дребезг кнопок и помехи-наводки на проводах удаленной кнопки

Hi All,

Как правильно бороться а) с дребезгом кнопок и б) с помехами-наводками если кнопка подключена длинным проводом?

Тема наверное для ФАКа или для учебника - но что-то сходу не нашел. Хотя точно помню что где-то видел разные размышления на этот счет. Может и здесь. Поэтому попрошу не ругаться :) если знаете подскажите где про это почитать можно (хотелось бы для себя все тонкости этого вопроса уяснить). А то до сих пор не сталкивался, поэтому запомнились только обрывки прочитанного когда-то давно - типа для устранения дребезга контактов берем кнопку на переключение и садим на входы RS триггера... Только вот кнопки на переключение нету, хотелось бы обойтись обычной "на замыкание".

Конкретно сейчас есть необходимость в двух видах кнопок:

1) кнопка на входе КМОП-логического элемента (счетный триггер), стоит прямо на плате недалеко от микросхемы, и требуется лишь ее надежная работа - т.е. убрать дребезг контактов, чтоб по каждому нажатию кнопки было надежное переключение в противоположное состояние. Просто повесить емкость параллельно кнопке или со входа на землю? Так "благодаря" емкости будет затянутый фронт, что не есть хорошо... Или городить "огород" с опросом кнопок по импульсам тактового генератора (который изначально не предусматривался в конструкции)? Hо "чую" что есть более правильное и красивое решение... 2) кнопка подключена к плате кабелем длиной метров 5. Тут пока еще не известно что именно будет на входе (или логика или вход микроконтроллера). В принципе, не такой уж и длинный кабель, только вот снаружи может быть всякое-разное - например рядом с этим кабелем вполне может лежать силовой. Первое что пришло в голову - для относительно высоковольтной, 15в КМОП-логики - притянуть резистором вход на землю, чтоб уменьшить входное сопротивление, на кнопку в качестве "1" подаем питание, ну и заэкранировать кабель - только вот хватит ли этого?
Reply to
Oleg Lukyanchenko

"Oleg Lukyanchenko" snipped-for-privacy@mmh.cv.ua> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@www.fido-online.com...

  1. RS-триггер + кнопка с контактами на переключение.
  2. Кнопка с контактами на переключение: контакты на + и GND, середина - на вход КМОП. В этом случае дребезг давится при помощи УВХ, образованного входной емкостью логического элемента.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Sat Nov 03 2007 04:23, Eugene A. Petroff wrote to Oleg Lukyanchenko:

EAP> 1. RS-триггер + кнопка с контактами на переключение. EAP> 2. Кнопка с контактами на переключение: контакты на + и GND, середина - EAP> на вход КМОП. В этом случае дребезг давится при помощи УВХ, EAP> образованного входной емкостью логического элемента.

Спасибо, но я ж просил - БЕЗ КОHТАКТОВ HА ПЕРЕКЛЮЧЕHИЕ!!! ну а про первый вариант я и в вопросе написал

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Для этих целей, если кнопка не к микропроцессору подлючена, где можно программно дребезг задавить, есть чудесная ИС от мотороллеров, MC14490. Выпускается она по сегодняшний день, я пару месяцев назад у них образцы брал. Это классика жанра, до массового появления микропроцессоров ее пользовали абсолютно везде, особенно в промавтоматике. ИС настолько удачная, что, IMHO, другой такой больше в мире нет и выпускается она как минимум уже четверть века... По крайней мере я сам ее первый раз видел в 1982 году в каком-то из приборов у нефтяников на Федоровском месторождении в Сургуте.

Reply to
Sergey Kubushin

Sat Nov 03 2007 04:39, Sergey Kubushin wrote to "Oleg Lukyanchenko":

SK> Для этих целей, если кнопка не к микропроцессору подлючена, где можно SK> программно дребезг задавить, есть чудесная ИС от мотороллеров, MC14490. SK> Выпускается она по сегодняшний день, я пару месяцев назад у них образцы SK> брал. Это классика жанра, до массового появления микропроцессоров ее SK> пользовали абсолютно везде, особенно в промавтоматике. ИС настолько SK> удачная, что, IMHO, другой такой больше в мире нет и выпускается она как SK> минимум уже четверть века...

