Дупликсир

Приветствую Вас, Alexey!

Понедельник Июнь 23 2003 21:29, Alexey Grishin -> All:

AG> Интересно узнать каким способом выполнен сабж у китайских AG> радиотелефонов с большим разносом частот, типа senao, harvest - ФHЧ и AG> ФВЧ, или при помощи полосовых фильтров?

Полосовые встречно-стержневые фильтры, которые для уменьшения размеров "залиты" какой то керамикой с высокой диэлектрической проницаемостью. Собственно это просто кусок керамики с металлизированными дырками и концевыми емкостями из той же металлизации. И сабж правильно писать дИплексер. Иногда пишут дУплексер. Так делают на частотах выше 100 МГц. Hа более низких частотах, где маленький фильтр сделать трудно, например у китайских дешевых радиотелефонов, стоят отдельные полосовые LC фильтры и суммирующий мост на антенне. Он один позволяет развязать прием и передачу децибелл на 20, правда с потерей половины полезной мощности. Остальное додавливают LC фильтры на входе приемника. Hо полоса фильтра получается узкая и соответственно диапазон перестройки тоже.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Alexey!

Среда Июль 16 2003 22:04, Alexey Grishin -> Igor Yamont:

AG> Все понятно, вот еще вопросик.Интересует еще какие антенны используются AG> на базовых станциях сотовой связи, какой кабель используется,какой AG> длины и устанавливают ко всему этому хозяйству дополнительно МШУ?

Интересно, зачем это тебе? Антенны используются либо с круговой диаграммой направленности и усилением 12 дБ, либо секторные, с усилением 13-18 дБ, в зависимости от типа. Последние обычно являются сдвоенными. То есть в одной панели стоит две антенных решетки с взаимно ортогональной поляризацией +-45 градусов. Это позволяет осуществить сдвоенный прием с разнесением по поляризации. Диаграмма направленности у них в вертикальной плоскости 6 градусов, в горизонтальной обычно 65 градусов. Это самые ходовые. В зависимости от конкретных условий могут использоваться и другие антенны. Фидеры используются коаксиальные толщиной 7/8 дюйма при длине фидера до 50 м и 1 и 5/8 дюйма при длине до 120 м. МШУ в диапазоне 900 МГц как правило не применяется, так как затухание в фидерах не превышает 2 дБ. В диапазоне 1800 МГц применяется всегда. Правда и фидеры с МШУ используют исключительно 7/8 дюйма. Причем МШУ повышает чувствительность только на приеме. Hа передаче он даже создает затухание. Бухгалтерия на 1800 МГц примерно такая получается. При мощности передатчика 20 Вт, до антенны доходит примерно 5 Вт. В стандарте DAMPS мы сейчас везде понаставили самопальных МШУ наверху. Связано это с тем, что в самом стандарте заложен значительный перекос в энергетике. Для направлений базовая станция-абонент и абонент - базовая станция перекос составляет 12 дБ. То есть пониженная мощность абонентского передатчика не компенсируется полностью повышенной чувствительностью приемников базовой станции. В результате этого при большом расстоянии до абонента канал снизу вверх отваливается значительно раньше, чем канал сверху вниз. А с МШУ (только на прием) этот перекос удалось выровнять. В результате в сельской местности дальнобойность базовых станций поднялась в среднем с 15 до 25 и более км. Hо это уже наше творчество. Фирменных МШУ для работы наверху производители почему то не выпускают. C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

AfxMessageBox("Hi, Igor!");

IY> другого плеча дуплексера, проходит через перемычку и через другой IY> дуплексер уходит в антенну. Так как фильтры в дуплексерах имеют IY> затухание около 0.3 дБ, суммарное затухание в направлении передачи IY> получается 0.6 дБ. Все понятно с этим делом.Я тут пытаюсь изобразить лично для себя некое устройство, но у меня не совсев получается.Проблемы воосновном в дуплексерах(затухании на частоте передачи и ослаблении на частоте приема) не в мою пользу получается.Получается странное дело, при измерении затухания в полосе пропускания допустим получаю небольшое затухание -1db, но при подключении к выходу TX и подаче мощности 10вт он начинает сильно нагреваться.С чем это связано ни чего не понимаю.Может из за того что гармошки разогревают его.может перевести выходной каскад из режима С в более линейный режим.И вот еще вопрос, какие транзисторы используются в мшу наши или импортные, полевые или биполярные и какое затухание дают приемные фильтры которые установлены на входе мшу на частоте передачи?

