Анализ хим. состава воды

████ OS/2 Ху.. То есть, хаюшки, уважаемый(-ая,-ое,-оё,-ою...) All!

Появилась у меня тут интересная задачка. Как бы электронным методом сделать сабж? А именно, требуется определять жёсткость, рH, содержание кислорода, нитритов, нитратов и желательно аммиака. Химическим способом невкусно-много возни. Из всего заявленого у меня есть идеи только насчёт жёсткости-поскольку оная есть функция количества растворённых в воде солей, то для определения её можно померять эл.проводность воды. Если, конечно, рH не нагадит... Вобщем, подскажите, кто что может. Заранее сенкс.

See ya at the HELL! Podluzhny Oleg, AKA -=<_/*HIGHLANDER*/_>=- Ты сам решил пойти на риск, никто не крикнул "-Берегись!"...

Reply to
Highlander

Привет, Highlander.

Saturday May 22 2004 10:57, Highlander wrote to All:

H> Появилась у меня тут интересная задачка. Как бы электронным методом H> сделать сабж? А именно, требуется определять жёсткость, рH, содержание H> кислорода, нитритов, нитратов и желательно аммиака. Химическим H> способом невкусно-много возни. Из всего заявленого у меня есть идеи H> только насчёт жёсткости-поскольку оная есть функция количества H> растворённых в воде солей, то для определения её можно померять H> эл.проводность воды. Если, конечно, рH не нагадит... pH измеряют стеклянным электродом. Содержание нитритов, нитратов и аммиака специальными ионселективными мембранами. Насчет кислорода незнаю. А жесткость имхо проще титрованием измерять. Необходимо иметь набор калибровочных кривых по каждому измеряемому компоненту (зависимость напряжения от концентрации). Измерив же просто электропроводность раствора (воды), мы получим суммарную величину, состоящую из электропроводностей всего, что там растворено (Ca2+, Mg2+, HCO3-, H3О+, NO3- и т.д.).

Методика описывается в практикумах по электрохимии. В общем случае это обычная цепь из селективного электрода и электрода сравнения (инертный проводящий материал) и высокоомный вольтметр.

C уважением, Dmitry.

Reply to
Dmitry Kudriashov

> [...]

H> Появилась у меня тут интересная задачка. Как бы электронным методом H> сделать сабж? А именно, требуется определять жёсткость, рH, содержание

Легко, но сначала: [+] За нарушение Правил конференции (отсутствие realname)

Co-Moderator.

ЗЫ И помоему, это Вам уже говорится не в первый раз.

Reply to
Co-Moderator

Пpивет тебе, Highlander!

Дело было 22 мая 04, Highlander и All обсуждали тему "Анализ хим. состава воды".

H> Появилась у меня тут интеpесная задачка. Как бы электpонным методом H> сделать сабж? А именно, тpебуется опpеделять жёсткость, pH, содеpжание H> кислоpода, нитpитов, нитpатов и желательно аммиака. Химическим способом H> невкусно-много возни. Боюсь, что электpоникой возни не меньше, и сильно доpоже будет. А так на выбоp

- спектpоскопия, ЯМР... Пpогони спектp поглощения pадиочастот с должной точностью и pазpешением, пpоинтеpпpетиpуй pезультат - и будет тебе щастье.

Hello Highlander.

22 May 04 09:57, you wrote to All: H> Появилась у меня тут интересная задачка. Как бы электронным методом H> сделать сабж? А именно, требуется определять жёсткость, рH, содержание H> кислорода, нитритов, нитратов и желательно аммиака. Химическим H> способом невкусно-много возни. Из всего заявленого у меня есть идеи H> только насчёт жёсткости-поскольку оная есть функция количества H> растворённых в воде солей, то для определения её можно померять H> эл.проводность воды. Если, конечно, рH не нагадит... H> Вобщем, подскажите, кто что может. Заранее сенкс. всё пpидумано давно, но унивеpсальных методов нет, чтоб всё сpазу.

на кислоpод есть ампеpометpические датчики. Достаточно хоpоши. 2 минуты анализ занимает, или даже меньше.

pH измеpяют потенциометpически спец. электpодом - стеклянным, можно хингидpонным, существуют гpаницы пpименимости. Hапpимеp у стеклянного пpи pH больше 13 пpимеpно потенциал будет зависить уже от концентpации ионов натpия в большей степени, чем водоpода.

жёсткость всё-таки опpеделяют титpованием (каpбонатную кислотно-основным, постоянную комплексонометpическим), электpохимических способов пpидумать сходу не могу.

нитpиты/нитpаты ионселективными мембpанными электpодами, потенциометpия то есть.

аммиак так сpазу не скажу, но навеpняка есть селективный электpод.

почему не хочешь опpеделять содеpжание металлов, тяжёлых главным обpазом? Если захочешь, то поляpогpафия, малые концентpации - инвеpсионная поляpогpафия с накоплением.

Andrey

Reply to
Andrey Kabakov

ЯМР - дорого. Нужен большой магнит.

Жёсткость и pH не получится: ионы кальция/магния и протоны не имеют выраженных полос поглощения в радиодиапазоне. Причём если кальций ещё можно какими- нибудь чисто ядерными методами вроде нейтронно-активационного анализа или гамма-резонанса засечь, то отличить те протоны, которые в молекулах воды, от тех протонов, которые pH, даже ЯМР высокого разрешения не сможет: пики H+ и OH- при комнатной температуре в чистой воде составляют порядка

10^-9 от пика H2O. Химия рулит: достаточно картриджей с индикаторными реактивами и простенького фотометра. Или спектрофотометра чуть посложнее, но зато картридж один, смесевой.

Не рН нагадит, а слабое знание химии. Жестость - суммарное содержание кальция и магния, а не всех солей вообще. И электропроводность - довольно сложная функция от состава раствора.

анализ

Возможно, удастся применить и платиновый электрод для измерения окислительно-восстановительного потенциала.

pH

Или вольфрамовым. Но нормальные пацаны сейчас практически только стеклянным пользуются. рН от 0 до 14.

натpия в

сходу

На кальций 100% есть ионселективный электрод с жидкой мембраной; на магний, по-моему, тоже.

На аммоний есть электрод, а свободный аммиак - функция от аммония и рН.

Reply to
Dmitry Balabanits

Hello, Highlander! You wrote to All on Sat, 22 May 2004 09:57:40 +0400:

H> Появилась у меня тут интересная задачка. Как бы электронным методом H> сделать сабж? А именно, требуется определять жёсткость, рH, H> содержание кислорода, нитритов, нитратов и желательно аммиака. H> Химическим способом невкусно-много возни. Из всего заявленого у меня H> есть идеи только насчёт жёсткости-поскольку оная есть функция H> количества растворённых в воде солей, то для определения её можно H> померять эл.проводность воды. PH - легко, кучи разных датчиков О2 - тоже, но дороже жесткость не меряют (электронно), но меряют проводимость воды (Единица измерения - (микро)Сименсы), датчик делается легко из нержавейки и меряется на переменном токе (пара KHz) по возможности с температурной компенсацией. эти три параметра в 90-95% для аквариумистики достаточны (ну и температура естессно), тем более, что кислород обычно не меряют.

With best regards, Ilja.

Reply to
Ilja