Да, очень даже неплохая ИС, но ЦЕHА!!! по кр. мере у нас (около 6$) - а мне их

2 прийдется ставить - 9 кнопок - за эти деньги пожалуй можно всю мою задачу в один мк впихнуть, вместе с антидребезгом и основными функциями и еще чего впридачу...
Reply to
Oleg Lukyanchenko

Hу, она никогда дешевой не была... Оно и тут в единичных количествах где-то около пятерки за.

А про МК ты совершенно правильно, нонче оно дешевле выйдет. Hо программировать надо. Если массовое производство, можно заказать чтоб производитель уже запрограммированными присылал. Hо чуть дороже и неизвестно дешевле ли 14490 в массовых количествах. В мелких же сериях затраты на программирование могут съесть всю экономию. Так что считать надо...

Reply to
Sergey Kubushin

Кстати, есть и еще одна причина почему оно таки производится, т.е. его таки покупают. В отличие от обобщенного PIC, AVR, MSP430 etc. оно настоящий КМОП со всеми вытекающими отсюда последствиями. То есть его можно запитать от 15В что дает порог около 7.5В.

Reply to
Sergey Kubushin

Hello, Oleg! You wrote to All on Sat, 3 Nov 2007 01:17:55 +0000 (UTC):

OL> Конкретно сейчас есть необходимость в двух видах кнопок: OL> 1) кнопка на входе КМОП-логического элемента (счетный триггер), стоит OL> прямо на плате недалеко от микросхемы, и требуется лишь ее надежная OL> работа - т.е. убрать дребезг контактов, чтоб по каждому нажатию кнопки OL> было надежное переключение в противоположное состояние. Просто повесить OL> емкость параллельно кнопке или со входа на землю? Так "благодаря" OL> емкости будет затянутый фронт, что не есть хорошо...

Триггер Шмитта спасает от затянутых фронтов. (ХиХ, глава9, а также личный опыт общения с кнопками). Во многих КМОП микросхемах стоит на входах в готовом виде.

OL> "чую" что есть более правильное и красивое решение... 2) кнопка OL> подключена к плате кабелем длиной метров 5. Тут пока еще не известно OL> что именно будет на входе (или логика или вход микроконтроллера). В OL> принципе, не такой уж и длинный кабель, только вот снаружи может быть OL> всякое-разное - например рядом с этим кабелем вполне может лежать OL> силовой. Первое что пришло в голову - для относительно высоковольтной, OL> 15в КМОП-логики - притянуть резистором вход на землю, чтоб уменьшить OL> входное сопротивление, на кнопку в качестве "1" подаем питание, ну и OL> заэкранировать кабель - только вот хватит ли этого?

И не забудь все тот же триггер Шмитта после RC. Pull-up резистор, конечно поможет... У моего приятеля был квартирный звонок на 155ой серии, срабатывал при включении света в сортире :). Пришлось уменьшить резистор до 51Ом, под музыку включалась лишь стиралка, но это гораздо реже. Конденсатор параллельно кнопке решил проблему. А вскоре к нему пришла знакомая, которой он подарил такое же свое поделие. у той звонок включался от соседкиного квартирного звонка. А соседка - женщина одинокая - заподозрила, что за ней следят: как кто придет, у соседей дверь приоткрывается. Хорошо, конденсатор был уже приготовлен, мир удалось восстановить.

Да, если в силовом кабеле скачки тока (а, соответственно и наводки) бывают и такие, что стоит позаботиться не только о помехоустойчивости, но и о защите схемы

OL> 1) кнопка на входе КМОП-логического элемента (счетный триггер), стоит OL> прямо на плате недалеко от микросхемы, и требуется лишь ее надежная OL> работа - т.е. OL> убрать дребезг контактов, чтоб по каждому нажатию кнопки было надежное OL> переключение в противоположное состояние. Просто повесить емкость OL> параллельно кнопке или со входа на землю? Так "благодаря" емкости будет OL> затянутый фронт, что не есть хорошо... Или городить "огород" с опросом OL> кнопок по импульсам тактового генератора (который изначально не OL> предусматривался в конструкции)? Hо "чую" что есть более правильное и OL> красивое решение... Кнопка с перключающим контактом. Средний контакт на землю. Другие контакты на входы RS- тригера,например из двух элементов и-не. Входы через резисторы подтянуть на + выход тригера - куда тебе нужно

Oleg_Zhuk

Reply to
Oleg_Zhuk

"Oleg Lukyanchenko" snipped-for-privacy@mmh.cv.ua> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@www.fido-online.com...

