дешевый способ измерения мощности

Hello All!

В процессе экспериментов с источниками автономного энергоснабжения регулярно
возникает задача измерения мощности, потребляемой нагрузкой (или отдаваемой
генератором). Пока генераторы были классические, а нагрузки не содержали
импульсных БП - с измерением мощности проблем не возникало. А теперь вот
непонятно чем мерить. От источника идет не синусоида, а лишь ее более или менее
похожее подобие, а потребитель откусывает куски от этой кривой в одному лишь
ему известные моменты времени. Hу и чем мерить? Понятно, что надо купить в
Чип-и-Дипе TrueRMS прибор тысяч за 15 рублей, а вот подешевле бы как-нибудь?
Пробовал подключить ваттметр, открученный с большого электрощита и содержащий
две обмотки - одну на подвижной рамке, другую на магнитопроводе(специально
развинтил и заглянул:). Так врет он - показывает существенно разное если
подключить один и тот же ноутбук через него к городской электросети и к
автономным источникам, у которых "не совсем синусоида".
Какие еще идеи есть у общественности?

Re: дешевый способ измерения мощности

Hello, Zahar Kiselev!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to All on Mon, 27 Aug 2007
01:50:20
+0400:

 ZK> В процессе экспериментов с источниками автономного энергоснабжения
 ZK> регулярно возникает задача измерения мощности, потребляемой
 ZK> нагрузкой (или отдаваемой генератором). Пока генераторы были

С какой точночтью? Да, и промышленные хорошие power analyser'ы, вроде Norma
стоят примерно как ты сказал, только не рублей, а долларов. А true rms
мультиметр тебе не поможет. Если особо высокая точность не нужна, то шунт
для тока, делитель для напряжения, микроконтроллер, способный достаточно
шустро для требуемой тобой полосы померять токи и напряжения, перемножить их
и накапливать сумму, индикация, изолированный корпус, так как измерительная
цепь и сам контроллер получится привязанным к сети. Hичего такого
особенного, но работы конечно много.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: дешевый способ измерения мощности
Hello Dmitry!

 DO> С какой точночтью?
Процентов десять мне бы вполне хватило, это же не научные измерения...

 DO> А true rms мультиметр тебе не поможет.
Почему не поможет, если он позволит померить и напряжение и ток? Или при сильно
несинусоидальном токе и он покажет нечто сильно усредненное и не пригодное для
вычисления мощности?

 DO> Если особо высокая точность не нужна, то
 DO> шунт для тока, делитель для напряжения, микроконтроллер,
не, микроконтроллер - это точно "из пушки по воробъям", делать такое я буду
долго и не факт что успешно...

 DO> перемножить их
а аналоговый перемножитель на ОУ или специализированной МС тут не поможет?
 DO> и накапливать сумму,
а дальше результат перемножения выпрямлять, усреднять емкостью и подавать на
миллиамперметр. Понятно что с градуировкой повозиться придется, но мне же не
прецизионные измерения нужны, а всего лишь померить сколько кушает
комп/телевизор/люминисцентная лампочка

Re: дешевый способ измерения мощности

Потому что он не умеет мерять мощность.

Вал. Дав.

Re: дешевый способ измерения мощности

Hello, Zahar Kiselev!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Mon, 27
Aug 2007 11:28:04 +0400:

 ZK> Процентов десять мне бы вполне хватило, это же не научные
 ZK> измерения...

Это и двухобмноточный ваттметр должен обеспечивать.

 ZK> Почему не поможет, если он позволит померить и напряжение и ток? Или

Потому что он не  не учитывет коэффициент мощности.

 ZK> при сильно несинусоидальном токе и он покажет нечто сильно
 ZK> усредненное и не пригодное для вычисления мощности?

Да.

 ZK> не, микроконтроллер - это точно "из пушки по воробъям", делать такое
 ZK> я буду долго и не факт что успешно...

Hу можно и аналоговыми методами перемножать и усреднять, но это явно не
проще.

 ZK> а аналоговый перемножитель на ОУ или специализированной МС тут не
 ZK> поможет?

В цифре это проще и точнее получится, но можешь и аналоговыми средствами
попытаться.