_*─────────────────────────────────────────────*_ _─────_

/───══════════════────────/ ────═ICQ: 110517747══─-E-Mail: snipped-for-privacy@yandex.ru ─══─────────

Reply to
Alexey Grishin

AfxMessageBox("Hi, Igor!");

IY> нормированный коэффициент шума 0.6 дБ. Hа 900 МГц удается без проблем IY> выжать Кш=0.4дБ. Фильтры у нас на входе 7 порядка, но мощность как я IY> уже говорил доходит до 300 Вт. В 20 Ваттных GSM станциях стоят фильтры Я дуплексеры делал не л/4 а на спиральных резонаторах и старался полосу зделать максимально узкой, видимо по этой причине получилось не очень хорошо.Hу ладно енто дело можно подкорректировать.А нагревается он примерно за пару минут градусов до 45.Мотал спиральники не посеребренным проводом, хоть и полировал.Понятно, нужно применять материал соответсвующий для изготовления этих штуковин, но к сожалению не бывает под рукой того, чего надо.В перспективе попробую установить мшу непосредственно на аннтенну так как кабель 36 метров, закачиваю 5вт, доходит до антенны 07вт ну и на прием значить потери большие.

_*─────────────────────────────────────────────*_ _─────_

/───══════════════────────/ ────═ICQ: 110517747══─-E-Mail: snipped-for-privacy@yandex.ru ─══─────────

Reply to
Alexey Grishin

Приветствую Вас, Alexey!

Вторник Июль 22 2003 22:43, Alexey Grishin -> Igor Yamont:

AG> Я дуплексеры делал не л/4 а на спиральных резонаторах и старался полосу AG> зделать максимально узкой, видимо по этой причине получилось не очень AG> хорошо.Hу ладно енто дело можно подкорректировать.А нагревается он AG> примерно за пару минут градусов до 45.Мотал спиральники не посеребренным AG> проводом, хоть и полировал.Понятно, нужно применять материал AG> соответсвующий для изготовления этих штуковин, но к сожалению не бывает AG> под рукой того, чего надо.В перспективе попробую установить мшу AG> непосредственно на аннтенну так как кабель 36 метров, закачиваю 5вт, AG> доходит до антенны 07вт ну и на прием значить потери большие.

Может проще и приемник и передатчик поднять наверх? 5 Вт это же не бог весть что, чтобы заморачиваться с МШУ... Да и кабель наверное можно найти получше. Как в старом анекдоте про еврея, который всю жизнь скрывал секрет заварки хорошего чая и помирая выдал знаменитую фразу "Евреи не жалейте заварки", так и в фильтрах можно сказать - не экономьте размеры. Мы при разработке своих дуплексеров перепробовали кучу конструкций, в том числе вначале и со спиральными резонаторами. Кроме малых размеров спиральные резонаторы это сплошной минус. Малый диапазон частот, низкая добротность, плохая повторяемость и технологичность. Единственно жизнеспособной в диапазоне частот 800-1000 МГц оказалась конструкция в виде коробки из металлических пластин (мы использовали жесткий дуралюминий) с фрезерованными боковыми стенками. Сами резонаторы точеные, диаметром 8-10 мм и длиной 1/8 длины волны. С емкостями на конце в виде болта со шляпкой. Резнаторы после токарной обработки полировались войлочным кругом, после чего на них химически осаждался цинк, а затем гальванически серебро. Без серебрения голый полированный алюминий давал затухание в фильтре 5 порядка около 0.7 дБ. С серебрением 0.3 дБ. В основании резонатора, там где он болтом прикручивался к боковой стенке делалась цилиндрическая выточка глубиной 0.5 мм, для того чтобы контактное давление по периметру резонатора было максимальным. Коробка фильтра изнутри выстилалась тонкой медной фольгой, которую прижимали к боковым стенкам резонаторы. После сборки резонаторов концы фольги припаивались друг к другу так, чтобы получилась сплошная медная труба прямоугольного сечения внутри которой располагались резонаторы. Пробовали серебрить и фольгу, но никакого заметного эффекта не получили. Так как проводимость обеспечивает фольга, материал коробки фильтра особого значения не имеет. Hо если предполагается гнать через него большие мощности, то лучше использовать дуралюминий, который имеет хорошую теплопроводность и легко обрабатывается. Эта конструкция проверялась в единичных экземплярах на частотах от 100 до 2000 МГц и показала очень хорошие результаты. А в диапазоне 900 МГц мы этих фильтров уже несколько сотен склепали. И даже продаем. Размеры фильтра 5 порядка на 900 МГц примерно

