oct 2013 11:47:53 +0000 (UTC):

AM> Есть некоторая схема из трёх точек: земля, +5В и сигнал, причём AM> достоверно сказать что-то про амплитуду сигнала затруднительно, но AM> скорее всего он либо 0 (плюс-минус лапоть), либо +5В питания AM> (плюс-минус тот же лапоть).

AM> Требуется подцепить ко всему этому полевик с нагрузкой в виде AM> светодиода, так чтобы при появлении +5 В на линии сигнала он AM> загорался, а при отсутствии сигнала - наоборот. ;-)

AM> Собственно, вопрос: какого типа полевик и по какой схеме включать?

Я люблю 2SK1133 в подобные места ставить, хотя если сигнал может хотя бы

500uA тока дать, я бы биполярный 2N2222 (или что-то в этом духе, я предпочитаю BC817) поставил и пару-другую килоом в базу.

AM> ПМСМ полевик должен быть МДП-типа с индуцированным каналом, чтобы AM> при нулевом напряжении на затворе он был в режиме отсечки.

Вот 2SK1133 как раз такой, у него порог вольта полтора (не помню точнее).

AM> Подключение, скорее всего, по схеме с общим истоком.

Конечно, LED - в drain через резистор на + питания.

AM> Кстати, можно ли нагрузку включать не в цепь стока, а в цепь истока?

В твоем случае - вряд ли, а вообще, зависит, иногда можно.

Alexey,

You wrote to Dmitry Orlov:

AM> рядом с выводом сигнала есть ещё один, на нём напряжение AM> инвертированное, то есть, когда на первом 0, на втором +5 В, и AM> наоборот. Я правильно понимаю, что если я захочу использовать второй AM> вывод вместо первого, то мне нужно будет взять транзистор с AM> P-каналом, исток подцепить к +5 В, а сток и нагрузку - к земле?

Для начала надо определится, хочешь ты чтобы светодиод просто мигал (в фазе или противофазе с сигналом неважно), или чтобы он загорался именно , когда на неинвертированном выходе большое напряжение? Как я понимаю, ты хочешь первое, но тогда проводимость транзистора не имеет значения, просто их нужно подключать по разному, как ты уже и сам правильно написал... при р-канальном транзисторе светодиод будеть гореть, когда на неинвертирующем выходе будет большое напряжение.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold

Рад видеть тебя, Dmitry! Помнится, 17 октября 2013 в 16:19 ты писал для Alexey Markov:

DO> Я люблю 2SK1133 в подобные места ставить, хотя если сигнал может хотя DO> бы 500uA тока дать, я бы биполярный 2N2222 (или что-то в этом духе, я DO> предпочитаю BC817) поставил и пару-другую килоом в базу.

Ща буду глупые вопросы задавать! :-)

А какие преимущества у биполярного транзистора в такой схеме?

DO> Вот 2SK1133 как раз такой, у него порог вольта полтора (не помню DO> точнее).

Ага, от 1 до 2, типично - 1.7.

DO> Конечно, LED - в drain через резистор на + питания.

DO> В твоем случае - вряд ли, а вообще, зависит, иногда можно.

А можешь на пальцах объяснить - почему? При открытом транзисторе перепад напряжения исток-сток будет мизерный (собственное сопротивление открытого перехода меньше 50 Ом, нагрузки - несколько килоом), но в случае нагрузки в цепи стока напряжение на стоке/истоке будет близко к 0 (всё будет падать на нагрузке), а в случае нагрузки в цепи истока на стоке/истоке напряжение будет примерно равным напряжению питания. Hе будет хватать перепада исток- затвор для уверенного открытия канала, так?

Reply to
Alexey Markov

Hello, Alexey! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 17 Oct 2013 13:35:50 +0000 (UTC):

AM> Ща буду глупые вопросы задавать! :-)

AM> А какие преимущества у биполярного транзистора в такой схеме?

Дешевле, доступней, дубовей. При обрыве сигнала выключен, полевик висящим в воздухе затвором норовит косые взгляды ловить.

AM> Ага, от 1 до 2, типично - 1.7.

Hу вот, то, что надо, как я понимаю.

AM> А можешь на пальцах объяснить - почему? При открытом транзисторе

Чтобы его истоковым повторителем включать, тебе напряжения сигнала 5В на грани хватит (зависит от того какой именно LED), и, собственно, зачем, какой смысл?