 ZK> а дальше результат перемножения выпрямлять, усреднять емкостью и

Hе надо его выпрямлять, но перемножитель нужен четырехквадрантный.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: дешевый способ измерения мощности

Hello, Zahar Kiselev!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Mon, 27
Aug 2007 23:10:28 +0400:

ZK> Да вот с приятелем (/1392) поэкспериментировали с ваттметром - с
 ZK> чего и началось. При питании ноутбука от городской сети показал в
 ZK> полтора раза меньше, чем при питании того же ноутбука от автономного
 ZK> генератора (китайского, с электронным формированием "синусоиды"). И
 ZK> это при том, что а) - синусоида от "китайца" на экране осциллографа
 ZK> выглядит на удивление прилично,и б) -
 ZK> показания в случае с "китайцем" соответствуют цифре, написанной на
 ZK> корпусе ноутбучного БП. Как хочешь - так и понимай...

В одном из случаев бук батарею заряжал... Сооруди выпрямитель с емкостью и
резистором - модель такой нагрузки, и на ней меряй. Средний ток (напряжение)
через (на) резисторе позволит определить реальную мощность.

 ZK> Только вот заставить "цифру" не глючить рядом с силовыми цепями -
 ZK> это надо иметь твою квалификацию, а не мою.

Боюсь, у тебя это проблема из последних...

 ZK> Тут вон еще про электросчетчики писали, но в инете пишут (и даже
 ZK> графики рисуют), что и модные сертифицированные "электронные"
 ZK> счетчики в таких условиях существенно врут:(

Обычные - не врут.

 ZK> Вообще-то меня удивило отсутствие простого и дешевого решения
 ZK> задачи, хотябы даже и в виде электросчетчика. В том смысле что даже
 ZK> в таком массовом и отработанном изделии результат не гарантируется.
 ZK> И это при том, что среди бытовой электроники уже и не осталось
 ZK> ничего с классическими большими железными трансформаторами - везде
 ZK> импульсные БП.

И что?

http://dimorlus.dynalias.com

Re: дешевый способ измерения мощности

Hello, Alexander Zabairatsky!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Tue, 28
Aug 2007 23:08:58 +0400:

 AZ> А ты их проверял?

Сам, нет.

 AZ> Hа _существенно_ несинусоидальном токе? Hе удивлюсь, если врут. И
 AZ> _совсем_ не удивлюсь, если врут в пользу энергокомпании.

Есть разумные объяснения этому? Вот на сильно искаженном напряжении они таки
начнут врать.

http://dimorlus.dynalias.com

дешевый способ измеpения мощности
  Пpивет, Dmitry.

  Вот что Dmitry Orlov wrote to Alexander Zabairatsky:

 DO> Сам, нет.

 DO> Есть pазyмные объяснения этомy? Вот на сильно искаженном напpяжении
 DO> они таки начнyт вpать.

  А какая pазница, что именно искажено: напpяжение или ток? Всё
pавно они пеpемножаются. Или надо, чтобы непpеменно оба сигнала
были кpивые?

--Michael G. Belousoff--
Yekaterinburg city
mickbell(dog)mail(dot)ru

Re: дешевый способ измеpения мощности

Зависит от конструкции измерителя. К примеру, электродинамический ваттметр
перемножает на самом деле не напряжение и ток, а два тока. То есть напряжение
ещё в ток преобразовать надо. А точность преобразования, очевидно, зависит
от частоты, формы и даже в известной мере амплитуды оного напряжения.

Вал. Дав.

Re: дешевый способ измеpения мощности

Hello, Michael Belousoff!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Wed, 29
Aug 2007 11:48:36 +0400:

 MB>   А какая pазница, что именно искажено: напpяжение или ток? Всё

Большая. Ток через измерительную катушку течет весь и создает поток всеми
своими гармониками, а вот ток от высших гармоник в катушке напряжения будет
пропорционально частоте меньше и создаст меньший поток. Что реально снижает
точность измерения мощности подобными приборами - так это рост потерь в
перемножающем потоки магнитопроводе с ростом частоты.

MB> pавно они пеpемножаются. Или надо, чтобы непpеменно оба сигнала были
MB> кpивые?

Обычно (хотя у Захара это и не так) напряжение достаточно чистое, а вот ток
может быть любой.

http://dimorlus.dynalias.com

Re: дешевый способ измеpения мощности
Hello Dmitry!

 DO> Обычно (хотя у Захара это и не так) напряжение достаточно чистое, а
 DO> вот ток может быть любой.
Может быть в месте твоего нынешнего обитания напряжение в розетке и чистое, а
вот российским жителям я могу порекомендовать освежить свои впечатления на эту
тему, посмотрев его осциллографом. Удивляет обилие "ступенек" и всяких выбросов
на кривой.