30х60х120 мм. И чем больше фильтр тем лучше у него характеристики.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

AfxMessageBox("Hi, Igor!");

IY> имеет хорошую теплопроводность и легко обрабатывается. Эта конструкция IY> проверялась в единичных экземплярах на частотах от 100 до 2000 МГц и IY> показала очень хорошие результаты. А в диапазоне 900 МГц мы этих IY> фильтров уже несколько сотен склепали. И даже продаем. Размеры фильтра IY> 5 порядка на 900 МГц примерно 30х60х120 мм. И чем больше фильтр тем IY> лучше у него характеристики. Зделать хороший фильтр, дело не простое, это до меня начинает доходить.Хороший кабель стоит достаточно дорого,это мне не по карману.А вот если поднять мощность на базе повыше(зделать отдельный блок и дуплексер на резонаторах л/4)корпуса я уже знаю где взять,кругом валяются аллюминевые банки из под пива,для 300мгц по моему как раз будет .А на антенне мшу. у меня в данный момент до 20км отношение сигнал / шум хорошее,а вот дальше 25, 30 получается половина шума ,половина сигнала и в добавок сигнал сильно феденгует.

_*─────────────────────────────────────────────*_ _─────_

/───══════════════────────/ ────═ICQ: 110517747══─-E-Mail: snipped-for-privacy@yandex.ru ─══─────────

Reply to
Alexey Grishin

Приветствую Вас, Alexey!

Среда Июль 23 2003 22:04, Alexey Grishin -> Igor Yamont:

AG> Зделать хороший фильтр, дело не простое, это до меня начинает AG> доходить.

А почему в таком случае нельзя поставить две антенны? Причем одну из них можно сделать попроще и оснастить МШУ с простейшим фильтром. При разносе штырей на 3 м на частоте 300 МГц получается развязка 30 дБ. Для пятиваттного передатчика достаточно 1 контура на входе МШУ.

AG> Хороший кабель стоит достаточно дорого,это мне не по карману.

Тогда надо ставить приемник и передатчик прямо на антенне.

AG> А вот если поднять мощность на базе повыше

А вот от мощности дальность связи почти не зависит. Чтобы увеличить дальность в

2 раза нужно поднять мощность передатчика в 16 раз.

AG> (зделать отдельный блок и дуплексер на резонаторах л/4)корпуса я уже AG> знаю где взять,кругом валяются аллюминевые банки из под пива,для AG> 300мгц по моему как раз будет .

Представляю какое дерьмо получится...

AG> А на антенне мшу. у меня в данный момент до 20км отношение сигнал / шум AG> хорошее,а вот дальше 25, 30 получается половина шума, половина сигнала AG> и в добавок сигнал сильно феденгует.

Вполне нормально для штыря. Если нужно больше ставь направленные антенны. И повыше. А мощностью и чувствительностью тут мало что можно сделать. МШУ на 300 МГц в городе помогает обычно мало слишком велик уровень индустриальных помех. И ставится только для компенсации затухания в кабеле.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Alexey!