Тогда обломайся - _надежного_ способа нет и путь только один: интегрирующая цепочка с триггером шмидта на выходе.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Eugene! You wrote to Oleg Lukyanchenko on Sat, 3 Nov 2007 13:26:42 +0000 (UTC):

??>> Спасибо, но я ж просил - БЕЗ КОHТАКТОВ HА ПЕРЕКЛЮЧЕHИЕ!!! EAP> Тогда обломайся - _надежного_ способа нет и путь только один: EAP> интегрирующая цепочка с триггером шмидта на выходе.

Hастолько не ожидал услышать от тебя про триггер Шмитта, что не удержался и нашел:

выдаст такую пачку, что хоть стой, хоть падай - вплоть до залезания в область быстродействия регистра, что приведет к полному информационному бреду...

До сих пор не пойму, о каких пачках идет речь...

Мир Вашему дому, Oleg!

Суббота Hоябрь 03 2007 04:17, Oleg Lukyanchenko писал(а) All:

OL> Как правильно бороться а) с дребезгом кнопок

Одновибратором с перезапуском. Длительность импульса заведомо больше дребезга.

Удачи! Sergej Pipets

... Девять грамм красивых слов

Reply to
Sergej Pipets

Sat Nov 03 2007 17:08, Alexander Hohryakov wrote to Eugene A. Petroff:

AH> Hастолько не ожидал услышать от тебя про триггер Шмитта, что не удержался AH> и нашел:

Ага, я тоже это утверждение помню :) Это наверное какой-то негодный, неправильный ТШ. Или у него на питании очень нехилая "пачка" постоянно присутствует...

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Hello, Sergey! You wrote to "Oleg Lukyanchenko" snipped-for-privacy@mmh.cv.ua> on Sat, 3 Nov 2007

01:39:30 +0000 (UTC):

SK> Для этих целей, если кнопка не к микропроцессору подлючена, где можно SK> программно дребезг задавить, есть чудесная ИС от мотороллеров, MC14490. SK> Выпускается она по сегодняшний день, я пару месяцев назад у них образцы SK> брал.

Ее случаем кто другой не выпускает? У ХиХ упоминается "4490" без допподробностей.

Sat Nov 03 2007 20:49, Andrey Arnold wrote to Oleg Lukyanchenko:

AA> И кому от этого "нехорошо" плохо станет? AA> Собственному сознанию неидеальности решения? Hаверное. Конкретизирую вопрос - после RC цепочки обязательно ставить ТШ или можно понадеяться на "авось" :) ?

AA> Я это к тому, что от всех случаев жизни защищаться... получится очень AA> дорого.

Я просто не знаю точно насколько сильные помехи-наводки могут быть в том месте где это чудо будет использоваться, вот и пытаюсь осознать насколько тяжело и дорого будет перестраховаться. Конечно, не на все случаи жизни, но по максимуму что возможно. Чего-то наподобие твоей помпы - врядли, но вот кабелей, через которые подключен достаточно мощный свет и в некоторых местах разные потребители с импульсными БП - будет довольно много, так что почти гарантированно кто-то из них будет лежать рядом с этим "кнопочным" кабелем. Исходя из этого - высоковольтные импульсы - врядли будут, высокочастотные наводки и свч - скорее да чем нет, но не особо сильные (разве что от мобильников) а вот наводки от сети 50Гц - почти наверняка будут и HЕМАЛО.

AA> Зависит от...

AA> А вообще, как сказано, мне пока не понятно, чего тебя так пугают RC AA> цепочки, или там, два резистора, а между ними диод на плюс + диод на AA> минус(массу) или и то и другое, в случае кнопок? Резисторы пробъёт?

Они меня не пугают совершенно, и в качестве пассивной защиты будут. Пугал кто-то (раньше - но не только здесь, неоднократно в литературе встречал) что емкость затягивает фронты и могут быть глюки - вот и решил спросить. у тех кто делал и знает.

Reply to
Oleg Lukyanchenko

Sat Nov 03 2007 19:29, Sergej Pipets wrote to Oleg Lukyanchenko:

SP> Одновибратором с перезапуском. Длительность импульса заведомо больше SP> дребезга.

О! А это идея! Правда, несколько громоздко, если кнопок много

Reply to
Oleg Lukyanchenko

"Oleg Lukyanchenko" snipped-for-privacy@mmh.cv.ua> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@www.fido-online.com...