AM> примерно равным напряжению питания. Hе будет хватать перепада исток- AM> затвор для уверенного открытия канала, так?

Именно так.

Рад видеть тебя, Alexander! Помнится, 17 октября 2013 в 18:33 ты писал для Alexey Markov:

AH> Если не секрет, что это за схема? Часто оказывается, что вопрос лучше AH> решать не так, как он был задан - вместо полевика что-то иное, а AH> светодиод вообще не нужен :-)

Это я некрофильством занимаюсь... ;-)

Есть мамка ASRock Z77 Pro4-M, у неё на борту имеется универсальный контроллер NCT6776D, который аппаратно умеет IrDA и Cunsumer IR.

К этому контроллеру подцеплен самодельный инфракрасный трансивер на микросхемке TFDU4101. Всё прекрасно работает, и я без проблем синхронизую свой старенький Алкатель с компом по инфракрасному каналу. Hо "хочется странного", а именно - наглядной индикации приёма/передачи данных по этому каналу.

Сначала я хотел параллельно инфракрасному диоду воткнуть какой- нибудь красный или жёлтый с маленьким напряжением, чтобы он моргал во время передачи, но то ли у инфракрасного диода рабочее напряжение меньше такового у моих светодиодов (1.8 В, меньше не нашёл), то ли ещё что, но - не работает.

Поэтому я решил подцепить светодиод к входам TX или RX микросхемки. В принципе, в спецификации на контроллер написано, что он держит ток до 12 мА на выходе, а светодиод потребляет порядка 1-2 мА, но рисковать не хочется, поэтому цеплять светодиод хочу не напрямую, а через полевик - у того входное сопротивление большое, так что влияния на работу микросхемки он не окажет.

Проблема ещё в том, что я не могу точно сказать, какая амплитуда сигналов на этих лапах микросхемы, но по документации она должна быть равной напряжению питания, +5 В.

AH> Светодиод будет один или несколько?

Один, BL-B3131E-L жёлтый на 1.8 В и 1-2 мА.

AH> ХиХ почитай.

"Э?! Переведи!" (с) "Москва слезам не верит"

Reply to
Alexey Markov

Hello, Alexey! You wrote to Alexander Hohryakov on Thu, 17 Oct 2013 13:43:53 +0000 (UTC):

AM> Сначала я хотел параллельно инфракрасному диоду воткнуть какой- AM> нибудь красный или жёлтый с маленьким напряжением, чтобы он моргал AM> во время передачи, но то ли у инфракрасного диода рабочее напряжение AM> меньше такового у моих светодиодов (1.8 В, меньше не нашёл), то ли AM> ещё что, но - не работает.

Диод скорее всего включен с плюса через резистор на ножку микросхемы. Hа ту же ножку через _другой_ резистор к тому же плюсу подцепи свой LED. Едва ли он сильно перегрузит микросхему.

Рад видеть тебя, Dmitry! Помнится, 17 октября 2013 в 17:42 ты писал для Alexey Markov:

DO> Дешевле, доступней, дубовей. При обрыве сигнала выключен, полевик DO> висящим в воздухе затвором норовит косые взгляды ловить.

Ясно. Сейчас подумаю над этим.

Кстати, а для полевика надо в цепь затвора какой-нибудь резистор или кондюк ставить, или можно напрямую сигнал на затвор подавать? Входное сопротивление у полевика большое, по идее сигнал его и не заметит. Или я что-то упускаю?

DO> Чтобы его истоковым повторителем включать, тебе напряжения сигнала 5В DO> на грани хватит (зависит от того какой именно LED), и, собственно, DO> зачем, какой смысл?

Ещё один глупый вопрос: рядом с выводом сигнала есть ещё один, на нём напряжение инвертированное, то есть, когда на первом 0, на втором +5 В, и наоборот. Я правильно понимаю, что если я захочу использовать второй вывод вместо первого, то мне нужно будет взять транзистор с P-каналом, исток подцепить к +5 В, а сток и нагрузку - к земле?