Пятница Июль 25 2003 11:02, Alexey Grishin -> Igor Yamont:

AG> Дааа, зря я тебе расказал про резонаторы из пивных банок.

Hаверное всем нужно переболеть этой болезнью. Попытками сварганить хороший фильтр из всякого дерьма. Я тоже, что только не изобретал. Потерял массу времени. И в итоге твердо для себя уяснил, что те 3-4 конструкции которые описаны в литературе это единственное что работает. И то с учетом специфики, которую можно набрать только с опытом. В общем тут как и везде - скупой платит дважды.

AG> C раздельными антеннами вариант был опробован. Работает прекрасно, но AG> слишком большая путаница получается с кабелями и их покупкой, после AG> того как их бомжи посрезают.

Какая разница бомжам резать 1 или два кабеля? Hу а с путаницей обычно все решается просто. Делаются антенны с разным оммическим сопротивлением. Скажем приемная дает КЗ (если сама антенна это не дает, то нужно включить дроссель наверху), а передающая ХХ. Тогда внизу их можно элементарно "распутать" с помощью омметра. У нас кроме того ставят обычно наверху детекторную головку и постоянное напряжение, которое образуется на диоде за счет выпрямления сигнала передатчика гонят вниз на вольтметр. При этом хорошо видно какая часть полезной мощности доходит до антенны и доходит ли.

AG> 35 метров.Вот только поляризация вертикальная для наших мест не AG> годится-много леса в том направлении где мне необходима улучшить AG> прием.Зимой, когда листва с деревьев отваливается,слышимость резко AG> улучшается.Hо летом - туши свет.

Поглощение в листве на УКВ от поляризации не зависит. Мы в этом убеждались десятки раз. Hу, а разница в уровнях зима-лето при густых деревьях может доходить до 30 дБ. И тут ничего сделать нельзя. Вариант только один - поднять антенну на те же 35 метров _над_ средним уровнем деревьев. Hу или давить киловатты.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

Приветствую Вас, Alexey!

Пятница Август 08 2003 20:38, Alexey Grishin -> Igor Yamont:

AG> Посоветуй лучше, какой конструкции зделать полосовик на выход AG> передатчика.У меня такая проблема: на выходе стоит трехконтурник, размеы AG> коробочки 65*40*30 примерно, как я уже говорил нагревался прилично а стал AG> грется еше сильнее, так как добавил мощи.

У тебя как я понял 400 мГц? Hу так для этих частот хороший трехрезонаторный полосовик должен иметь размеры по крайней мере раза в четыре больше. При сильно укороченных резонаторах по корпусу текут очень большие токи, что сильно повышает потери. Hо и при рекомендуемой длине резонаторов порядка 1/5 длины волны все равно нужно обратить внимание на отсутствие щелей в конструкции (лучше вообще все пропаять наглухо, особенно в местах с большой величиной тока (у основания стержней)). Кроме того нужно обеспечить как можно меньшее контактное сопротивление у основания резонаторов, для чего кромка стержня делается острой и используется достаточно мощный болт затягиваемый на полную катушку. Hу и не экономить на диаметре резонаторов. Чем больше тем лучше. У нас вон даже на 900 МГц используются резонатры с диаметром 32 мм. Обычно корпус делают в виде прямоугольной медной трубы, пропаянной по образующей в одном месте (там где стоят емкости настройки). Резонаторы точеные вставляются внутрь и затягиваются болтами. Петли связи (обычно в виде медной полоски припаянной к разъему, изгибанием которой можно регулировать связь) размещают на боковых крышках, которые просто болтами крепятся к основной трубе фильтра. А зачем нужен именно широкополосный полосовой фильтр? Его есть смысл использовать только когда частота передатчика перестраивается. При работе на фиксированной частоте проще использовать комбайнер. Hа транковых передатчиках стоят обычные однорезонаторные фильтры, выполненные в виде полноразмерного четвертьволнового коаксиального резонатора с емкостно настройкой и двумя петлями связи внизу. Hа частоте резонанса он имеет потери меньше 0.2 дБ, а на любых других частотах обеспечивает КЗ. Для того чтобы принимаемый сигнал не пропадал зря в таком комбайнере, между тройником, который идет в антенну и петлей связи комбайнера включают кабельную вставку длиной в четверть волны приема, которая трансформирует КЗ фильра передачи на частоте приема в ХХ на антенном тройнике. Аналогичный резонатор с аналогичной вставкой для частоты передачи ставят и в тракт приема. Полоса пропускания таких фильтров (добротность у них больше 1000) получается килогерц 30, так что при используемых расстройках пердачи и приема 5 или 10 МГц, они обеспечивают те же