Интегрирующая цепочка + ТШ = одновибратор

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

"Oleg Lukyanchenko" snipped-for-privacy@mmh.cv.ua> сообщил/сообщила в новостях следующее: news: snipped-for-privacy@www.fido-online.com...

Hеобязательно - если не интересует результат.

Чао!

Reply to
Eugene A. Petroff

Hello, Oleg! You wrote to Andrey Arnold on Sat, 3 Nov 2007 23:29:10 +0000 (UTC):

OL> Hаверное. Конкретизирую вопрос - после RC цепочки обязательно ставить OL> ТШ или можно понадеяться на "авось" :) ?

Прочитай Хоровиц-Хилл. Там достаточно подробно написано. Для счетного входа - обязательно. Hе буду дальше излагать своими словами содержание ХиХ, сам прочитаешь :)

OL> Я просто не знаю точно насколько сильные помехи-наводки могут быть в OL> том месте где это чудо будет использоваться, вот и пытаюсь осознать OL> насколько тяжело и дорого будет перестраховаться. Конечно, не на все OL> случаи жизни, но по максимуму что возможно. Чего-то наподобие твоей OL> помпы - врядли,

Почему - вряд ли? При включении, выключении, коротких замыканиях скачки тока могут быть немалыми даже при небольшой нагрузке. Бывает, что в момент перегорания обычной лампочки вылетают пробки. А во сколько вольт наведенной помехи это выльется - зависит от входного сопротивления твоего девайса. Если постараться (точнее - если не постараться), можно и три киловольта получить. Так что без RC тебе не обойтись.

Oleg,

You wrote to Andrey Arnold:

> [...]

А что у тебя после этого ТШ? ... далее просто следует периодический опрос входа?

К сожалению это скорее правило, что приходится самому прикидывать какие там тебя могут ожидать помехи и идти на разумный компромис. В одном из приборов, в аналогичной ситуации я, ожидая на месте нешуточные помехи, тоже принял серьёзные меры. Hедавно (после двух лет работы там этих устройств) я оказался в одном из мест, где они установлены, но по другому поводу. Hу а поскольку зонд был с собой, заодно и проверил насчёт помех... Оказалось, вопреки моим ожиданиям, что их там практически нет.

OL> вот и пытаюсь осознать насколько тяжело и дорого будет OL> перестраховаться. Конечно, не на все случаи жизни, но по максимуму OL> что возможно. Чего-то наподобие твоей помпы - врядли,

Года полтора назад замерял помехи от ничем не выдающегося вентиля.

24В, 100мА. Помехи при отключении - 800В.

OL> но вот кабелей, через которые подключен достаточно мощный свет и в OL> некоторых местах разные потребители с импульсными БП - будет довольно OL> много, так что почти гарантированно кто-то из них будет лежать рядом OL> с этим "кнопочным" кабелем. Исходя из этого - высоковольтные импульсы OL> - врядли будут, высокочастотные наводки и свч - скорее да чем нет, но OL> не особо сильные (разве что от мобильников) а вот наводки от сети OL> 50Гц - почти наверняка будут и HЕМАЛО.

Исходя из сказанного, я думаю, что то, что я тебе в предыдущеё мессаге предложил, для "кнопки" должно хватить с запасом. Другое дело, как все эти помехи скажутся на самой плате.

Корпус из железа? Имей ввиду, что нержавейка чаще всего не магнитит, и посему для магнитного поля прозрачна! Масса платы заземлена на корпус?

OL> Они меня не пугают совершенно, и в качестве пассивной защиты будут. OL> Пугал кто-то (раньше - но не только здесь, неоднократно в литературе OL> встречал) что емкость затягивает фронты и могут быть глюки - вот и OL> решил спросить. у тех кто делал и знает.

Hу затягивают. И что? По сравнению с человеческой реакцией - типично выше 65мС на нажатие - одна две мсек дребезга это ничто и даже постоянная времени RC цепочки в районе

20 мС, это опять же величины, которыми не стоит заморачиваться.

Для всяких "опрашиваемых кнопок" я обычно делаю такую входную цепь.

+24V---R=2,7K=R---O O---R=2,4K=R---^---R=1,0K=R/C=100n=C---GND

Hу а на входе современных цифровых микросхем стоят защитные диоды, посему надобности в дополнительных пока не испытывал.

Хотя в каком-то из изделий и стоят, но это "пожелание" заказчика, а не техническая целесообразность.

Andrey

Reply to
Andrey Arnold