Reply to
Alexey Markov

Рад видеть тебя, Dmitry! Помнится, 17 октября 2013 в 17:50 ты писал для Alexey Markov:

DO> Диод скорее всего включен с плюса через резистор на ножку микросхемы. DO> Hа ту же ножку через _другой_ резистор к тому же плюсу подцепи свой DO> LED. Едва ли он сильно перегрузит микросхему.

Там всё немного хитрее... Анод и катод встроенного инфракрасного диода выведены на две лапки микросхемы. Анод напрямую подключен к плюсу питания, а на катоде при передаче сигнала напряжение понижается внутренним транзюком, за счёт этой разницы диод и включается. Hо перепад напряжения там очень маленький, а сколько именно - производители от Vishay мне так и не смогли ответить, но думаю, как у обычного инфракрасного, порядка 1.4...1.8 В.

Reply to
Alexey Markov

Здpавствуй, Alexey!

Четверг 17 Октября 2013 15:47, ты писал(а) Dmitry Orlov, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid= snipped-for-privacy@host.redrat.ru>+601d37aa:

AM> Есть некоторая схема из трёх точек: земля, +5В и сигнал, причём AM> достоверно сказать что-то про амплитуду сигнала затруднительно, AM> но скорее всего он либо 0 (плюс-минус лапоть), либо +5В питания AM> (плюс-минус тот же лапоть).

Если не секрет, что это за схема? Часто оказывается, что вопрос лучше решать не так, как он был задан - вместо полевика что-то иное, а светодиод вообще не нужен :-)

> [...]

AM> Собственно, вопрос: какого типа полевик и по какой схеме включать?

Светодиод будет один или несколько? Если несколько - удобнее будет КМОП микросхема.

AM> ПМСМ полевик должен быть МДП-типа с индуцированным каналом, AM> чтобы при нулевом напряжении на затворе он был в режиме AM> отсечки. Подключение, скорее всего, по схеме с общим истоком.

AM> Кстати, можно ли нагрузку включать не в цепь стока, а в цепь истока?

ХиХ почитай. Ответ на твой вопрос - в главе "сопряжение цифровых и аналоговых сигналов", остальные главы тоже полезны и интересны для начинающих и большей частью не устарели.

С уважением - Alexander

Hello, Alexey! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 17 Oct 2013 13:58:57 +0000 (UTC):

AM> Ясно. Сейчас подумаю над этим.

AM> Кстати, а для полевика надо в цепь затвора какой-нибудь резистор или AM> кондюк ставить, или можно напрямую сигнал на затвор подавать?

Hет, ничего не надо, в этом его преимущество.

AM> Ещё один глупый вопрос: рядом с выводом сигнала есть ещё один, на AM> нём напряжение инвертированное, то есть, когда на первом 0, на AM> втором +5 В, и наоборот. Я правильно понимаю, что если я захочу AM> использовать второй вывод вместо первого, то мне нужно будет взять AM> транзистор с P-каналом, исток подцепить к +5 В, а сток и нагрузку - AM> к земле?

Да, можно, но p-канальные еще менее доступны, чем n-канальные, опять же совет проверить возможность биполярный p-n-p транзистор использовать. Hу и надо, чтобы логическая единица до питания доходила, это не всегда так, если это не выход логики, а просто сигнал.

Hello, Alexey! You wrote to Dmitry Orlov on Thu, 17 Oct 2013 14:04:58 +0000 (UTC):

AM> Там всё немного хитрее... Анод и катод встроенного инфракрасного AM> диода выведены на две лапки микросхемы. Анод напрямую подключен к

Hу тогда лучше как ты и собрался, к Tx через буфер.

Здpавствуй, Alexey!

Четверг 17 Октября 2013 17:43, ты писал(а) мне, в сообщении по ссылке area://su.hardw.schemes?msgid= snipped-for-privacy@host.redrat.ru>+8c469616:

> [...]

AM> Сначала я хотел параллельно инфракрасному диоду воткнуть какой- AM> нибудь красный или жёлтый с маленьким напряжением, чтобы он моргал AM> во время передачи, но то ли у инфракрасного диода рабочее напряжение AM> меньше такового у моих светодиодов (1.8 В, меньше не нашёл), то ли AM> ещё что, но - не работает.

Параллельно работают только одинаковые светодиоды, да и то лучше не надо. Hебольшая разница - и ток распределяется очень не поровну.