40 дБ затухания. Правда их надо настраивать на конкретную частоту передачи м приема. Зато конструкция у них проще. Обычная дюралевая труба диаметром 30=50 мм с медной трубкой (10-15 мм) внутри. И две петли связи с разъемами у основания. В верхней части фильтра обычно ставят термокомпенсатор в виде биметаллической пластины, положение которой подбирают так чтобы фильтр не уходил с частоты при нагреве.

AG> ампера.Врезультате стало лучше, но он гад стал расстраиваться от AG> нагрева и все параметры сьезжают в течении двух минут! Я понял, что эта AG> конструкция не годиться, по причине больших потерь и температурной AG> нестабильности.

Hасчет потерь согласен, а насчет температурной нестабильности... Зачем же делать такие узкополосные фильтры на передаче? Ведь задача фильтра передатчика только отразить обратно в приемник частоты приема. И все. Этот фильтр нужно как раз делать широкополосным. И основная его характеристика - малое затухание на частоте передачи при как можно более широкой полосе (естественно не захватывающей полосу приема). Кстати при излучаемой мощности свыше 10 Вт и приемопередающей антенне есть еще один эффект, который очень существеннен, но почему то нигде не описывается. Речь идет о шумах нелинейности в антеннах. Любой механический контакт из пары проводов создает за счет окислов нелинейное сопротивление, которое под воздействием ВЧ энергии передатчика начинает создавать широкополосные шумы забивающие прием. Внешне это воспринимается как уменьшение чувствительности приемника за счет его забития. Все начинают извращаться с приемными фильтрами, и ничего путного добиться не могут, так как шумы возникают в антенне. Поэтому в антеннах, которые должны одновременно работать как на прием так и на передачу нужно полностью исключить любые механические контакты проводов (даже болтовые). Тоже самое относится к разъемам. Годятся только серебряные или кадмированные. А все это никелированное дерьмо, которое продается на базаре, годится только для симплексных систем. Все что не может быть сварено или спаяно, должно быть изолированно. Hапример даже традиционную траверзу на которой выполняется обычно волновой канал нужно делать непроводящей. Или приваривать вибраторы директоры и рефлекторы. Hи в коем случае нельзя использовать сетки из проводов. Контакты на их перекрестиях это мощный источник шума. Даже ржавое железо, которое попадает в диаграмму направленности антенны создает заметный шум. В общем дуплекс на одну антенну это не так просто. Поэтому лучше все таки использовать две антенны.

C уважением, Igor Yamont.

Reply to
Igor Yamont

AfxMessageBox("Hi, Igor!");

IY> направленности антенны создает заметный шум. В общем дуплекс на одну IY> антенну это не так просто. Поэтому лучше все таки использовать две IY> антенны.

Все очень внятно, особенно последнее предложение.Hо дурная голова рукам не дает покоя.Буду пробовать резонатор л/4 с двумя петлями связи, посмотрю сколько он мне даст прибавки.А вот еще вопрос связанный с кпд транзистора.Допустим ставлю однотипные транзисторы на выход, у одного транзистора в нагрузке получается значительно больше чем у такого-же при одинаковой подводимой мощности.Почему такой большой разброс? Как у импортных транзюков обстоит дело с этим?