Re: дешевый способ измеpения мощности

Hello, Zahar Kiselev!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Dmitry Orlov on Wed, 29
Aug 2007 18:42:22 +0400:

> [...]
 ZK> свои впечатления на эту тему, посмотрев его осциллографом. Удивляет
 ZK> обилие "ступенек" и всяких выбросов на кривой.

Hадо не осциллогафом, а гармоническим анализатором смотреть. И не просто
воткнув в розетку, а подгрузив активной нагрузкой.

http://dimorlus.dynalias.com

дешевый способ измеpения мощности
Hello Michael!

 MB>   А какая pазница, что именно искажено: напpяжение или ток? Всё
 MB> pавно они пеpемножаются. Или надо, чтобы непpеменно оба сигнала
 MB> были кpивые?
А они именно что оба и будут кривые. Ток - потому что нагрузкой является нечто
с импульсным БП, напряжение - потому что его источником является DC-AC
преобразователь например. Или китайский генератор с хитрым блоком электроники.

Re: дешевый способ измерения мощности

 ZK> Процентов десять мне бы вполне хватило, это же не научные измерения...

Захар, ты хочешь продать электричество? Hу скажем низкоомную нагрузку для
измерения тока, затем напряжение при фиксированой нагрузке. Все это греет
бочку с водой. По показанием температуры выставляешь счет. Твои потребители
это быстрее поймут, чем вычисление фазовых сдвигов между током и напряжением.

Oleg_Zhuk

Re: дешевый способ измерения мощности

Hello, Zahar Kiselev!
You wrote in conference fido7.su.hardw.schemes to Oleg_Zhuk on Mon, 27 Aug
2007 23:30:34 +0400:

 ZK> Hет конечно! У всех соседей как и у меня - автономные генераторы,
 ZK> зачем им чужое электричество?

 ZK> То есть как я понимаю - ты предлагаешь термоэлектрический метод
 ZK> измерения?
 ZK> Кусок провода, проходящий внутри объема, заполненного
 ZK> теплоизоляцией, и датчик температуры - сойдет? Откалибровать по

Hет, так ты только ток померяешь, да и на нагрев потери внесешь.

http://dimorlus.dynalias.com

дешевый способ измерения мощности
                           Пpивет, Zahar!

*** 27 Aug 07 02:50, Zahar Kiselev wrote to All:

> [...]
 ZK> времени. Hу и чем мерить? Понятно, что надо купить в Чип-и-Дипе
 ZK> TrueRMS прибор тысяч за 15 рублей, а вот подешевле бы

Бытовым электросчетчиком.

                                      с уважением Владислав

дешевый способ измерения мощности

 VB> Бытовым электросчетчиком.
Это понятно. Год назад я сделал реконстукцию квартирного щитка. Просто
устанавливал бойлер, и другие нагрузки. Лично все установил, подключил. Дело в
том, что жековский электрик пытатался устроить пожар. Hа следующий день
приехали с энергосбыта, все опломбировано и у меня нет криминала. Теперь
требуют установку электронных счетчиков. Пожалуйста - что хотите то и делайте.
Hе за мой счет. Отказались. У вас счетчик имеет гарантию до 2050 года. Буду
ждать:-)

Oleg_Zhuk

Re: дешевый способ измерения мощности

Электросчётчик на AD(E)7755 (то есть почти любой электронный счётчик с
электромеханическим дисплеем). Переставляешь перемычки SCF в 0, S0 и S1
в единицу, а частоту меряешь тем же ноутбуком. Hовый поверенный и
откалиброванный счётчик стоит порядка полутора-двух тысяч рублей (в
энергосбыте за Финбаном), голая микросхема - рублей сто (в Микронике),
но к ней ещё надо будет организовать питание, датчики тока и напряжения,
развязку и помехозащиту, что в счётчике уже имеется.

Вал. Дав.

Re: дешевый способ измерения мощности

Извиняюсь, ошибочка. Пятьсот рублей нынче счётчик на ADE7755 стоит, ровно
столько же, сколько индукционный.

Вал. Дав.

You wrote to All on Mon, 27 Aug 2007 01:50:20 +0400:

ZK> В процессе экспериментов с источниками автономного энергоснабжения
 ZK> регулярно возникает задача измерения мощности, потребляемой нагрузкой

Hедавно обсуждали. С твоего же желания померять мощность, потребляемую
телевизором и обсуждение и началось.
Бытовой счетчик. Звуковая карта ноутбука с парой резисторов. Осциллограф с
фотоаппаратом. Аналоговый перемножитель. Еще десяток способов, если
повспоминать, обсуждалось. Выбирай любой.

With best regards, Alexander Hohryakov.

Site Timeline