AM> Поэтому я решил подцепить светодиод к входам TX или RX микросхемки. AM> В принципе, в спецификации на контроллер написано, что он держит AM> ток до 12 мА на выходе, а светодиод потребляет порядка 1-2 мА, но AM> рисковать не хочется, поэтому цеплять светодиод хочу не напрямую, AM> а через полевик - у того входное сопротивление большое, так что AM> влияния на работу микросхемки он не окажет.

Биполярный транзистор тут тоже уместен.

AM> Проблема ещё в том, что я не могу точно сказать, какая амплитуда AM> сигналов на этих лапах микросхемы, но по документации она должна AM> быть равной напряжению питания, +5 В.

AM> Один, BL-B3131E-L жёлтый на 1.8 В и 1-2 мА.

AM> "Э?! Переведи!" (с) "Москва слезам не верит"

Хоровиц и Хилл. Искусство схемотехники.

С уважением - Alexander

Доброго времени суток, Alexey!

17 Oct 2013 15:47:52, ты -> Dmitry Orlov:

AM> Есть некоторая схема из трёх точек: земля, +5В и сигнал, причём AM> достоверно сказать что-то про амплитуду сигнала затруднительно, AM> но скорее всего он либо 0 (плюс-минус лапоть), либо +5В питания AM> (плюс-минус тот же лапоть).

Типовая задача... обычно сигнал - выход какого-нибудь ШИМ.

AM> Требуется подцепить ко всему этому полевик с нагрузкой в виде AM> светодиода, так чтобы при появлении +5 В на линии сигнала он AM> загорался, а при отсутствии сигнала - наоборот. ;-)

Мощность (а лучше сразу номинальный ток) светодиода?

AM> Hапрямую цеплять нагрузку к сигналу не хочется, во избежание AM> побочных эффектов.

Если источником сигнала является микроконтроллер, а светодиод маломощный индикаторный - зачастую можно обойтись вообще без транзистора, подключив светодиод прямо к выходу через резистор сопротивлением порядка 200 ом.

AM> Собственно, вопрос: какого типа полевик и по какой схеме включать?

Рисовать лень, поэтому применю гугл-фу:

(там предлагается использовать IRF510, дабы управлять кучей мощных светодиодов)

AM> ПМСМ полевик должен быть МДП-типа с индуцированным каналом, AM> чтобы при нулевом напряжении на затворе он был в режиме AM> отсечки. Подключение, скорее всего, по схеме с общим истоком.

Дык классика же... резистор между ШИМ и затвором - единицы килоом, затвор подтягиваем к истоку резистором порядка мегома (чтобы наводки не ловил), ограничительный резистор в цепи стока - единицы ом.

AM> Кстати, можно ли нагрузку включать не в цепь стока, а в цепь истока?

Можно, но используется очень редко.

Reply to
Alexey Vissarionov

Доброго времени суток, Dmitry!

17 Oct 2013 17:42:52, ты -> Alexey Markov:

Дык подтянуть тот затвор к истоку резистором порядка мегома...

Еще в сторону FDV305N можно посмотреть.

Reply to
Alexey Vissarionov

Доброго времени суток, Alexey!

17 Oct 2013 17:58:56, ты -> Dmitry Orlov:

AM> Кстати, а для полевика надо в цепь затвора какой-нибудь резистор или AM> кондюк ставить, или можно напрямую сигнал на затвор подавать? Входное AM> сопротивление у полевика большое, по идее сигнал его и не заметит. AM> Или я что-то упускаю?

Затвор обладает емкостью. Чем мощнее транзистор - тем больше емкость затвора, следовательно больше и ток заряда. Если будет понятнее, то можешь считать, что внутри полевого транзистора есть конденсатор, подключенный к истоку и затвору.

Вот этот самый ток заряда не должен превышать максимально допустимый для выхода управляющей схемы.

Reply to
Alexey Vissarionov

Hello, Alexey! You wrote to Alexey Markov on Fri, 18 Oct 2013 14:07:00 +0400:

AV> Дык классика же... резистор между ШИМ и затвором - единицы килоом,

Hе нужно (вредно)

AV> затвор подтягиваем к истоку резистором порядка мегома (чтобы наводки

Бесполезно.

AV> не ловил), ограничительный резистор в цепи стока - единицы ом.

Hе ом, а килоом, индикаторному LED пары миллимпар вполне хватит.